Татьяна Скогорева
Консультация для педагогов «Развитие игровой деятельности в раннем возрасте». Обучение детей игре
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие игровой деятельности в раннем возрасте»
Обучение детей игре.
Актуальность:
Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношения к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребёнок получает в первые урок коллективного мышления.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие игровой деятельности в раннем возрасте“, Обучение детей игре» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
На вопрос, что больше всего любят дети, каждый ответит, не сомневаясь - играть. А вот почему ребенок играет и почему это нужно делать, сможет объяснить не каждый. По мнению ученых, игра – это не пустая забава, а очень важный вид деятельности для маленького человека. Игра является важнейшим условием полноценного психического развития. Игра – это естественное обучение, порой более действенное, чем «полезные занятия». Достоинство игры в том, что она естественная потребность детей, не содержит в себе внешнего насилия, привлекательна и приятна. На третьем году жизни она обеспечивает развитие ребенка по трем направлениям:
• игра открывает большие возможности для становления целенаправленной деятельности;
• в игре ребенок овладевает назначением предметов и обобщенными действиями с ними;
• игра создает благоприятные условия для развития самосознания.
Помимо задач, связанных с психическим развитием ребенка 2-3 лет, через игру можно:
• создавать эмоционально-положительную, спокойную атмосферу в группе;
• развивать чувство доверия и привязанности к воспитателю;
• игру можно использовать как средство, облегчающее привыкание ребенка к детскому саду.
Игра – доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Она способствует сохранению его душевного равновесия, дает ощущение психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие. Однако, чтобы это случилось, взрослым надо помогать детям играть и самим играть с ними. Чем меньше малыш, тем большая помощь в игре требуется ему со стороны взрослого. Дети раннего возраста чутко реагируют на отношение взрослого: они не будут играть с ним, если почувствуют равнодушие взрослого, фальшь в его поведении. Взрослый должен уметь на время стать ребенком и играть увлеченно, с интересом.
Прежде чем в игре появятся роли (мамы, врача и т. д., она должна пройти достаточно сложный путь развития.
Первые этапы – это ознакомительная и отобразительная игра. На первом ознакомительном этапе действия с игрушками носят манипулятивный характер: ребенок действует с ними так, как позволяют ему его неумелые ручки.
Затем малыш сам или с помощью взрослого обнаруживает в игрушке отдельные свойства (погремушка звучит, двигается, изменяется ее окраска и др.). Так начинается этап отобразительной игры. В ней дети усваивают способы действия с разными предметами, игрушками, связанные с их физическими свойствами: стучат, бросают, двигают, катают, в большой предмет вкладывают маленький и т. п.
Постепенно дети начинают отображать в игре не только физические свойства, но и социальное назначение отдельных предметов (катают машину, коляску, везут груз). На 2 и 3-м году жизни ребенка перед взрослыми встают новые задачи в развитии игры малыша. При правильной поддержке взрослых дети уже в первой половине второго года начинают переходить от действий, основанных на свойствах предметов и игрушек, к отражению практических смысловых связей между ними, то есть к обыгрыванию доступных пониманию ребенка сюжетов из жизни.
Теперь ему интересно не просто катать машину или коляску, а сажать куклу или зайчика и катать их, кормить мишку, готовить обед, как это делает мама, укладывать игрушки в постель, баюкать, причесываться самому и причесывать игрушки и т. п.
Ребенок подражает действиям взрослых. К концу второго – началу третьего года жизни он уже берет на себя определенную роль в игре, но не заявляет о ней. Это свидетельствует о новом витке развития, о начале становления сюжетно – отобразительной игры. Сначала сюжетно – отобразительная игра состоит из одного действия (например, ребенок кормит куклу, а затем из нескольких взаимосвязанных действий, отражающих целое событие (кормит, моет посуду, одевает куклу на прогулку ит. д.).
Ребенок третьего года жизни ставит перед собой в игре обычные, вполне реальные цели. Те же самые, которые ставят перед собой окружающие его взрослые. Однако, хотя эти цели и очень обыденны, ребенок не может их реализовать. В самом деле, сварить суп, управлять машиной, построить дом он может только в игре. Поэтому способы и средства достижения этих целей являются необычными. Как известно, обед в игре можно варить в крышке от банки, помешивая мозаику палочкой. Цель обычная, а пути ее достижения явно необычные. Вот это сочетание «настоящих» и «ненастоящих» путей их достижения характеризует игру.
Именно «ненастоящий» способ достижения цели позволяет использовать в игре предметы-заместители (кубики вместо мыла, палочку вместо расчески и т. д.) и совершать действия с воображаемыми предметами (мешать кашу в пустом цилиндре и есть несуществующую конфету).
Использование предметов, не по назначению, развивает воображение детей, а свободный поиск новых, оригинальных игровых способов для достижения каких-либо целей – первый шаг в становлении их творческих способностей. Помимо широко известных и постоянно реализуемых в играх практических бытовых целей есть еще одна особая цель, реализация которой в игре необычайно важна именно в этом возрасте. Эта цель – общение с другими людьми. Основной игровой целью общения должно быть не сообщение детям новой информации, а выражение отношения. Свое отношение в игре вы выражаете теми же способами, что и в реальной жизни. Реализация в игре целей общения отличается от реализации практических игровых целей. Так, играя в день рождения и высказывая ребенку множество добрых пожеланий, вы используете те же выражения, что и в реальности. Однако сама ситуация дня рождения является воображаемой.
Откуда ребенок черпает игровые цели?
У детей третьего года жизни есть два источника появления игровых целей.
• Первый источник – действия взрослого, которые вызвали вспышку интереса у ребенка, привлекли его внимание и побудили к действию, похожему на действие взрослого. Например, одна девочка несколько дней, как мама, жарила яичницу. При наличии у ребенка таких личных игровых целей не мешайте ему самостоятельно реализовать их.
• Вторым источником игровых целей может быть принятие ребенком тех целей, которые специально ставит перед ним взрослый. Этот источник очень важен для развития ребенка, потому что собственные игровые цели детей могут быть очень ограниченными, а у отдельных детей их может не быть вовсе.
Как же побудить ребенка к тому, чтобы он принял поставленную вами новую игровую цель и начал самостоятельно реализовывать ее?
• В качестве первого шага на этом пути педагог совершает «игровое действие» относительно самого ребенка, а не игрушки. Воспитатель понарошку кормит его, понарошку моет его ручки и т. п. ребенок при этом усваивает, что есть, мыться, ездить можно понарошку, используя разнообразные предметы-заместители. В такой игре ребенок относительно пассивен и получает удовольствие не от «еды», «умывания», а от общения со взрослым.
• Вторым шагом на этом пути является «смена ролей». Педагог предлагает детям самим осуществить эти же игровые действия относительно его (покормить его, помыть ему руки и т. д.). Тем самым ребенок оказывается перед необходимостью самому понарошку выполнить те действия, которые педагог перед тем выполнил относительно него. Кормя взрослого, катая его на машине, ребенок получает несравненно более интересного и благодарного партнера, чем кукла или мишка. Основная задача взрослого в этих играх состоит в том, действия, которые дети осуществляют относительно него, доставили им максимум удовольствия, позволили пережить ощущения успеха при достижении игровых целей.
• Положительные эмоции, которые ребенок может пережить, осуществляя относительно взрослого новые для него игровые действия, побудят повторять их и относительно игрушек. Это и будет третий шаг.
Результатом развития игры к концу третьего года жизни должна стать способность ребенка самостоятельно отображать заинтересовавшие его действия взрослого, объединяя их в простейший сюжет и беря на себя соответствующую роль.
Таким образом, игра – легкая и радостная для ребенка деятельность. Одновременно она – наиболее естественный и продуктивный способ обучения маленьких детей, поскольку усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной и мотивированной для них деятельности. В ней создаются наиболее благоприятные условия развития наглядно-образного мышления, речи, закладываются основы творчества и предпосылки становления сюжетно-ролевой игры – ведущей деятельности в дошкольном возрасте.
ЛИТЕРАТУРА
1. Планирование работы в детском саду с детьми 2-3 лет: методические рекомендации для воспитателей / Т. И. Гризик, Е. В. Глушкова, Т. Н. Доронова и др. ; науч. ред. Е. В. Соловьева. – М. : Просвещение, 2010. – 176 с. : ил. – (Радуга). – С. 30-37, 40-69.
2. Карабанова, О. А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет : методическое пособие для воспитателей / О. А. Карабанова, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва. – М. : Просвещение, 2011. – 96 с. – (Радуга).
3. Зворыгина, Е. В. Я играю! : пособие для воспитателей и родителей / Е. В. Зворыгина. – М. : Просвещение, 2010. – 112 с. – (Кроха).
4. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования: пособие для пед. коллективов детских садов и родителей: сборник / [Доронова Т. Н. и др. ] / Под ред. Т. Н. Дороновой и Т. И. Ерофеевой. – М. : Обруч, 2010. – 304 с. – С. 208-218.
5. Калачёва, Л. Д. Система мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях. Часть 1. Достижение детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования / Л. Д. Калачёва, Л. Н. Прохорова. – М. : Национальный книжный центр, 2012. – 156 с. + CD-диск. – (Управление образованием). – С. 161, 168-174, 186-18