Рамзия Тухбатуллина
Консультация для педагогов «Взаимодействие с семьей по вопросам социально-коммуникативного развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимодействие с семьей по вопросам социально-коммуникативного развития детей»
Публикация «Консультация для педагогов „Взаимодействие с семьей по вопросам социально-коммуникативного развития детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Известный отечественный психолог Л. С. Выготский писал, что семья — важнейший элемент социальной ситуации развития. Именно она оказывает решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, формирование у него социально-нравственного потенциала. В семье закладываются исходные жизненные позиции, ребенок овладевает социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Обучение детей социальному опыту, накопленному человечеством, овладение культурным наследием страны, привитие нравственных норм, традиций народа — прямая функция семьи как социального института. Поэтому невозможно достигнуть поставленной цели без поддержки и активного участия родителей (приемных, опекунов). Ни одна, даже самая лучшая программа социально-коммуникативного развития детей не сможет дать полноценные результаты, если она не реализуется совместно с семьей.
Таким образом, взаимодействие с семьей — непременное условие социально-коммуникативного развития детей, которое в своей основе базируется на положительных примерах в поведении взрослых. Например, нельзя требовать от ребенка соблюдения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Или как поддерживать уверенность ребенка в своих возможностях, если дома у близких он чаще получает порицание, чем похвалу и одобрение? Несогласованность в требованиях, предъявляемых детям в общественном учреждении и дома, может вызвать у ребенка чувство растерянности, обиды и даже агрессии. Поэтому крайне важно, чтобы составной частью работы по социально-коммуникативному развитию детей было повышение социальной компетентности родителей. Это необходимо, чтобы предупредить ошибки, допускаемые в семье : многие родители недооценивают значение развития взаимоотношений детей, их поведения в обществе, не уделяют должного внимания трудовому воспитанию и т. д. В соответствии с этим, перед педагогом стоит особая задача : заинтересовать родителей перспективами социально-коммуникативного развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, школы сделать союзниками в своей работе.
Всем родителям необходимы педагогические и психологические знания, особенно, касающиеся социально-коммуникативного развития детей. Здесь особенно важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать доклады или лекции. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации через периодические издания, Интернет, но часто пользуются случайной литературой или советами некомпетентных друзей. Иногда воспитывают детей интуитивно, «как воспитывали меня», некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье.
Для эффективного повышения социальной компетентности родителей необходимо учитывать их социальный статус : выделяют четыре статуса семьи, которые имеют непосредственное влияние на социально-коммуникативное развитие и которые необходимо учитывать при планировании работы по повышению социальной компетентности родителей: социально-экономический; социально-психологический; социально-культурный; социально-ролевой. Это позволяет осуществлять дифференцированный подход к социальному просвещению родителей (приемных, опекунов).
Огромное значение имеет психологический климат в семье, т. е. эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг с другом и друг к другу. Уровень психологического климата семьи — важный компонент для индивидуального подхода в повышении социальной компетентности родителей.
Не менее важна социокультурная адаптация семьи в обществе, поскольку если круг ее интересов ограничен, слаба моральная регуляция поступков, родители не проявляют активности в направлении повышения уровня своих социальных компетенций, с этими семьями нужна серьезная кропотливая работа.
Ситуационно-ролевая адаптация семьи связана с отношением к детям. В случае конструктивного отношения к ребенку, активности семьи в решении его проблем вопросы повышения социальной компетенции родителей решаются в тесном взаимодействии, что приносит позитивные результаты.
Поэтому для дифференциации работы по повышению социальной компетенции семьи необходимо в начале провести анкетирование родителей, побеседовать с детьми, понаблюдать за ними во время взаимоотношений со сверстниками, взрослыми и родителями. На основании этих данных важно составить характеристики семей, различающихся по уровню социальной адаптации, благополучию. Именно это становится основой для индивидуального дифференцированного подхода педагогов к вопросу повышения социальной компетентности родителей, использования разнообразных форм и методов работы с семьей.
Условия работы с семьей :
— целенаправленность, систематичность, плановость;
— доброжелательность и отзывчивость;
— дифференцированный подход с учетом специфики каждой семьи (возраста и образовательного уровня родителей, материального состояния, социально-эмоционального благополучия и т. д.).
Основные методы изучения воспитания ребенка в семье :
— анкетирование с помощью проективных методик;
— наблюдение за ребенком ;
— индивидуальные беседы с ребенком;
— индивидуальные беседы с родителями и педагогами.
