Марина Бобкова
Консультация для педагогов «Экологические игры с дошкольниками»
Экологическое воспитание за последние годы, является одной из важнейших тем. Человек – часть природы: он не
может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым
существует окружающий его мир. Только научившись жить в
полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны,
сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.
Экологическое отношение к миру природы формируется и
развивается на протяжении всей жизни человека.
Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не
развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде,
Публикация «Консультация для педагогов „Экологические игры с дошкольниками“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
а воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, с
окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в
развитии экологической культуры личности. В этом возрасте
ребенок начинает выделять себя из окружающей среды,
развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему,
формируются основы нравственно-экологических позиций
личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с
природой, а также в его поведении в природе.
Именно благодаря этому появляется возможность
формирования экологических знаний у детей, норм и правил
взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней,
активности в решении некоторых экологических проблем.
Исследования отечественных психологов показали, что развитие
и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но,
прежде всего, в игре.
Игра позволяет удовлетворить детскую
любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение
окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания
связей между предметами и явлениями.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности
всех психических процессов – от элементарных до самых сложных.
В игре начинают развиваться произвольное поведение,
произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше
сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию
взрослых.
В формировании у детей эмоционального отношения к
природе воспитатель использует многие виды игр.
Классификация экологических игр :
• ролевые;
• имитационные;
• соревновательные;
• дидактические, творческие игры природоведческого характера;
• игры-путешествия.
1. В процессе ролевых экологических игр ребенок имеет
возможность моделировать социальное содержание экологической
деятельности: «Больница для животных», «Магазин «Фрукты и
овощи»», «Лесная аптека» и др.
Например, целью ролевой игры «Строительство
города» является формирование у детей представление о том, что
строительство осуществляется только при условии
соблюдения экологических норм и правил.
2. Соревновательные экологические игры такие как : КВН,
конкурсы, «Поле чудес», экологические викторины стимулируют
активность их участников в приобретении и
демонстрации экологических знаний, умений и навыков.
Дети очень любят подвижные игры природоведческого характера. Эти игры связаны с подражанием повадкам животных, их образа жизни. Например: «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Волк и овцы», «Кто в домике живёт», «День и ночь», и т. д.
3. В экологических играх-путешествиях дошкольники с помощью
технических средств обучения попадают на морское дно или
Северный полюс, «Поездка в зоопарк», «Прогулка в
лес», «Посещение выставки картин о природе», «Поездка в деревню
к бабушке» и др.
4. Дидактические игры в экологическом воспитании занимают
одно из главных мест в работе с дошкольниками :
«Кто потерялся?», «Узнай по вкусу», «Чудесный мешочек», «Две
корзины», «Что будет, если?», «Птицы, рыбы,
звери», «Цепочка», «Воздух, земля, вода», «Летает, плавает,
бегает» и др.
Дидактические игры-игры с правилами, имеющие готовое содержание. Это разные лото, составление целого из частей (дерево, насекомое, животное, игры на классификацию, описание предметов, узнавание их по вкусу, запаху, форме, цвету, величине и других факторов необходимых для жизни представителей флоры и фауны.
Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на настольно-печатные, предметные, словесные.
Предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). Например: «Вершки - корешки», «Путаница», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Найди по листу дерево», «Найди такой же листочек», и т. д. Все эти игры способствуют развитию сенсорных ощущений, умению группировать растения по принадлежности, по месту их произрастания и другим признакам.
Настольно-печатные игры экологического характера - это разные лото, домино, разрезные и парные картинки. Например: «Зоологическое лото», лото с элементами моделирования «Узнай свою картинку», «Овощи - фрукты», «Кто как двигается»; игры на классификацию и обобщение предметов: «Времена года», «Четвёртый лишний», «Кто где живёт?», «Что где растёт?»; «Чья мама?», «Кто кем будет?», «Кто в домике живёт?» и т. д.
Словесные игры экологического характера - это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они на закрепление знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов природы. В некоторых играх знания о природе обобщаются и систематизируются. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Например: «Кто летает, бегает, прыгает?», «Что это за птица?», «Доскажи словечко», «Что это за зверь?», «Придумай загадку», «Когда это бывает?», «Бывает- не бывает», «Догадайся, о ком я рассказываю?» и т. д.
В работе с дошкольниками по их экологическому
воспитанию должен быть использован интегрированный подход,
предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности,
музыки, изобразительной деятельности, физической
культуры, игры, театральной деятельности, литературы,
моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также
организации самостоятельной деятельности детей, т.
е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Через игровую деятельность, опираясь на общечеловеческие нормы нравственности, мы приобщаем детей к правильному восприятию и отношению к экологическим проблемам. Игра необычно информативна, она знакомит детей с окружающим миром и «многое», рассказывает ребёнку. В игре как будто всё «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создаётся воображением ребёнка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания всегда подлинны, искренни. Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в эколого-природоведческом образовании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, обоняние, что даёт возможность полнее воспринимать окружающий мир природы. Поэтому наряду с другими методами воспитания экологических представлений : наглядных (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей и т. д., словесных (рассказы воспитателя и детей, чтение художествен-ной и познавательной литературы, беседы, широкое применение всё больше получает практический метод, который и включает в себя игру, что позволяет воспитателю уточнять представление о природе и её закономерностях, углублять знания путём становления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводит в систему полученные знания, упражняет дошкольников в применении полученных знаний.
5. Большое значение для развития детей имеют игры творческого характера, связанных с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся детьми по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игры дети усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, теплице, коровнике и т. д.) идёт процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему. Воспитатель избирает роль наблюдателя, чтобы выяснить, какие знания достаточно усвоены детьми, какие следует уточнить. Здесь хорошо использовать природный материал для различных поделок (корешки, шишки, сучки, мох, засушенные цветы, листья, семена, плоды).
К творческим играм можно отнести такие игры как «Знатоки природы», «Поле чудес». Такие игры развивают память, мышление, находчивость, логическое мышление.
Воспитание подрастающего поколения экологически грамотных является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете. Формируя в дошкольнике экологически грамотную личность, на первое место ставится задача о ценности жизни и её охране, в том числе и среду её обитания. Игра играет важную роль в воспитании, обучении и развитие детей. Игра привносит в образование бесконечно новые сюжеты и темы из жизни природы, человека и его деятельности. Заменив скучное, обыденное занятие на игру, у нас появляется шанс решить поставленную задачу, закрепить её, а затем использовать свои знания в жизни.