Зоя Сергеевна
Консультация для педагогов «Проведение логоритмических занятий с детьми 5–6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Проведение логоритмических занятий с детьми 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»
Публикация «Консультация для педагогов „Проведение логоритмических занятий с детьми 5–6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи свойственно не только недоразвитие фонематического восприятия и речевой моторики, но также у них наблюдается нарушение общей моторики, незрелость зрительного восприятия и зрительно пространственного анализа и синтеза.
В этой связи одним из направлений психолого-педагогического сопровождения дошкольников с нарушением речи должно быть развитие слухо – зрительно – двигательной координации в разных видах деятельности.
Целенаправленное формирование слухо – зрительно –двигательной координации у дошкольников с нарушениями речевого развития возможно средствами музыкально – ритмических занятий, ритмики и логоритмики.
Такие занятия имеют широкие возможности для развития слухо – двигательных связей, так как в их содержании используется не только словесная, но и эмоциональная регуляция движений и действий, обеспечиваемая музыкальным сопровождением, что очень важно для детей такого возраста. Задаваемый музыкой ритм и темп, эмоциональный подъем позволяют на первых порах достичь общей корректности движений, автоматизировать их. А использование движений и действий по подражанию, по образцу позволяет отрабатывать систему зрительно-двигательных координаций.
Логоритмика может быть определена как одна из форм активной терапии, как одно из средств воздействия в комплексе, в котором отличается связь слова, музыки, движения. Причем движение выступает как основное средство взаимодействия между ребенком в окружающем мире.
Значение логоритмических занятий для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи можно понять исходя из задач, которые реализуются в ходе данных занятий :
• уточнение артикуляции – положение губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;
• развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
• расширение лексического запаса;
• развития слухового внимания и зрительной памяти;
• совершенствование общей и мелкой моторики;
• выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
• развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
Хочу также остановиться на том, что в ходе логоритмических занятий автор Воронова А. Е. предлагает активно использовать схемы, состоящие из символов и знаков, ведь ещё Л. С. Выготский определил важнейшее значение освоения ребенком знаковых систем в процессе психического развития. Он отмечал, что в процессе психического развития интеллект человека совершенствуется в основном за счет развития особых вспомогательных средств, какими являются знаки и символы, замещающие предметный мир.
Для профилактики нарушений речи в более раннем возрасте можно использовать дополнительное логоритмическое занятие в средней группе один раз в неделю. В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики.
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которой различные движения (корпуса, головы, ног, рук) сочетаются с произношением специального речевого материала.
В планировании логоритмических занятий осуществляется усложнение материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем. Основа – самая разнообразная: сказочный сюжет, воображаемое путешествие, экскурсия, фольклорный источник, сюжетные и дидактические игры.
Использование тематики и усложнение материала от простого к сложному способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, и помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
В логоритмические занятия включаются : пальчиковая гимнастика или массаж пальцев; элементы, имеющие оздоровительную направленность ( это: общеразвивающие упражнения, работа над дыханием, гимнастика для глаз, простейшие приемы массажа); дыхательные упражнения, логопедическая гимнастика.
Все упражнения выполняются по подражанию.
В логопедической группе проведение логоритмических занятий осуществляется второй год. В первый год было очень трудно, ведь все было новое для нас: какова роль музыкального руководителя, воспитателя, логопеда, как объединить все это, чтобы занятие прошло интересно для детей?
В настоящее время не только у детей, но и у нас, взрослых, появился интерес к логоритмическим занятиям, желание побывать на них. Каждую среду мы «ходили» на экскурсию в осенний парк, «ездили» на поезде в осенний лес за грибами, ягодами; «побывали» и на огороде и на «осенней ярмарке». Кроме материала из книги М. Ю. Картушиной «Логоритмические занятия в детском саду», я использую игры и упражнения для пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастики, мимических, голосовых упражнений из книги Е. А. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика.