Людмила Рыбакова
Консультация для педагогов «Судьба, окрыленная Музыкой» к международному Дню музыки на МAAM
▼ Скачать + Заказать документы
Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Судьба, окрыленная Музыкой». К Международному дню музыки на МААМ.
(Представленные в статье фото выполнены мною).
2020-2021 год в России, как и во всем Мире, объявлен Годом Бетховена и Годом Германии в России.
Публикация «Консультация для педагогов „Судьба, окрыленная Музыкой“ к международному Дню музыки на МAAM» размещена в разделах
- День музыки, 1 октября
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
В XVIII веке – не быть музыкально образованным было просто не прилично: не все становились профессионалами, но, по возможности, желание каждого родителя обучить своего ребенок музыке или хотя бы её азам, было в мечтах или наяву.
Людвиг Ван Бетховен родился 250 лет тому назад, в немецком городе Бонне. Дед и отец были певцами хора и капельмейстерами при капелле курфюрста – архиепископа. Ранние музыкальные способности Людвига заметил отец, загоревшись желанием сделать из старшего сына «второго Моцарта», как необходимый источник доходов и славы. Отец обучал сам, просил своих друзей, следил за усидчивостью маленького талантливого сына, вообразив себя «Леопольдом Моцартом», забыв, что перед ним ребенок. Удивительно, как занятия с отцом не отбили у Людвига любви к музыке.
Баннер на стене Посольства Германии в Москве
Одаренный мальчик к 12 годам овладел игрой на органе, клавесине, флейте и скрипке. Первый публичный концерт был в 8 лет в Кёльнском зале музыкальной академии. В 11 лет совершил «туре виртуоза» в Голландию. Людвиг не стал «ребенком-вундеркиндом», но у него проявилось яркое композиторское дарование. В 12 лет он работает в оркестре театра и органистом в церкви. Материальные трудности в семье, вынуждают Людвига бросить школу, и, чувствуя пробелы в образовании, самообразовываться: овладеет латынью, итальянским, французским, читает Гомера, Плутарха. В 17 лет приезжает в Вену – музыкальную столицу Европы, чтобы стать настоящим музыкантом. В его жизни были: счастье, радость студенческих лет, единственная встреча с Моцартом, у которого он хотел брать уроки, но смерть Моцарта помешала этому, уроки у Гайдна и Сальери, влюбленность и постоянная безответная любовь, потери и разочарования. В Вене он становится популярным исполнителем-виртуозом, композитором, его приглашают учителем музыки в семьи богатых графов, на вечера к королевским особам, он гастролирует, имея заслуженный успех.
Трагедия для композитора – потеря слуха. Первые признаки появились в 27 лет и с этого момента последние 30 лет пройдут для Бетховена в тишине, используя специальные слуховые трубки и «разговорные тетради». Людвиг был близок к суициду, но по его словам, «только музыка спасла от последнего шага». Трагедия потери слуха раскрыла громадную силу воли этого человека, его врожденный дар слышать музыку «внутри себя», записывая на нотный лист партии музыкальных инструментов, дуэты, трио, концерты, оперу «Фиделио»…
В 2020 году немецкий скульптор Оттмар Хёрль (1950 г. р.) привез в Москву инсталляцию «Людвиг Ван Бетховен – «Ода «К радости», состоящую из 80 золотистых и малахитовых фигур.
Скульптор известен многочисленными подобными серийными инсталляциями, посвящая их различным историческим, социальным, и просто эстетическим темам.
Тиражирование этих скульптур для Хёрля - неотъемлемая часть современной культуры – арт объект - авторское украшение парка или просто игровая площадка для детей.
Юность Бетховена пришлась на революционные волнения в Париже, идея служения народу через музыку, вдохновила композитора. Новую музыку Бетховена Й. Гайдн сравнивал с самим композитором: «Ваши вещи прекрасные, это даже чудесные вещи, но то тут, то там в них встречается нечто странное, мрачное, так как Вы сами немного угрюмы и странны; а стиль музыканта — это всегда он сам».
Л. В. Бетховен оставил богатое наследие, в котором «был он сам». Из популярных: «Сурок» - печальная песня бродячего мальчика, написанная им в 20 лет. «Лунная соната» посвящена прекрасной Джульетте Гриччарди. Богатель, посвященная Терезе Мальфатти, и по ошибке переписчика нот, названа «К Элизе». Соната «Аппасионата» (итал. «страстный», в которой Ленин видел революционный дух новой советской республики, называя «нечеловеческой» музыку Бетховена. В первые годы Советской власти в Москве, в Большом театре в бывшем Императорском фойе, к 150- летию композитора, был открыт Бетховенский концертный зал.
Девять симфоний. Симфония №3 была посвящена Наполеону, но разочаровавшись в его политике, композитор называет ее «Героической», а звучащий здесь «похоронный марш» оказался для Наполеона пророческим. Симфония №5 с ее главный лейтмотив - «Тема Судьбы», была названа Э. Гофманом «самым значительным произведением эпохи». В течение 200 лет это одно из самых часто исполняемых произведений во всех жанрах культуры: от рок - музыки до кино и рекламы.
Симфония №9 – он работал над ней 12 лет, будучи совсем глухим. Симфония была посвящена королю Пруссии Вильгельму III. Необычность симфонии в том, что здесь впервые звучал хор, - человеческий голос наряду с музыкальными инструментами. Хорал «Ода к радости» на текст из поэмы Ф. Шиллера. С 1974 по 1979 год на основе этой мелодии, но со своим текстом, был создан Гимн Южной Родезии. С 1993 года «Ода к радости» становится Гимном Евросоюза. Одновременно с 9-ой, Бетховен задумывает 10-ую симфонию, черновики которой в виде отдельных набросков (в каждом не более 30 тактов, были найдены в ХХ веке. В 1980 г. композитор Барри Купер реконструировал и в 1988 году исполнил 10 симфонию.
В Год Германии в России, в Москве появился расписной Мишка Бадди. С поднятыми вверх лапами – с 2001 года этот символ Берлина, Дружбы, толерантности и сосуществования культур, его можно встретить повсеместно в Берлине, в городах по всему миру, в том числе в Санкт - Петербурге, Калининграде, Екатеринбурге, - чаще около посольств, консульств этого государства.
Московскому – Берлинскому мишке, ученики 4 «Б» класса Немецкой московской школы дали имя «ДружBar»: русско-немецкое «Дружба – медведь», разрисовала его наша художница Инга Сезганова.
«Танцующие дети»
В 1989 году скульпторами, отцом и сыном, Дмитрием и Александром Рябичевыми, в Шмитовском проезде была создана скульптура «Танцующие дети», в знак русско – немецкой дружбы между Краснопресненским районом Москвы и Баварским городом Денкендорф. В народе их называют «Ганс и Машенька» или «Ганс и Аленушка»: каждый в своем национальном костюме закружились в веселом танце. Как великолепно совпало в день Музыки вспомнить еще один «музыкальный» памятник. Зимой около «Танцующих детей» ставят елку и ведут новогодний хоровод дети Красной Пресни.
А осенью: «Ганс вместе с Машенькой на осенней полянке». Точно такой же памятник «Танцующие дети» Рябичевых был открыт у Ратуши города Денкендорф, в связи с появлением здесь Дома Русско-Баварской дружбы.
Памятник Людвигу Ван Бетховену в Вене (1880год) установлен в сквере его имени перед Концертным залом. Бетховен восседает над аллегорическими образами ангелов, над прикованным к скале Прометеем, над Богиней Победы – Никой, держащей гордо свой венок. Памятник символичен и очень красив. «Музыка – это откровение более высокое, чем мудрость и философия». Людвиг Ван Бетховен.