Ольга Затонская
Консультация для педагогов «Тренинг как форма работы с родителями»
▼ Скачать +Заказ
Консультация для педагогов : «Тренинг как форма работы с родителями».
Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного всестороннего развития ребёнка.
Публикация «Консультация для педагогов „Тренинг как форма работы с родителями“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Существует множество форм или вариантов работы с родителями. На мой взгляд, наиболее эффективными являются те формы и методы, которые на практике помогают родителям дать оценку различным способам взаимодействия с ребёнком, выбрать наиболее удачные, помогают исправить ошибки в воспитании детей, приобрести опыт общения с ними.
Одной из интерактивных форм работы с родителями является тренинг.
Что же это такое? Тренинг :
-это активно развивающееся в отечественной психологии направление в обучении различным социально-психологическим явлениям и навыкам.
-метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок
История возникновения тренинга. Зарождение групп тренинга или Т-групп, как их именуют в зарубежной психологии, связано с именем К. Левина.
Идея: большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте. Чтобы обнаружить и изменить свои нежелательные (неадаптивные) установки, выработать конструктивные способы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие (т. е. видеть себя глазами других)
К. Левин заложил основу тренинговой работы, которая используется и по сей день.
Как проходят тренинги
По форме проведения классические тренинги представляют собой групповые занятия в аудитории с числом участников до 10–15 человек. Людям заранее сообщается тема тренинга и время проведения (опаздывать на тренинг нежелательно). Продолжительность, как правило, составляет от 3 до 5 дней по 6–8 часов с перерывами. Поэтому довольно проблематично в саду проводить классические тренинги, но можно в работе с родителями использовать элементы тренинга или тренинги детско-родительских отношений, которые носят краткосрочный характер
Принципы работы тренинговых групп :
1. Принцип «Здесь и сейчас»
Данный принцип ограничивает работу группы событиями, происходящими в данный момент. Поэтому говорим о том, что волнует участников именно сейчас и обсуждаем то, что происходит с ними в группе.
2. Принцип доверительного и открытого общения
Каждый участник говорит то, что думает и чувствует на самом деле (не нужно производить впечатление и соответствовать ожиданиям других)
Каждый участник имеет право промолчать, если не хочет говорить
Каждый участник принимает высказывание другого человека (вне зависимости согласен он с мнением или нет)
Предпочтительнее общение на ты (это справедливо только для взрослых тренингов)
3. Принцип персонификации высказываний или «Я-высказывание»
Участники говорят от своего имени в настоящем времени.
Можно использовать:
-Я считаю что…
-Мне кажется что.
-Я чувствую что…
-Я чувствую себя обиженным.
Нельзя использовать:
-Обычно принято так.
-Некоторые думают.
-Я слышал такое высказывание.
-Ты меня обидел
4. Принцип конфиденциальности
То, что происходит в группе, не выносится за ее пределы. Это условие психологической безопасности и работоспособности группы. Также это облегчает включение участников в тренинг, способствует их самораскрытию.
5. Принцип активного участия
Активность-как позиция всех участников в тренинге. В помещении не должно находиться людей вне тренинга! (понаблюдать со стороны не получится). Участники принимают участие в предлагаемых упражнениях, что способствует приобретению и отработке полученных навыков и умений.
6. Принцип безоценочности
При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия.
Нельзя использовать (запрещены фразы) :
-Мне кажется, ты поступил плохо.
- На твоем месте я бы…
- Я советую тебе…
- Ты мне не нравишься…
7. Принцип исследовательской позиции участников
Предполагает создание в ходе тренинга таких ситуаций, в которых участникам приходится самим решать проблемные ситуации в процессе общения и взаимодействия с людьми.
8. Право сказать стоп
Каждый из участников имеет право сказать «Стоп» если ему не нравится упражнение или вопрос. Однако этим правилом не стоит злоупотреблять.
Если говорить о структуре тренинга, то выглядит она примерно следующим образом:
1. Мини-лекция, на которой участников знакомят с новой информацией.
2. Наглядная демонстрация того, что было озвучено в теоретической части.
3. Практика, на которой участники разбиваются на группы и выполняют задания и упражнения тренера. Иногда мини-группы соревнуются между собой. Тогда происходит еще большее вовлечение участников в процесс.
4. Обратная связь. Здесь участники делятся впечатлениями и говорят, что было легко, а в чем возникали сложности. Задаются дополнительные вопросы.
Методы работы на тренинге :
1. Групповая дискуссия. Представляет собой коллективное обсуждение какого-либо вопроса, ситуации или задачи.
2. Мини-лекция. Информация касается только вопросов, которые прорабатываются в тренинге (минимум теории)
3. Игра. Может быть ролевой, дидактической, творческой, деловой, имитационной, организационной и т. д.
4. Мозговой штурм. Сначала участникам предлагается высказать все имеющиеся идеи, включая самые фантастические, после чего выбираются наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
5. Проективное рисование. В ходе него участники могут выплескивать на бумагу свои переживания или выполнять конкретные задания, рисовать индивидуальные картинки или работать на общем листе.
6. Кейс. Конкретная ситуация, специально разработанная на основе фактического материала с целью ее разбора
Этапы и блоки тренинга :
1. Блок обеспечения работоспособности
2. Блок формирования мотивации
3. Информационный блок
4. Обучающий и личностный блок
5. Завершающий этап
-Блок обеспечения работоспособности (что он включает) :
*вступительное слово ведущего о цели, задачах, ходе и принципах тренинга;
*процедуру знакомства, которая предусматривает выбор имени, форму обращения, обмен участниками личностной информацией о себе;
*обсуждение участниками ожиданий от занятия, своих сомнений, пожеланий;
*ритуал принятия участниками правил работы в группе;
дополнительные мероприятия, повышающие работоспособность группы и каждого участника, например: психогимнастические упражнения.
Здесь же проводятся упражнения для разогрева и снятия напряжения (в случае необходимости)
- Блок формирования мотивации (каким образом это может быть, все зависит от темы тренинга). Например тренинг детско – родительских отношений :
1. Демонстрация непродуктивного поведения
2. Анализ и осознание ошибок
3. Определение способов улучшения ситуации
-Информационный блок
*Информационный блок тренинга направлен на приобретение участниками группы конкретных знаний в зависимости от программы тренинга
*Основными средствами получения информации являются групповые дискуссии, мини-лекции, диалоги участников (т. е. источники информации)
-Обучающий блок. Составляет основную часть тренинга. Приобретение нужных умений и навыков в ходе выполнения тренинговых упражнений, дискуссий, обсуждений.
-Личностный блок. Направлен на осознание участниками своих установок, личностных особенностей и их влияние на других людей.
-Завершающий этап или блок. Его еще называют шеринг.
Участники отвечают на вопросы:
-Какую обратную связь я могу дать участникам и ведущему тренинга?
-Что я получил от участия в тренинге?
-Что было сложным?
Ритуал завершения тренинга