Татьяна Глущенко
Консультация для педагогов «Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев рук детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Информирование педагогов ДОУ о взаимосвязи развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей.
Речь относится к высшим уровням организации движений. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой моторики.
Публикация «Консультация для педагогов „Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев рук детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Уровень развития мелкой моторики является одним из важнейших показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
В современных исследованиях указывается на неоднородность структуры дефекта при ОНР, обусловленной наличием вербальных и невербальных нарушений.
Одним из нарушений невербального характера является нарушение моторной сферы, в частности мелкой моторики, которое выражено недостаточной координацией, недифференцированностью, малым объемом движений пальцев и кисти рук, неловкостью, слабо развитыми тактильными ощущениями, недостаточным темпом и переключаемостью последовательно организованных движений.
Поэтому одним из направлений коррекционной работы с детьми групп компенсирующей направленности является развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой и самомассажем?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Пальчиковые упражнения можно условно разделить на три группы.
I группа. Упражнения для кистей рук
•развивают подражательную способность;
•учат напрягать и расслаблять мышцы;
•развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
•Учат переключаться с одного движения на другое.
II группа. Упражнения для пальцев условно статические.
• Совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений
III группа. Упражнения для пальцев динамические
•развивают точную координацию движений;
•учат сгибать и разгибать пальцы рук;
•учат противопоставлять большой палец остальным.
При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:
•Отрабатывать последовательно все упражнения, начиная с первой группы.
•Игровые задания должны постепенно усложняться.
•Начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть.
•Никогда не начинать игру, если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.
•Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.
•Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.
•Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
•Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.
•Недопустимо переутомление ребёнка в игре.
•Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.
При подборе игровых упражнений следует использовать такие принципы:
- игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;
- постепенное усложнение выполнения пальчиковых фигур от простого до разыгрывания сценок, сказок, построения фигур с помощью кистей пальцев рук.
Игры для развития мелкой моторики
Виды игр и заданий:
1. Специальные комплексы упражнений с кистями и пальцами без речевого сопровождения
2. Игры с пальчиками, сопровождающие стихами и потешками
3. Игровые задания на распознание пальцев («Пальчик, пальчик, как зовут?», «Покажи такой же пальчик на другой руке», «Угадай и покажи», «Какой и где пальчик?») и т. д.
4. Игры с игрушками и предметами (шнуровка, колец, мозаика, конструктор, нанизывание бус, застёгивание и расстегивание пуговиц, раскладывание палочек, пуговиц, каштанов, строительный материал, перчаточный и теневой театр и т. д.)
5. Массаж, самомассаж кисти рук и пальцев (ручной, карандашный, точечный, прищепочный - биологически активные точки на подушечках пальцев и т. д.)
6. Лепка из пластилина и глины, раскрашивание картинок; рисование карандашами, красками, пальцами; работа с ножницами и т. д
7. Графомоторные задания (штриховка, обводка, рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки; по контурам, рисование: по точкам, по клеточкам; печатание букв, слогов, слов и т. д.)
8. Пальчиковый театр
9. Теневой театр
У детей значительно улучшаются показатели выполнения моторных заданий на статическую и динамическую координацию, на переключаемость, одновременность и отчетливость движений, улучшаются графомоторные навыки, уменьшается количество синкинезий (Непроизвольные движения конечности или иной части тела, сопутствующие другому произвольному или пассивному движению) и тремора пальцев. Движения дошкольников становятся уверенными, повышается темп их выполнения. Кроме того, развивая мелкую моторику, комплексно развиваются различные психические процессы - зрительно-пространственные функции, память, внимание, мышление, восприятие и, конечно же, речь.
В процессе тренировки движений пальцев и кисти рук стимулируется речевое развитие ребёнка: вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, речевой слух, речевая память; речь становится чёткой, ритмичной, увеличивается словарный запас, повышается речевая активность ребёнка, развиваются память, внимание, воображение, повышается работоспособность коры головного мозга, стимулирующая развитие мышления ребёнка. А сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития ребёнка.
Играем с педагогами
Упражнение «Дружба»
"Дружат в нашей группе девочки и мальчики".
Пальцы рук соединяются ритмично в замок.
"Мы с тобой подружим маленькие пальчики".
Ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук.
"Раз, два, три, четыре, пять".
Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.
"Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать".
Руки вниз, встряхнуть кистями.
«Подбрось – поймай»
Поместить на тыльную поверхность ладони камень, подбросить и поймать его одной рукой
Заштрихуй по образцу
Оригами " самолёт"
Обведи рисунок по точкам
Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, а это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.