Юлия Юшкова
Консультация для педагогов «Воспитание у дошкольников любви к Родине средствами музыкального искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
"Счастлив тот, кто счастлив у себя дома".
Л. Н. Толстой.
Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная и сложная. "Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; самое главное - открывать глаза на дорогое и родное. " – писал В. А. Сухомлинский.
Публикация «Консультация для педагогов „Воспитание у дошкольников любви к Родине средствами музыкального искусства“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Родина, родной край. Консультации
- Темочки
В нашей стране на данный момент, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, всё большое значение приобретает патриотическое воспитание дошкольников. Дошкольное учреждение вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. Идеологической основой патриотического воспитания являются духовно-нравственные ценности нации.
Эта тема стала приоритетным направлением деятельности и нашего дошкольного учреждения. Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребёнка. Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребёнка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо", закладывается тот фундамент, на котором впоследствии будут достраиваться остальные душевные качества ребенка. Наша цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. "Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования", – так говорил Аристотель. "Дело искусства – сохранять душу", – это слова нашего современника В. Распутина.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в весёлой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, если их использовать для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр и т. д.
Сила воздействия на ребёнка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Дети становятся активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр; активно включаются в работу по подготовке к праздникам и развлечениям. Включение устного фольклора (сказки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки) обогащают содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным.
Русская классическая музыка, произведения П. И. Чайковского, Н. Римского – Корсакова, М. И. Глинки обогащают впечатления дошкольников, также приобщая их к духовной культуре родного народа.
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Одним из важных этапов работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребёнка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.
Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников : ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов воспитывается такое отношение к образам реальной природы, которое вызывает у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности и доброты. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы.
Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы стараемся закончить тематическим праздником или развлечением. Обстановка праздников и развлечений помогает ребенку ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет.
Конечно же, надо помнить, что одними только средствами музыкального искусства в воспитании чувства патриотизма и любви к Родине ограничиваться нельзя, необходимо приобщать детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от фольклора до театра. И тогда будет развиваться личностная культура ребёнка как основа его любви к Родине.