Татьяна Усенко
Консультация для педагогов «Бизиборд как средство развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Богучарский детский сад комбинированного вида «Родничок»
ТЕМА: «БИЗИБОРД КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Подготовила: воспитатель 1кк Усенко Т. Н.
Богучар 2022г
Публикация «Консультация для педагогов „Бизиборд как средство развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Бизиборд
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель: формирование представлений о том, какие умения и навыки развиваются у детей дошкольного возраста в процессе игр с бизибордами.
Познавательное развитие одно из важнейших направлений дошкольного образования. Наша задача создать условия, найти наиболее удачные способы подачи информации для развития любознательности, познавательной активности детей.
Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких детей. Ни для кого не секрет, что игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста. Любознательность ребёнка постоянно направлена на познание окружающего мира и построения своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить зависимость и причинно-следственные связи. У него возникает множество вопросов. Ребёнок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленные «зачем?», «как?», «почему?». И наша главная задача – сделать все эти познания, занятия разнообразными и интересными, ориентируясь на интересы малыша. Организуя игровую деятельность наших воспитанников, мы стремимся найти что-то новое, нетрадиционное для занятий с ними.
Наиболее интересной из игровых технологий для дошкольников является идея создания бизиборда.
БИЗИБОРД – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопками, выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые ребёнку трогать обычно запрещено – это не просто модное веяние. Это полезные игры на усидчивость, внимательность, умение концентрироваться, развитие мышления и мозговой активности. Недаром бизиборды ещё называют «Волшебная доска», «чудо- доска», «Доска- стенд для мелкой моторики».
А кроме того звучит такое название как «Развивающая доска Монтессори», ведь именно итальянский педагог Мария Монтессори, известная своими нетривиальными методиками развития, имеющими успех во всем мире, первой подала идею обучать детей через знакомство с предметами.
Прототип современного бизиборда был изготовлен самой Марией Монтессори ещё в 1907 году Проанализировав поведение малышей, она пришла к выводу, что они познают мир и воспринимают информацию в большинстве своём через сенсорные ощущения, таким образом. развивая мелкую моторику М. Монтессори решила дать возможность детям поиграть с предметами, к которым родители обычно не подпускают их. Благодаря ей появился первый бизиборд : на деревянной поверхности расположились розетка со штекером, выключатель света, дверные защелка и цепочка, панно со шнуровкой.
Конечно, одна доска никогда не сможет заменить целый комплекс подготовки к детскому или школе, но заложить важный фундамент в формировании маленького гения бизиборду вполне по силам.
Итак, какова же педагогическая ценность дидактического пособия:
• Бизиборды задают игровой формат образовательному процессу. Ведь для детей это, прежде всего, увлекательная игрушка;
• Соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, предъявляемым к предметно – пространственной среде дошкольного учреждения; (возраст детей от 2 до 6лет)
- насыщенность. Разнообразие материалов данного пособия обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
- трансформируемость. Данное пособие эстетично и мобильно, доски можно повесить горизонтально или вертикально или просто положить на пол. Они не загромождают обстановку в группе, но в тоже время в комплексе выполняют образовательную, воспитательную и развивающую функцию.
- безопасность. Дидактические пособия изготовлены из экологически чистых материалов и соответствуют нормам СанПиН.
- вариативность. Бизиборды можно использовать в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей, а также в индивидуальной коррекционной работе с ребёнком (ОВЗ).
- полифункциональность. Данное пособие не обладает жестко закрепленным способом употребления. Благодаря разноплановому наполнению один бизиборд может использоваться как детьми раннего возраста, так и старшими дошкольниками.
Таким образом, основными задачами нашей работы являются:
- развитие мелкой моторики;
- тренировка памяти и логики;
- развитие усидчивости;
- формирование элементарного математического счета;
- изучение цветов и оттеночной палитры в целом;
- развитие внимания;
- стимулирование познавательной деятельности;
- углубление фантазии и образного мышления.
Разновидности бизиборда.
- Бизикуб или бизибокс– это комплекс, на пяти сторонах которого размещены аксессуары. Многофункционален, мобилен, компактен и удобен в транспортировке. А ещё вы не думаете о креплении к стене.
- Развивающий модуль – развивающая доска, стенд с различными аксессуарами.
Классификация бизибордов.
- по гендерной принадлежности (для мальчиков и девочек);
- по форме и размерам;
- по тематике (времена года, профессии, животный и растительный мир и т. д)
- комбинированные (чаще всего).
Список возможных элементов для бизиборда весьма разнообразен :
• дверные цепочки, крючки, петельки, пуговицы;
• замки (в том числе засовы, щеколды, задвижки, шпингалеты);
• фонарики и лампочки;
• выключатели и кнопки;
• счёты;
• дверной звонок;
• дисковый или кнопочный телефон, пульт;
• катушки и шнурки;
• молнии и пуговицы;
• циферблаты от часов;
• колёсики и шарики;
• поворотные тумблеры;
• рисунки и т. д.
Бизиборд служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребёнка, отраженных в ФГОС ДО:
- речевое развитие;
- познавательное развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие;
Приведу несколько примеров.
Дидактические материалы для развития познавательных представлений у детей дошкольного возраста.
Игра «Включи и выключи свет»
Задачи: способствовать развитию памяти, мышления, логики; мелкой моторики рук, знанию правил пользования электричеством.
Описание: - Ребёнку предлагается включить и выключить свет с помощью выключателя и розетки.
- Рассказать о правилах пользования электричеством.
Игра «Телефон»
Задачи: способствовать развитию действий руки, развитие речи.
Описание: 1вариант – называть цифры и показывать их ребёнку 01(101, 02 (102, 03 (103) закрепляя какой номер к какой службе относиться.
2 вариант- называя номер мамы, папы и т. д ребёнок набирает его.
3 вариант – разучивание стихотворения К. И. Чуковского «Телефон».
4 вариант – дети ведут диалог с вымышленным героем.
Игра «Башмачок»
Задачи: формировать у ребёнка умение заботиться о себе и обязательно доводить начатую работу до конца, развивать координацию рук.
1вариант – продеть шнурок в дырочки.
2 вариант – зашнуровать ботинок.
3 вариант – завязать бант из шнурка на ботинке.
Игра «Математические часы»
Задачи: развивать мелкую моторику, навыки счета и отсчета, мышление.
1 вариант – определение времени на часах воспитателем.
2 вариант – ребёнок выставляет время по просьбе взрослого.
3 вариант – воспитатель показывает карточки с точками и цифрами. Предлагает ребёнку показать цифру на часах, которая соответствует количеству точек и т. д.
Игра «Крестики – нолики»
Задачи: развивать логическое мышление, внимание.
Игра «Шестерёнки»
Задача: совершенствовать мелкую моторику; прямой и обратный счёт.
Описание: Ребёнку предлагается покрутить шестерёнки, таймер под счёт до5, 10 или обратный счёт.
Игра «Определи на ощупь»
Задачи: развивать речь; способствовать формированию тактильных ощущений.
Описание: 1 вариант – передвижение косточек, счёт по заданному количеству.
2 вариант – определение на ощупь, сколько косточек передвинул, отложил воспитатель.
Игра «Закрой дом»
Задача: способствовать развитию мелкой моторики рук.
Описание: Ребёнку предлагается закрыть дом на крючок, цепочку, шпингалет.
Игра «Геометрические фигуры»
Задача: совершенствовать знание геометрических фигур.
Описание: Найти на панели предметы похожие на круг, квадрат, треугольник. Загадки про фигуры, обсудить углы, цвет, размер.
Воспитатель загадывает загадки, а отгадки дети будут находить на Бизиборде.
Загадки.
1. На лесенке – стремянке
Развешаны баранки
Щелк да щелк – пять да пять
Так мы учимся считать (счеты)
2. Чудо техники у нас,
Аппарат ну высший класс!
Голос он передаёт,
Через трубку проведёт (телефон)
3. Свинка спряталась за стенкой
Лишь снаружи пятачок
Сунешь штепсельную вилку
И зажжется ночничок (розетка)
4. Тонкие, длинные змейки
Находят в ботинках лазейки.
Они непослушны ужасно,
На них наступать нам опасно (шнурки)
Итог: современные дети окружены гаджетами, но никакой смартфон или планшет не сможет обеспечить развитие мелкой моторики, которая создает базу для физического, эмоционального развития маленького ребёнка.
Подводя итог, хочется отметить, что с использованием бизиборда у наших детей повышается желание взаимодействовать друг с другом, а общение и взаимодействие наполняются новым, актуальным и интересным содержанием.
Спасибо за внимание!