Основные формы работы с родителями
Коллективные:
— консультации и беседы;
— круглые столы, вечера вопросов и ответов;
— устные журналы;
— тренинги;
— оформление наглядно-информационных стендов;
— подготовка памяток, папок-передвижек, фотовыставок;
Индивидуальные:
— консультации и беседы;
— телефон доверия;
— оформление альбома «Спрашивайте — отвечаем» для конкретных семей.
Совместная деятельность педагогов, детей и родителей (приемных, опекунов) :
— совместное проведение занятий и досугов;
— разнообразные конкурсы (стенгазет, поделок, рисунков, зимних построек и т. д.);
Деятельность педагога по повышению социальной компетентности родителей включает две основные составляющие:
— педагогическую и, по возможности, психологическую помощь в повышении социального и эмоционального интеллекта родителей;
— выполнение педагогом роли посредника по социально-коммуникативному развитию детей и семьей (в целях выработки единых правил и норм поведения ребенка в социуме).
Причем работу с семьей необходимо планировать по тем же направлениям, по которым строится образовательный и воспитательный процесс с детьми (взаимоотношения с ребенком в игровой деятельности, воспитание уверенности в себе, ценностного отношения к труду, формирование эмоциональной отзывчивости, толерантности, развитие навыков безопасного поведения в социуме, ознакомление с нравственной оценкой поступков и моральными нормами и т. д.).
Помочь семье ориентироваться на индивидуальные психологические особенности ребенка, создать полноценные условия для его развития, осознать проблемы в межличностных отношениях ребенка со взрослыми и детьми и найти пути их решения — вот вопросы, которые должны быть постоянно в центре внимания педагога. Причем взаимодействие с родителями в данном случае важно направить не только на формирование их социальной компетентности, но и на объединение требований к ребенку со стороны всех членов семьи, акцентирование совместной деятельности ребенка и родителей.
Во взаимодействии с семьей важно использовать все формы работы, разнообразные методы активизации родителей, направленные на возникновение интереса к проблеме, ассоциаций с собственным опытом, желания активно участвовать в обсуждении предлагаемого материала. Особенно эффективны постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников. Следует подчеркнуть, что использовать методы работы с родителями необходимо в их совокупности, например, беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др. Причем взаимопонимание родителей и педагогов, их взаимное доверие возможно лишь в том случае, если педагог не поучает, а советует, размышляет вместе с родителями, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости получения дополнительных знаний по социально-коммуникативному развитию детей. Родители должны чувствовать, что педагог нуждается в них, в объединении усилий, что они — его союзники, и он не может обойтись без их совета или помощи.
Родителям следует не только сообщать какие-либо знания, стимулировать их интерес к вопросам социально-коммуникативного развития детей, но и формировать свою родительскую позицию. Педагог должен всегда помнить, что семья способна как помочь ребенку разрешить конфликт, так и внести конфликт в его внутренний мир. Непосредственно воспринимая атмосферу своей семьи, подражая взрослым, ребенок перенимает их ценностные ориентации, отношение к людям, окружающему миру. Во многом от родителей зависит, насколько адекватными будут эмоциональные реакции ребенка. Непонимание его интересов, потребностей могут вызывать негативные переживания у детей и оказывать решающее влияние на эмоциональное самочувствие, определяя психическое состояние, от которого существенным образом зависит, каким во взрослой жизни будет его отношение к окружающей действительности, людям и самому себе.
Бывает так, что и знания у родителей есть, но они не могут ими воспользоваться в силу различных причин: отсутствия терпения, такта, ожидания мгновенных результатов, недоучета индивидуальных особенностей ребенка, отсутствия единства требований к детям. Именно в этих случаях на помощь семье должен прийти педагог, подсказать или вместе с родителями найти выход из создавшейся ситуации. Поэтому под высоким уровнем социальной компетентности родителей подразумевается не только совокупность знаний по социально-коммуникативному развитию, но и потребность воспитывать у детей социальные навыки поведения в обществе, умение анализировать собственные просчеты, находить их причины и т. д.
Каждый педагог знает, как меняются его отношения с родителями ребенка после посещения ими удачно проведенного праздника, участия в совместном досуге. Как правило, у мам и пап возрастает интерес к жизни ребенка, а общение с педагогом приобретает более открытый и дружеский характер, в результате чего достигается и лучшее взаимопонимание в педагогических вопросах. Поэтому необходимо организовать разнообразные виды совместной деятельности детей, родителей и педагогов. Это может быть изготовление коллективных семейных альбомов, рисунков, какие-либо семейные проекты и др. Очень хорошо привлечь пап к совместному труду на участке или попросить рассказать детям о своей работе. Все это формирует у детей позитивные установки к различным видам труда и творчества.
Расширение круга общения обеспечивает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать полноценным членом общества.