Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Виммельбух как средство развития речи и познавательных процессов у дошкольников с ОВЗ»

Виктория Волгина
Консультация для педагогов «Виммельбух как средство развития речи и познавательных процессов у дошкольников с ОВЗ»
▼ Скачать

Консультация для педагогов "Виммельбух как средство развития речи и познавательных процессов у дошкольников с ОВЗ"

СЛАЙД 1. Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня я хочу познакомить вас с интересной и полезной образовательной технологией или направлением-«Виммельбух».

Публикация «Консультация для педагогов „Виммельбух как средство развития речи и познавательных процессов у дошкольников с ОВЗ“» размещена в разделах

СЛАЙД 2. Что такое Виммельбух? Виммельбухи появились в Германии примерно 40 лет назад. Придумал их художник Али Митгуш. Название происходит от немецкого словосочетания Wimmel buch, которое дословно переводится как «книга с мельтешащими картинками». А название такое дано не случайно, потому что на страницах виммельбуха очень много героев, каждый из которых занят чем-то своим, и поначалу от такого разнообразия просто мельтешит в глазах.

Виммельбух – это, определенно, особенная часть детской библиотеки.

От других книг виммельбухи отличает практически полное отсутствие текста. Иллюстрации в них очень яркие, насыщенные, детализированные. Множество предметов и героев, изображенных на каждой картинке, приковывает внимание не только ребенка, но и взрослого.

К сожалению сейчас мы наблюдаем тенденцию к уменьшению времени общения дошкольника с книгой, утрате традиций семейного чтения, появлением новых, разных источников информации (смартфон, ноутбук, компьютер).

Нельзя не отметить и то, что в изменившемся мире изменился и сам ребенок. Завлечь его книгой стало сложнее.

Какая же книга сможет увлечь ребенка с его кликовым мышлением, и рекламным восприятием? Такая книга нашлась, это книги жанра Виммельбух. Особенность работы с книгой в том, что ребенок – дошкольник «читает» ее по картинкам. А значит, в процессе работы с книгой он может быть ведущим, «главным», что очень важно для него!

Отметим, что ребенок практически любого возраста откроет в них что-то для себя. Подойдет виммельбух и для самых маленьких

СЛАЙД 3-4. После 3х лет ребенок уже способен воспринимать большее количество информации, концентрация внимания увеличивается. Вы можете составлять более объёмные истории или вспоминать и находить героев, о которых говорили ранее, тем самым активно тренируя память и внимание, рассматривать мелкие детали, приступить к обучению счета, предложив сосчитать животных, или спросить, сколько будет всего машин, если приедет еще несколько автомобилей. В этом возрасте важно развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивать эмоционально-чувственную сферу.

В 5-7 лет ребенок может учиться составлять рассказ по картинке.

СЛАЙД 5. С 6-7 лет можно присоединять задания и на формирование письменной речи.

Предложить не только рассматривать, искать, придумывать свои истории, но и создавать виммельбух самостоятельно. Вписывая, при желании, небольшие слова или текст. На страницах историй можно проигрывать ситуации, которые эмоционально беспокоят ребенка, проживать страхи, волнения, другие чувства через рассказы о персонажах книги.

СЛАЙД 6. Основная цель использования данной технологии – развитие познавательной и эмоциональной сферы ребенка, которая реализуется через следующие задачи (на слайде)

• развитие психических процессов (мышления, памяти, воображения);

• развитие речи (обогащение словаря, формирование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи);

• развитие эмоционального интеллекта (умение понимать персонажей и их эмоции)

• формирование навыков сознательного, сосредоточенного изучения

• умение формировать свое отношение к увиденному

• тренировка усидчивости, самоконтроля;

• устанавливать причинно-следственных связей;

СЛАЙД 7. Поговорим о разнообразии Виммельбух

Классические виммельбухи представляют из себя тематические книги с обилием сюжетных постраничных линий, множеством героев, каждый из которых занят своим делом из страницы в страницу, могут взаимодействовать с другими персонажами. Чаще всего в этих книгах показан 1 день.

Есть одностраничные книги-тематические книги с одностраничным сюжетом. Тоже есть обилие персонажей, но «персонаж» живет на одной странице «здесь и сейчас». Каждая страница посвящена своей узкой тематике. Например, книга «Русские народные сказки» художника Т. А. Саввушкина. Задание найти лисицу, вспомнить название сказок и обобщить какие лисы в сказках.

Энциклопедические. Тематические книги с сюжетной картинкой. Могут быть одностраничными. А могут развивать сюжет на следующих страницах. Обилие персонажей с конкретной информацией по ним на каждой странице. Например, книга «В лесу» Петра Багина дает энциклопедическую адаптированную для детей информацию о животных, позволяя наблюдать на картинках об их жизни в разные времена года. Происходит интеграция познавательного и речевого развития, так как ребенок получает информацию на одной странице, добавляет ее по увиденному со второй и последующих страниц, в итоге составляет полный рассказ, например, о жизни лисы.

СЛАЙД 8. У всех наверно возникает вопрос, а как читать эту книгу, в которой нет текста и как с ней работать? Варианты будут зависеть от цели, которую необходимо достичь с конкретным ребенком или группой детей.

Рассказчиком сначала может выступать педагог, постепенно вовлекая ребенка в свой рассказ умело поставленными вопросами. Вопросы могут быть для работы над названием книги, о происходящем на иллюстрации, о персонажах. Вопросы поискового характера (откуда, зачем, почему, требующие сопоставление фактов и простейшего вывода, заставят детей думать, размышлять, внимательно всматриваться в картину. Они требуют распространенных, а не кратких ответов, поэтому способствуют развитию речи детей.

Так как в книге хорошо прорисованы даже мелкие детали, в том, числе и лица персонажей- можно задавать вопросы, направленные на чувства, эмоции персонажей, помогут решить не только развивающие задачи (социально-личностного характера, но и определить психологическое состояние ребенка в данный момент.

Варианты использования в развитии всех психических процессов и как интеграцию всех образовательных областей.

• Для развития ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

можно находить предметы по заданному признаку (слева-справа, в правом верхнем углу, ближе-дальше и т. д.)

• в РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ: составлять истории с персонажем – кто он, откуда и куда идет, кого встретил, что делает, описывать предмет/героя.

• ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ: считать количество предметов, находить предметы определенной формы, размера, описывать предметы по размеру.

• Для развития ПАМЯТИ: закрыть разворот после рассматривания и предложить ребёнку назвать то, что там было изображено.

• ВНИМАНИЕ: сравнивать изображения в книге с реальным пространством, окружающим ребенка (парк, улица, дом, искать похожие предметы; искать на всех разворотах книги одного и того же персонажа, находить предметы одного цвета, находить знакомые предметы – просто так или соревноваться, кто быстрее.

• ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ: находить картинки на заданный звук.

• ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ И СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ: закрепление признаков времен года, представлений о жизни животных, названий профессий

СЛАЙД 9-10 1 этап

С какого возраста можно начать заниматься с такой книгой? Ребенок практически любого возраста откроет в них что-то для себя. И не только ребёнок! Взрослым тоже виммельбух может быть интересен! Чем старше будет становиться ребенок, тем больше он начнет понимать.

Педагог вместе с ребенком рассматривают книгу. Большое количество картинок очень нравится детям.

Детям в 3 - 4 года достаточно показать ребенку один разворот Виммельбуха. Обращаем внимание ребёнка на слова: предметы (живые и неживые).

Каждого человека, животное, предмет называем. Описываем. Объясняем ребенку, что делает животное, персонаж и т. д. Потом просим ребёнка ответить на вопросы. С одним разворотом можно придумывать истории несколько дней. Работая с данным разворотом играем в игру: «Находилочки». Предлагаем назвать и найти на картине предметы, которые находятся снизу и по краю разворота. Эта игра способствует развитию зрительного внимания и памяти

СЛАЙД 11. Хочу порекомендовать книгу «Звучит!» издательства Студии Артемия Лебедева.

Вы представьте, сколько вокруг нас звуков, которые мы слышим и пытаемся назвать и описать! Вся книга «Звучит» посвящена только звукам! Каждый разворот посвящён определённому звуку и называется: «трещит», «гремит», «тарахтит», «гудит», «звенит», «скрипит», «шипит», «свистит», «шуршит», «булькает». По периметру страниц указаны подсказки: слова и выражения, которые издают главный звук разворота. Она посвящена некоторым звукам и глаголам, которыми эти звуки принято описывать в русском языке.

Книга, наполненная звуками, вовлекает читателя в интересную игру.

Каждый разворот представляет собой большую сюжетную картину из десятков маленьких сценок, изображающих применение «звучащих» слов. Подсказки размещены по периметру. Большому и маленькому зрителю предлагается разглядывать кипящую на страницах жизнь, разгадывать загадки и придумывать собственные истории.

СЛАЙД 12. 2 этап. Педагог увеличивает объем информации к 5 годам. Обращаем внимание на более мелкие, незначительные детали Виммельбуха.

В этом возрасте ребенок уже способен воспринимать большое количество информации, концентрация внимания увеличивается. Вы можете составлять более объёмные истории или вспоминать и находить героев, о которых говорили ранее, тем самым активно тренируя память и внимание.

• Используя разные Виммельбухи можно формировать элементарные математические представления.

Можно предложить ребёнку, узнать сколько на картинке обезьянок или бегемотов т. д. Можно придумывать задачи.

• Развиваем фонематический слух. Например, найти слова с заданным звуком. Напр., со зв. «С, Ш, Л, Р и др.».

• Закрепляем обобщающие понятия.

• Развиваем грамматический строй речи.

• Развиваем связную речь, придумывая с ребёнком предложения из 2-х слов,3-х слов, 4-х слов и более.

Обращаем внимание ребёнка на мелкие детали. Они позволят придумать новые сюжетные варианты для ваших историй.

Составляем рассказы- описания; рассказы по отдельным сюжетам разворота; по всему развороту.

13 СЛАЙД. 3 этап

Педагог продолжает акцентировать внимание на составлении детских рассказов по картинке Виммельбух (развивает связную речь, работает над ЛГС речи, продолжает развивать фонематический слух. Формирует предпосылки грамотности у дошкольников (6 -7 лет).

• По ходу рассматривания задаем вопросы: «Почему? Зачем? Что произошло? А что было до этого?» и т. д.

• На страницах Виммельбухов много персонажей и предметов – это живые и неживые предметы.

Предметы что-то делают – это слова – действия.

Предметы имеют цвет, форму и качество – это слова – признаки.

Соответственно, это помогает ребёнку выстроить предложение с точки зрения смысла (логики) и порядка слов.

• Мотивируйте ребенка к созданию собственной истории. Учим составлять творческие рассказы.

• Интересуемся чувствами и эмоциями героя или персонажа.

• Сочиняем историю о герое, которого выберет ребенок.

• Рассмотрев картинку закрываем ее и просим ребенка вспомнить, что же было на ней изображено.

• Можно использовать Виммельбух, работая над слоговой структурой слов; предложными конструкциями. А составив ряд последовательных вопросов можно автоматизировать звуки. В зависимости от стадии автоматизации звуков, можно требовать односложных или полных ответов, обыгрывать интересные ситуации, подключая логику и воображение. Для этой цели подойдёт любой разворот всех Виммельбухов.

14 СЛАЙД. Например, в «Зимней книге». На развороте «Ярмарка» - можно автоматизировать и дифференцировать сонорные звуки.

«Весенняя книга». Разворот «Торговый центр». Звуки «Ш-Ж», «С-З», сонорные звуки.

15 СЛАЙД. Логопеды могут их использовать своей работе для развития лексико-грамматического строя речи, а именно развитие процессов словообразования и словоизменения, правильного употребления в речи предлогов, составления описательных рассказов и в целом для развития связной речи.

16 СЛАЙД. Такие книги как нельзя лучше способствуют обогащению словаря по лексическим темам и развитию связной речи. В них много сюжетных линий и героев. Мы предлагаем детям такие задания: найди и назови всех домашних животных (птиц, деревья, транспорт, назови одним словом.

17 СЛАЙД. На примере тематических виммельбухов можно раскрывать целые лексические темы. В данном случае представлен разворот «Мой детский сад». Здесь можно проговорить и что мы делаем в детском саду в течение дня, какие игрушки есть в группе, чем мы больше всего любим заниматься. Параллельно развиваем глагольный словарь: лежит, сидит, прыгает, несет, играет, катиться… и т. д.

