Елена Питенко
«Художественно-творческая деятельность в развитии детей дошкольного возраста». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».
В. Л. Сухомлинский
Художественно творческая деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Знакомство с различными видами изобразительного искусства: живописью, графикой, декоративно-прикладными искусством.
Публикация «„Художественно-творческая деятельность в развитии детей дошкольного возраста“, Консультация для родителей» размещена в разделах
Я считаю, что изобразительная деятельность - рисование, лепка,
аппликация - самый интересный вид деятельности детей дошкольного возраста. И неудивительно: деятельность эта позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить отношение к нему. Но интерес и положительное отношение во многом определяется тем, как идет овладение рисованием, лепкой, аппликацией. Подтверждение тому - ответы самих детей : «Я люблю рисовать, потому что у меня хорошо получается». Так говорят очень многие дети. В своей практике я редко встречала детей, которые не любят рисовать. На мой взгляд, во многом от того, как протекает процесс обучения рисованию, зависит выразительность рисунков. Следовательно, необходимо так руководить этой деятельностью, чтобы она радовала детей, вызывала положительное, эмоциональное отношение, желание рисовать. Я считаю, что основная задача обучения художественному творчеству - помочь детям познать окружающую действительность, развивать наблюдательность, воспитывать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, формировать творческие способности детей в создании выразительных образов в рисунках детей различными изобразительными средствами.
Для этого была разработана рабочая программа «Художественно творческая деятельность детей от 4 до 7 лет». Принцип построения программного материала от простого к сложному - один из основных дидактических принципов. При обучении детей рисованию, лепке,аппликации, конструированию учитывала возрастные особенности.
Человек, воспитанный искусством, способен жить в гармонии с окружающим миром, познавать и совершенствовать этот мир. Именно такими людьми мы хотим видеть детей в будущем.
Художественно творческая деятельность, и в частности рисование, — вид деятельности, без которого немыслимо полноценное развитие личности. Однако здесь важно не навязывать детям стереотипные представления, которые не возбуждают их фантазию, а надоедают им, закрепощают и не стимулируют развитие творческих способностей.
Меня с самого начала работы в детском саду интересовало художественное направление в реализуемой мною программе, волновали вопросы: почему некоторые дети с неохотой берутся за краски на занятиях, а в свободной деятельности подолгу сидят над раскрасками или самостоятельно создают какие либо «произведения», не испытывая при этом никаких затруднений? Способствует ли развитию художественных способностей детей то, что мы, педагоги, предлагаем им сюжет будущей работы?
Размышляя над этими вопросами, пришла к выводу, что при таком подходе мы лишаем воспитанников возможности проявить фантазию, самостоятельность, права выбора. В итоге дети демонстрируют нам одинаковые, словно отксерокопированные работы. Подтверждение своего вывода я нашла в работах психологов и педагогов, посвященных вопросам развития детского изобразительного творчества. Анализ работы по традиционной методике изобразительной деятельности заставил меня глубоко задуматься над тем, способствует ли она развитию художественного творчества у дошкольников. С этой целью изучила детские рисунки, которые, как правило, мало чем отличались друг от друга, не отражали индивидуального отношения ребенка к создаваемому образу. Все это свидетельствовало об отсутствии творчества в работах детей.
Считаю, что каждый ребенок обладает определенным потенциалом художественного развития, поэтому поставила перед собой цель: обеспечить необходимые условия для раскрытия творческого потенциала детей. Опираясь на психолого-педагогические принципы, попыталась выстроить систему работы с детьми по рисованию. В своей работе я часто использую нетрадиционные способы рисования. Выбор этот не случаен. Название говорит само за себя: здесь присутствует элемент необычности, что позволяет в работе отойти от условных рамок, ограничений и тем самым вызвать интерес у детей. Опыт показывает, что рисование необычными материалами и оригинальной техникой, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Использую такие нетрадиционные способы как рисование пальцами, печатками, кляксография, монотипия (в основном в младших группах). В старших группах монотипия с продвижением, солью, пластилином, разбрызгиванием, мыльными пузырями, сухой кистью, рисование песком на световом планшете.
Таким образом, обучение технике рисования, пониманию свойств разных материалов, их выразительных возможностей, формирование умения использовать при создании изображений различные материалы, несомненно, обогатит их рисунки. Создаю условия для реализации творческих способностей в мире искусств.
Исходя из того, что важным условием детского художественного творчества служит эстетическая среда в детском саду. Для этого организована и оформлена изостудия. Кабинет достаточно светлый и просторный. При оформлении этого помещения учитывала требования организации развивающей среды, авторские пособия. Так как это важно для формирования хорошего вкуса у ребенка. Изостудия оснащена мольбертами, столами, достаточным количеством посадочных мест, есть полки для хранения материала. Отдельные скульптуры, картины размещены на привлекающем глаз фоне. Есть здесь и постоянно действующая выставка детских работ.
Не секрет, что при отсутствии нужной предметной среды у ребенка исчезает стремление узнавать новое, возникает апатия ко всему окружающему. Для того чтобы привлечь внимание дошкольников к художественно творческой деятельности, в изостудии создана атмосфера художественной мастерской. Здесь дети знакомиться с народно-прикладным искусством, глиняными игрушками – филимоновской, дымковской, тверской.
Непосредственная образовательная деятельность в изостудии дает детям представление о многогранности и безграничном разнообразии окружающего мира, учит быть любознательными, наблюдательными, ведь именно взору художника в обыденном открывается прекрасное.
В специально оборудованном кабине изостудии каждый ребенок пробует свои силы в работе с различными материалами, собранными в этом кабинете. Еще в самом начале, перед открытием кабинета, был определен ряд задач, которые я решала с его помощью: создание условий для конструктивной, познавательной и исследовательской деятельности детей, развитие их художественно-эстетического восприятия, в процессе работы с бумагой, природными и нетрадиционными материалами.
Считаю, что большое значение для развития мелкой моторики, тактильных ощущений детей имеет занятия лепкой, используя различные материалы: пластилин, соленое тесто, глина.
Для формирования у дошкольников интереса к самостоятельному изготовлению поделок проводятся конкурсы и выставки оригинальных поделок (совместно с родителями). Работами детей украшается интерьер детского сада. Это формирует у дошкольников интерес к изготовлению поделок, создается эмоциональный настрой на этот вид деятельности
Развивающая среда дает возможность дошкольнику проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля, выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка.
Погружение их в такую разнообразную эстетическую среду благодаря практической деятельности по созданию различных поделок, украшений для группы позволяло прививать им чувство прекрасного.
Каждый ребенок видит окружающий его мир по-разному, но это виденье он всегда может рассказать словами. А ведь так хочется поделиться своим открытием, рассказать о том, что ему понравилось, удивило или даже испугало. И именно детский рисунок становится таким отражением и рассказом ребенка.
Первые детские рисунки, конечно, еще не являются чем-то шедевральным и концептуальным. Сначала это просто горизонтальные линии, потом ребенок учится рисовать вертикальные, затем кружочки, и только потом – соединять все это в один сюжет. Если даже вы еще не понимаете, что рисуют ваши дети, они все равно – САМЫЙЕ ЛУЧШИЙЕ ХУДОЖНИКИ В МИРЕ! Помните, ни одна похвала в этом деле не будет лишней.