Волкова Светлана
Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через проектную деятельность
Одной из приоритетных задач Российского образования является духовно-нравственное воспитание молодежи. Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношения к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Публикация «Консультация для педагогов „Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством проектной деятельности“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Что заботило, радовало, тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, какие они были, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
А обратиться к нашим истокам помогает – народное творчество: колыбельные песни, сказки, народные игры, праздники, частушки и декоративно-прикладное искусство – все это близко и интересно детям.
Приобщение детей к народной культуре является средством развития у них патриотических чувств и духовности.
Для успешного приобщения детей к истокам народного творчества мы используем проектную деятельность, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей.
Время не стоит на месте. Наши взгляды, наш быт, досуг, межличностное общение – всё меняется с быстрорастущими темпами информационно-технического прогресса. Время общения современных родителей со своими детьми значительно сократилось. «Живое» межличностное общение заменяет виртуальное общение, уличные игры заменяются компьютерными. Бесконечные реформирования в социальных сферах, огромный разрыв в уровне доходов между представителями «элиты» и подавляющего большинства населения России, неуверенность в завтрашнем дне. Все эти, да и многие другие социально-экономические и политические проблемы в стране приводят к неопределенности в ценностных ориентациях подрастающего поколения, к нестабильности в оценках нравственного и безнравственного, к расхождению в приоритетах духовного и материального.
Духовно-нравственное воспитание детей при любом политическом строе – было важной задачей нашей страны. Для современной России этот вопрос становится ещё более актуальным. Настоящее и будущее нашей страны определяется, прежде всего, духовно-нравственным здоровьем общества, сохранением исторического и культурного наследия народа, его традиций и ценностей.
Актуальность вышеизложенных противоречий определила цель нашей работы: способствовать формированию у детей дошкольного возраста духовно-нравственных ценностей в ходе реализации проектной деятельности в образовательном процессе ДОУ.
Определяя основные задачи в работе, мы исходили из принципов организации духовно-нравственного воспитания и развития «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Одним из ведущих принципов Концепции является социально-педагогическое партнерство.
Для педагогов дошкольного образования, воспитывающих самых юных граждан нашей страны, главенствующим является сотрудничество с семьями воспитанников. Мы предположили, что одним из актуальных и рациональных методов вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада является проектный метод. Проектирование – это инновационная форма сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса, использование которой позволяет вести эффективную работу в решении задач духовно-нравственного воспитания.
В чём же особенность проектной деятельности в ДОУ? Ребенок дошкольного возраста ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, установить цель и задачи, и поэтому проектная деятельность в образовательном пространстве детского сада носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, вовлекаются члены семей воспитанников. Родители могут быть не только источником информации и помощниками в реализации проекта, но и полноправными участниками образовательного процесса, что в свою очередь, позволяет им обогатить свой педагогический опыт, реализовать свой творческий потенциал, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Образовательные проекты сводятся к основным четырем этапам:
1. Подготовительный (целеполагание). Этап постановки проблемы (цели).
2. Разработка плана деятельности по достижению цели. На этом этапе, определяется: какими источниками информации воспользоваться, к кому обратиться за помощью.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Итоговый. Презентация продукта проекта и определение задач для новых проектов.
Для того чтобы приступить к работе над проектом, педагогу необходимо выполнить следующие условия:
- составить тематическое планирование, в котором будут учитываться все виды детской деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, трудовая, изобразительная, двигательная и т. д. ;
- разработать содержание занятий, игр, прогулок, различных мероприятий, связанных с темой проекта;
- организовать предметно-пространственную среду с учетом тематики проекта.
Далее, начинается совместная деятельность участников проекта. Педагог выносит проблему и предлагает детям её обсудить. В результате обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
На втором этапе работы над проектом педагог совместно с детьми отмечает, что уже известно детям по данному вопросу, а что они ещё хотели бы узнать, наконец, педагог спрашивает у детей : «Как нам ответить на интересующие нас вопросы?» Решением (планом действий) могут быть: чтение литературы, беседы со специалистами, тематические экскурсии и т. д. С учетом совместных предложений составляется окончательный план по достижению цели проекта.
Практическая часть проекта должна способствовать активизации мышления, познавательного интереса, детской любознательности. На этом этапе проекта дошкольники ищут, исследуют, творят. Воспитателю необходимо создавать ситуации незавершенности, незаконченности с целью побудить ребенка учиться самостоятельно - доделать, додумать, догадаться.
Заключительный этап проекта – это его презентация: итоговые занятия, оформление стенгазет, фотовыставки. Важно отметить социальную значимость проекта,«форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога»
Одним из таких проектов, который помог познакомить детей с традициями русской культуры стал проект «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры». Начали работу с ознакомления с произведениями русского народного творчества. В группе была организована выставка книг русских народных сказок и малых форм фольклора. Дети читали эти книги, рассматривали иллюстрации, пересказывали сказки, используя иллюстрации, ставили спектакли по русским народным сказкам с привлечением родителей («Репка», «Заюшкина избушка», «Заяц – хваста» и отрывки из сказок А. С. Пушкина).
Большое место в игровой деятельности занимают подвижные народные игры. Мы знаем, что народные игры являются традиционным средством педагогики. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой. Эти игры полюбили дети и играют в них очень часто («Гуси-лебеди», «Дед Мазай», «Баба- Яга», «Кривой петух» и т. д.)
Каждому из нас известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование духовных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувства прекрасного. Надо, чтобы ребят окружали предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет ощутить себя частью народа.
В нашем детском учреждении в «уголке старины» есть чугунок, ухват, кочерга, крынка, деревянные ложки, самовар, прялка, матрешки, свистульки, дымковские, филимоновские игрушки - свистульки, плетеные короба, печка сделанная из коробок и т. д.
При проведении игры «Магазин сувениров» детям предлагали определить: где, из какого материала изготовлена поделка, как она называется (дымка, гжель, городец). Большой интерес вызывают у ребят игры «в поездки и путешествия» (в прошлое). Было проведено интегрированное занятие «В гостях у хозяйки русской избы», где совершали путешествия в прошлое. Дети познакомились с тем, как жили люди на Руси, какая была обстановка в избе, посуда, которой пользовался русский народ, узнали чем занимались люди в долгие зимние вечера, побывали на ярмарке и расписали барышень используя элементы дымковской росписи. В другом путешествии в русскую деревню дети узнали, как раньше выращивали хлеб.
Каждая тема подкреплялась различными играми продуктивными видами деятельности (изготовлением коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Работая по этой теме, мы организовали мини-музей «игрушки из бабушкиного сундучка» в котором были представлены старинные игрушки выпиленные из дерева свистульки, куклы, сделанные своими руками. Эти семейные реликвии хранились на чердаках и были предоставлены членами семей для нашего музея.
При ознакомлении детей с бытом мы используем не только художественную литературу, иллюстрации, шутки, но и «живые», наглядные предметы (национальные костюмы, посуду, орудие труда и т. д.). Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений. В нашем саду это «уголок русской избы», где есть предметы старины (чугунок, ухват, прялка, веретено, сито и др., там мы проводим занятия по ознакомления с бытом традициями. А чтобы подача информации была более доступной, используем героев сказок домовенка Кузю,а также скомороха Петрушку. Мы поняли, что взаимодействие с родителями по данному вопросу, способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. Мы предложили совершить экскурсии, посетить предприятия, учреждения района, музеи нашей области. Итогом таких экскурсий может быть фотовыставка, на которой будет видно, кто, где был и что увидел. Поделиться яркими впечатлениями и рассказами можно на совместных чаепитиях и форумах.
Во время проведения проекта дети и родители побывали на посиделках, праздниках у хозяйки «Русской избы». Мамы и папы обменивались опытом проведения семейных праздников, семейных традиций, чайных церемоний.
Дети и родители принимали участие в изготовлении самодельных кукол и игрушек из ткани, соломы, теста. Итогом этого проекта стал «Гостевой стол в русской избе» (общие угощения в национальных традициях). Этот проект показал, что народное творчество не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе нравственно – патриотического воспитания.
Связь поколений прослеживается на протяжении всей работы по духовно-нравственному воспитанию. В том числе, в нашем детском саду проводятся утренники с народной тематикой, на которых дети, знакомились с традициями русского народа. (Масленица, Благовещенье) Семейные традиции сближают членов семьи и поэтому мы предложили семьям участие в конкурсе «Пасхальные яйца». Здесь мы увидели, как по-разному в семьях готовятся и отмечают этот торжественный день, как проявляются творческие способности и самобытность. В семьях любят, заботятся, уважают и гордятся своими старшими членами семьи. Свои навыки, приобретенные на занятиях по ознакомлению с народным творчеством по изготовлению свистулек из соленого теста, дети использовали для создания подарков своим близким. Финалом проекта стал народный праздник «Пришла весна – отворяй ворота», который познакомил детей с тем, как в старину готовились и отмечали этот праздник. Задорные заклички еще больше сблизили бабушек и внуков. При подготовке этого народного праздника дети разучили русские народные игры «Хромой петух», «Дед Мазай», «Баба- Яга», «Плетень» лепили и выпекали жаворонков, пели русские народные песни, водили хороводы и исполняли плясовые. Все это создало праздничное веселое настроение. Грамотно построенный проект позволяет еще больше сблизить поколения. Дети почувствовали гордость за своих пращуров, которые столько много всего придумали изобрели, и передали свой опыт следующим поколениям. Проекты, посвященные народным праздникам, знакомят детей с обычаями и традициями русского народа, помогают донести до них нравственные ценности, позволяют окунуться в эпоху прошлого.
Большое значение в духовно-нравственном воспитании старших дошкольников принадлежит формированию у них патриотических качеств: любви к малой родине, чувства гордости за героические заслуги земляков.
Тула, город - герой, образец воинской славы. В городе много памятных мест связанных с событиями Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войной 1941-1945 г. г.
Особенностью реализации проектов блока «Моя малая родина» является взаимодействие не только ребёнок-родитель-педагог, но и социум.
Подводя итог нашей работы, хотелось бы отметить результаты духовно-нравственного развития детей посредством проектной деятельности.
Из наблюдений за поведением детей, индивидуальных бесед с воспитанниками и их родителями можно сделать вывод, что уровень знаний детей о своем городе, о своей малой родине, о традициях, истории и культуре российского народа значительно возрос. Хочется отметить, что дети охотно проявляют интерес к темам, которые кажутся, на первый взгляд, сложными для их возраста. Большинство детей знают и успешно подчиняются социальным нормам и правилам. Охотно вступают во взаимодействие с другими детьми и с взрослыми, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Атмосфера в детском коллективе позитивная и доброжелательная. Радует отсутствие агрессивности у детей. Конфликты возникают крайне редко и всегда охотно разрешаются детьми.
Таким образом, социальные и психологические характеристики детей свидетельствуют и о достаточно высокой степени их духовно-нравственного развития.
На основе всего сделанного хочется посоветовать использовать метод проектной деятельности для решения поставленных задач. Вовлечение родителей, бабушек и дедушек в проектную деятельность, их активное участие в воспитательно - образовательном процессе дошкольного учреждения, необходимо для эффективного и успешного развития ребенка.