Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности»

Кузнецова Юлия
Консультация для педагогов «Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности»

Современная система образования определяет ребенка как активного участника образовательного процесса, который должен иметь возможность свободу самовыражения, выбора приоритетных направлений развития и интересов. Но при этом необходимо формировать у него основы безопасности жизнедеятельности. Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Ему нужно прививать навыки поведения в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни, формировать у него представление о наиболее типичных в этом смысле ситуациях и выхода из них, воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, объяснять, как надо вести себя во дворе, на природе, на улице и дома. ФГОС ДО ориентирует педагогов на создание условий для формирования основ безопасности у дошкольников в быту, социуме, природе и др. Важно не просто обеспечить безопасность ребёнка, но и научить его безопасному поведению, бережно относиться к своему здоровью и к здоровью окружающих. Работа с дошкольниками по формированию основ ОБЖ включает целый комплекс задач: - знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту; - развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе; - воспитание грамотного участника дорожного движения, правильного поведения на улице; - воспитание чувства взаимопомощи и товарищества. При этом дошкольник должен быть не пассивным зрителем или слушателем всех проводимых мероприятий, а активным участником, только в этом случае знания станут умениями и навыками. Наиболее соответствующей раннему возрасту образовательной формой является игра. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте со стороны смыслов и норм, учиться понимать правила. Именно игра даёт малышу доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности. Соответственно игры организуются с учетом возрастных особенностей дошкольного детства и охватывают все важные разделы жизнедеятельности. Например, это игры на темы «Доктор Айболит», «Спасатели», «Один дома», «Шум и тишина на природе», «Можно и нельзя» и др. Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия, придумывание сказок и историй на разные темы (например, придумаем иразыграем сказку «Как я был светофором на перекрестке…» и др.). Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация, ее моделирование: нестандартная ситуация в которую попали сказочные или литературные персонажи. Например, «К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в группе и дома», «Как будто к нам в город прилетел инопланетянин. Что мы ему покажем в групповой комнате детского сада, как расскажем об основах безопасности в группе, на участке, улице. Игровая ситуация раскрепощает детей, делает процесс образования естественным и интересным. Можно моделировать такие ситуации: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе. Моделирование ситуаций дает ребенку возможность применить полученные знания на деле, продемонстрировать практические умения, сформировать навыки поведения в экстремальных ситуациях в жизни. В младшей группе предлагаются элементарные проблемные ситуации, которые с возрастом усложняются. Изобразительная и творческая деятельность (рисование, аппликация, лепка) способствует осмыслению основ безопасности. Выполнение рисунка, например, по теме «Светофор, пешеходная дорожка и их предназначение». Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире. В группе должны быть предметы, с помощью которых ребенок знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож); электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос). Труд. Ребёнок начинает подражать взрослым, делая попытки подмести пол, постирать кукольное бельё, протереть пыль. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности, самостоятельность в самообслуживании, безопасном поведении в различных бытовых ситуациях. В форме досуговых мероприятий - праздники, викторины, спортивно-игровые программы, развлечения, также у дошкольников активно формируются навыки безопасной жизнедеятельности, при этом все участники образовательного процесса (родители, педагоги, вовлеченные в мероприятия, показывают на собственном примере правильные формы поведения.

Публикация «Консультация для педагогов „Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности“» размещена в разделах

Обобщить и закрепить имеющиеся знания и навыки безопасного поведения у дошкольников важно по таким основным разделам, как «Пожарная безопасность», «Здоровье человека», «Ребёнок и другие люди», «Ребёнок и дорога», «Службы спасения», «Ребенок и природа». Таким образом, воспитанник ДОО знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств, через интеграцию всех образовательных областей. Одной из основных задач, которые должен решить педагог, ставящий перед собой целью формирование основ безопасного поведения у дошкольников, это – создание определенных условий. В решении данной задачи более актуален деятельности подход как условие по ознакомлению детей с основами безопасности. Именно деятельности подход является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. Деятельность, особенно совместная, становится школой передачи социального опыта, обеспечивает условие для формирования многих личностных качеств. Ребёнок учится делать выбор, овладевает умением проявлять своё отношение к окружающим и находить безопасные способы взаимодействия с ним. Системная работа по ознакомлению детей с основами безопасности сформирует у них потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях, иметь точные представления о мерах предосторожности. Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию у них осознанного поведения в опасных ситуациях. Большую роль в формировании навыков безопасной жизнедеятельности играет пространственно-предметная среда ДОО. В группе необходимо создать пространство, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности : разные альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, видеофильмы, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к сюжетно-ролевым играм и т. д.

Литература

1. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников 2-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2017. - 64 с.

2. Стеркина Р. Б., Авдеева Н. Н., Князева О. Л. Основы безопасности жизне-деятельности детей дошкольного возраста. -

Публикации по теме:

Фотоотчёт о родительском собрании в форме КВН «Знатоки правил безопасной жизнедеятельности» (подготовительная группа)Фотоотчёт о родительском собрании в форме КВН «Знатоки правил безопасной жизнедеятельности» (подготовительная группа) 2019 год Материал подготовили: Кузнецова М. Р. – музыкальный руководитель, Заводчикова Н. Б., Фоменко А. В. - воспитатели Цель: Создать условия.

Консультация для педагогов «Безопасность жизнедеятельности детей во время подвижных игр в помещении и на улице»Консультация для педагогов «Безопасность жизнедеятельности детей во время подвижных игр в помещении и на улице» Воспитатель должен знать состояние здоровья детей, и их отклонения в физическом развитии. Подвижные игры проводятся в помещении, и на свежем.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии»Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии» Широкое определение понятию «интерактивное взаимодействие» дает педагогическая психология. Согласно данному подходу, в образовательном.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей«Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей« Консультация для педагогов с презентацией «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей».

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". СЛАЙД.

Консультация для родителей и педагогов «Методы определения ведущей руки» Консультация для родителей и педагогов:"Методы определения ведущей руки" Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности»
Опубликовано: 7 декабря 2021 в 09:47
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД