Иванова Людмила Викторовна
Консультация для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ № 316 города Ростова – на – Дону.
«Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»
Выполнила:
Иванова Л. В. ,
педагог-психолог
2020 г.
Публикация «Консультация для педагогов „Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Цель — формирование коммуникативной компетентности педагогов ю взаимодействии с родителями.
Задачи:
Знакомство педагогов с теоретическими и практическими психологическими положениями в области коммуникативной компетентности.
Развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями.
Обучение практическим приемам по преодолению барьеров в общении; «трудными» родителями.
Обучение техникам саморегуляции эмоционального состояния.
Нормативные документы дошкольного образования нацеливают нас на работу с родителями «на основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность» (ФГОС, п. 3.2.1). Важно, чтобы педагог не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в новой организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС, но и был открыт к общению.
Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников.
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!
Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «правило трёх плюсов» : приветствие, имя, улыбка.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Она вроде бы ничего не стоит, но много дает.
Имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии.
Во время конфликтов, желая снять остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее).
В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого, поэтому самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Умение педагогов отметить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.
Немаловажным моментом является невербальное общение : позы, движения, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса. Важное значение, имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз). Осознанию значимости невербальной манеры общения, развитию мимической и пантомимической выразительности, умению адекватно выражать себя и “прочитывать” эмоциональную реакцию партнера по общению способствуют созданию условий для эффективного общения.
Что такое активное слушание?
Активное слушание – это сложное коммуникативное умение, смысловое восприятие речи. Оно предполагает прямое взаимодействие всех участников процесса общения (слушающего и говорящего) и непрямое взаимодействие, когда воспринимается речь, звучащая по телевизору, радио, с компьютера и т. д. Активное слушание может помочь понять, дать оценку и запомнить передаваемую собеседником информацию. Также приемы активного слушания могут побудить индивида к ответам, направить беседу в нужную сторону, препятствуя неправильному, ошибочному пониманию или неверной интерпретации сообщений, полученных от собеседника.
Целью любого слушания является получение как можно более полной информации для возможности принятия верного решения.
Приемы активного слушания:
1. Выяснение – обращение к говорящему за некоторым уточнением. Не повторите ли Вы еще раз? Извините, я не совсем понял вас.
2. Перефразирование – формирование мысли собеседника своими словами. Если я Вас правильно поняла, то… Другими словами Вы считаете…
3. Резюмирование – подытоживание основных идей говорящего, подведение итогов. Таким образом, главное…. Ваша основная идея, как я понял, в том…
4. Отражение чувств – стремление показать собеседнику, что мы понимаем его чувства. У меня такое ощущение, что Вы чем – то… Не чувствуете ли Вы себя несколько…
5.
«Барьеры в общении педагогаи родителей в ДОУ»
1. Неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения.
когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад «всему научит», а родителям ничего не нужно будет делать.
2. Воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя.
3. Это страх родителей, в особенности мам, потерять контроль над своим ребенком. Когда они видят, что кроха погружается в новую жизнь, в них просыпается настоящая ревность по поводу того, что их чадо теперь полностью им не принадлежит.
4. Есть причина косвенно разрушающая отношения между воспитателем и родителями, - это особенности самого ребенка. Проблемы могут появиться, если родители вовремя не позаботились о том, чтобы правильно соотнести режим ребенка и детского сада, или если в семье ребенку уделялось повышенное внимание, его ни в чем не ограничивали, беспрерывно развлекали. На самом же деле причина вовсе не в отношении к ребенку, а в том, что он не вписывается в режим детского сада и в коллектив детей.
5. Некоторые родители очень болезненно реагируют даже на небольшую царапину или синяк, принесенный ребенком из детского сада. Ответной реакцией может быть претензия к воспитателю, который «недосмотрел» за ребенком, или агрессия по отношению к «злостному обидчику». Излишняя же озабоченность родителей только настраивает малыша против детского сада. «Кто тебя толкнул? Почему он тебе так сказал? А был ли ты первый? А почему тебе не дали стихотворения?» - дети быстро понимают, что взрослого интересуют, прежде всего, негативные рассказы о детях или воспитателях, и, подлаживаясь под родителя, ребенок начинает сочинять такие истории «специально для мамы». Это обычно происходит в возрасте 5-6 лет, когда дети уже понимают, как можно манипулировать людьми. Искусственно создавая конфликт, они стоят в стороне и смотрят, «что произойдет», получая от этого удовольствие и утоляя свое любопытство. Поэтому взрослые должны научиться спокойно и с пониманием относиться к таким вещам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Задача активного слушания именно услышать, т. е. максимально правильно понять собеседника. А адекватное понимание возможно только в том случае, если у нас есть возможность уточнить правильность воспринятой информации.
Кроме того, любая беседа - это активный и главное взаимный процесс, проходящий, как правило (в нормальном, естественном своем проявлении) в диалоговом режиме.
Активно слушать собеседника — означает:
Дать понять собеседнику о том, что вы услышали из того, что он вам рассказал;
Сообщать партнеру о его чувствах и переживаниях, связанных с рассказом.
Результаты применения активного слушания:
Собеседник начинает относиться к вам с большим доверием.
Партнер по общению рассказывает вам гораздо больше, чем стал бы рассказывать в обычной ситуации.
Вы получаете возможность понять собеседника и его чувства.
Если партнер по общению чем-то взволнован или рассержен, то активное слушание помогает безболезненно «выпустить пар».