Развороты виммельбухов просто кладезь для отработок понимания и правильного употребления предлогов, как простых, так и сложных. Мальчик сидит НА бревне. Мама достает пирог ИЗ печи. Сидят ПОД деревом, Сидит ЗА столом… и т. д.

18 СЛАЙД. Для процессов словообразования и словоизменения можно использовать буквально любой разворот любой книги виммельбух. Такое множество картинок легко используется для развития словоизменения и словообразования. Можно назвать ласково, можно сравнить предметы: больше-меньше, короче-длиннее…. Можно посчитать предметы: 1 обезьяна, 2 обезьяны,5 обезьян. Найти один и множество предметов: один воздушный шар- много воздушных шаров… Отработать притяжательные и относительные прилагательные.

19-20 СЛАЙД. Развитие связной речи.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне развития речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической и диалогической речи, умения правильно строить предложения.

Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, составление рассказов по картине, создание разных видов творческих рассказов. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

Рассказывание детьми сказок также обогащает словарь детей, способствует развитию умения самостоятельно составлять повествовательный рассказ по содержанию картины, отображать правильно место и время действия, придумывать предшествующие и последующие события.

21-22 СЛАЙД. Раскраски Виммельбух. Даем задание, например, найди коров. Раскрась одну корову коричневым цветом, а другую оранжевым.

СЛАЙД 23. ВЫВОДЫ

Образовательная технология Виммельбух - достаточно проста, универсальна и результативна. Её цель - использование многосюжетных страниц книг Виммельбухов для организации образовательного процесса, построенного в игровой форме и решение задач всестороннего развития ребенка:

- развитие психических процессов - речи, мышления, памяти, воображения.

- формирование мотивов, стимулирующих работу с книгой,

- интерес к книжной информации и занятиям;

- формирование навыков сознательного, сосредоточенного изучения;

- умение формировать свое отношение к увиденному.

Выбирая книгу ту или иную книгу, обязательно обратите внимание на важные составляющие:

• Иллюстрации. В отличие от старшего возраста, книга для разглядывания детей до 3 лет должна быть с крупными и хорошо заметными рисунками. Маленькие и сложные картинки малыш быстро устанет рассматривать и может потерять к ним интерес.

• Сюжетная линия. У каждого ребёнка свои интересы, и с возрастом они могут меняться/ зависит от цели использования.

• Стоимость. В каждом магазине (особенно интернет-маркете) она может существенно отличаться. Единственный минус данных книг- это высокая цена, если мы говорим о большом формате.

Таким образом, в умелых руках педагога, образовательная технология Виммельбух носит инновационный характер, и объединяет все образовательные области, создавая основу для мультикультурного образования, даря метапредметные интеграции, как зачин для школьного обучения.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Книга из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессовКнига из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессов Представляю вашему вниманию многофункциональную, развивающую книгу из фетра и ткани. Данное дидактическое пособие разработано и изготовлено.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Геометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работыГеометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работы Такое распространенное и доступное дидактическое средство как мозаика известно каждому педагогу. Мозаика может быть абсолютно разной –.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Консультация для педагогов «Изонить как средство развития мелкой моторики»Консультация для педагогов «Изонить как средство развития мелкой моторики» Каждый ребенок любит и по - своему умеет рисовать. Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу, мелом, углем и многими другими.

Аппликация из осенних листьев — эффективное средство для развития познавательных процессов детейАппликация из осенних листьев — эффективное средство для развития познавательных процессов детей Активизация и развитие познавательных процессов дошкольников - основа для их всестороннего развития и подготовки к успешному обучению в.

Мастер-класс для педагогов «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с ОНР«Мастер-класс для педагогов «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с ОНР« Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи».

Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги! Цель мастера класса. Применить степ - логоритмику, как средство коррекции речи дошкольников. Задача. Познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Виммельбух как средство развития речи и познавательных процессов у дошкольников с ОВЗ»
Опубликовано: 20 марта 2024 в 14:46
+43Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Виммельбух как средство развития речи и познавательных процессов у дошкольников с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Волгина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД