Светлана Сизенкова
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями в ситуации конфликта»
▼ Скачать + Заказать документы
Приветствую всех друзей и гостей моей странички!
С началом учебного года, с приемом новых ребятишек в адаптационные группы детского сада, педагогам приходится много общаться с родителями. Это общение не всегда бывает позитивным, поэтому предлагаю вашему вниманию консультацию о том, как необходимо взаимодействовать с родителями в конфликтных ситуациях.
В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.
Публикация «Консультация для педагогов „Взаимодействие педагогов с родителями в ситуации конфликта“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Среди этих ситуаций особо выделяются те, которые требуют от человека поиска новых решений и энергетических затрат. Типичными жизненными ситуациями такого рода и являются конфликты.
Конфликт – это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.
Конфликты бывают:
Внутриличностные
Межличностные
Межгрупповые.
В современной психологии существует позитивная точка зрения на конфликт как факт разногласий.
Общая формула такого позитивного понимания конфликта:
Конфликт ведет к изменениям,
Изменения – к адаптации.
Адаптация – к выживанию.
Таким образом, конфликт можно рассматривать как необходимость изменений.
Но, так или иначе, лучше заниматься профилактикой конфликта, нежели его разрешением. Поэтому от педагогов требуется умение конструктивно вести себя в конфликте.
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов».
Это:
- улыбка,
- имя собеседника,
- комплимент.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Приемы установления хорошего контакта с собеседником:
- одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом;
- короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!;
- убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках);
- использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги;
- всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
Чтобы избежать конфликтов, важно помнить о том, чего нельзя делать или говорить.
Нельзя:
1. Критически оценивать партнёра.
2. Приписывать ему низменные или плохие намерения.
3. Демонстрировать своё превосходство.
4. Обвинять и приписывать ответственность только партнёру.
5. Игнорировать интересы партнёра по общению.
6. Видеть ситуацию только со своей позиции.
7. Уменьшать заслуги партнёра и его вклад в общее дело.
8. Преувеличивать свои заслуги.
9. Раздражаться, кричать и нападать.
10. Задевать «болевые точки» и уязвимые места партнёра.
11. Предъявлять партнёру множество претензий.
В конфликтной ситуации всегда нужно помнить о «золотом правиле» нравственности: поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой; а также о соблюдении вежливости и тактичности в разговоре.
Общие правила поведения в условиях конфликта
В общении с конфликтующими с педагогом родителями рекомендуется соблюдать несколько важных правил.
1. Проявлять выдержку, такт, осторожность.
2. Не дать вовлечь себя в конфликт или усугубить его.
3. Дать возможность собеседнику выговориться, излить всё наболевшее, высказаться до конца.
4. Не спешить с выводами и обещаниями, не «рубить сплеча».
5. Проверить все факты и заявления.
6. Осмыслить ситуацию. Проанализировать причины. Оценить расклад сил.
7. Выявить и обсудить все приемлемые варианты конструктивного разрешения проблемы.
Список литературы:
1. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. М. :ТЦ Сфера, 2009. 128с.
2. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия. /Под ред. Микляевой. М. :ТЦ Сфера, 2010. 128с.
3. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. М. : ТЦ Сфера, 2005. 80с.
4. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. Ростов-н/Д: Феникс, 2005. 384с.
Благодарю за внимание и поддержку!