Татьяна Цыганкова
Консультация для педагогов «Современные технологии экологического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Публикация «Консультация для педагогов „Современные технологии экологического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Наша задача – научить ребенка относиться к каждому живому организму, как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Самый наилучший результат можно достигнуть, если начать формировать основы экологической культуры в дошкольном возрасте. Основная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
Известно, что использование в педагогической практике разнообразных нетрадиционных методов и приёмов предотвращает утомление детей от однотипной деятельности, поддерживает их познавательную активность, повышает эффективность работы педагога в целом. Наглядный метод в проведении занятий на экологическую тематику является ведущим, так как в экологическом воспитании ребё нка необходима увлекательная информация и обширный наглядный материал: плакаты, памятки, технологии ИКТ и тд.
Задачи экологического воспитания у дошкольников : формировать осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе; формировать умения и навыки по уходу за растениями и животными, воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду, заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Для организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников можно использовать следующие виды технологий такие как :
- проектные методы;
- социально-игровые методы обучения (дети учат друг друга);
- использование компьютерных технологий;
- мультимедийные презентации.
Одной из наиболее прогрессивных форм работы с дошкольниками является применение компьютерных технологий и мультимедийных презентаций. Зачастую для проведения занятий по экологии недостаточно информации и наглядного материала. На помощь приходит компьютер. Ребенка многое интересует в окружающем него мире. Применяя принцип наглядности, становится возможным донести информацию в доступной для ребенка форме. В отличие от взрослого человека, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации.
Компьютерные технологии и мультимедийные презентации - дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи.
Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Метод дискуссий «Хорошо-плохо», «Почему листочек пожелтел?» или «Почему у тополя почки большие, а берёзы маленькие?» и т. д. Цель такого кейса — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию.
Одной из новых наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов. Этот метод даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием.
В настоящее время в педагогической практике широко используются такие нетрадиционные формы организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников как КВН, "Блиц-игра", занятия с использованием социально-игровых методов обучения (когда дети учат друг друга).
Следующей формой экологического воспитания дошкольников являются экскурсии. На них ставятся и решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Экскурсии используются для ознакомления детей с природой. Экскурсии с детьми в природу дают детям ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков и т. д.
Экологическая тропа — это тоже одна из современных форм обучения. Это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. Цель создания такой тропы - обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней. Создание мини – фермы, фито - поляны, «уголка нетронутой природы» и других «экологических пространств» позволит проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период.
.
Нетрадиционной формой экологического образования является использование сказки. Еще одной из форм современных технологий экологического образования дошкольников является экологический театр, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности.
Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним. Задачи экологического театра :
- привлечение внимания к проблемам окружающей среды;
- развитие творческих способностей детей;
- вовлечение детей в активную природоохранную деятельность.
В рамках экологического воспитания можно устраивать экологические конкурсы (рисунка, поделки и т. д.).
Работая по теме «Экологическое воспитание» педагоги учат каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считают, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию :
Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т. д.
Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.
Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.
Технология организации труда в природе как экологически ориентированной деятельности дошкольников. Труд по уходу за животными и растениями является для ребенка проявлением заботы, актом помощи живому, гуманности. Технология организации труда в природе осуществляется в логике организации трудовой деятельности детей — от знакомства с трудом взрослого по уходу за животными и растениями к обучению посильным способам ухода и самостоятельному осуществлению трудовой деятельности в природе. Сажать деревья и не только (это отличный пример для детей научиться любить природу).
В заключение следует отметить, что современные технологии экологического образования — это целостная система экологического воспитания детей. Её реализация на практике поднимает уровень экологической культуры воспитателя, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников. Применение технологии требует от воспитателя вдумчивого подхода. Не меняя ее стержня и учитывая свой опыт, уровень развития детей, конкретное природное окружение, воспитатель может привнести свои приемы педагогической работы, которые обеспечат нужный эффект в воспитании экологической культуры детей.
Примеры современных технологий по экологическому образованию в работе с детьми.
Игровые технологии :
Игры-путешествия, в ходе которых дети посещают интересные места и в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре роль взрослого. Именно в таких играх дети знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе.
Ролевые игры, основанные на моделировании социального содержания экологической деятельности, Например: «Строительство города» может осуществляться только при соблюдении экологических норм и правил. Дети сами формируют правила этого города и раздаются различные роли.
Дидактические игры: «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания, «У кого какой дом?» (об экосистемах, «Что сначала, что потом?» — о росте и развитии живых организмов заставляют ребенка мыслить, искать правильный ответ.
Игры-ребусы, игры-опыты, игры- исследования, игры-медитации: Такие игры дают новые впечатления о состоянии природы и ее изменениях, формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности. В этих играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.
Соревновательные игры— КВН, конкурсы знатоков, экологические викторины, Поле чудес стимулируют активность детей в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков.
Мультимедийные презентации, технология ИКТ — мотивируют к действию. С их помощью дети могут слушать голоса птиц, увидеть удивительные явления природы, узнать об экологических катастрофах в мире.
Технология ТРИЗ, целью которой является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как: гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны- поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Она позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие.
ТРИЗ даёт возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить.
Разрешение противоречий в ходе ТРИЗ – ключ к творческому мышлению, выявление противоречий в объекте, явлении. Сначала объект исследуется: - что в нём хорошего, а что нет. - Что вредное и что полезное.
Технология поисково-исследовательской деятельности, проектные технологии позволяют детям открывать новое, делать шаг в неизведанное, думать, пробовать, искать, а самое главное самовыражаться. Опыты с водой, почвой, растениями помогают ребенку найти самому ответы на вопросы как? и почему? Почему растение без воды и солнца погибает? Почему им для роста и развития нужен свет? Почему дует ветер? Здесь очень уместны проблемно-поисковые ситуации, в которых дети выстраивают гипотезы, что является основой творческого мышления.
Учеными доказано, что человеческий мозг может вместить в себя безграничное число информации. Но мы, к сожалению, не используем или не умеем использовать эту возможность. Причин, почему так происходит много. Одна из них – неправильный метод запоминания – мы учим материал механически, зазубривая, не используем творческое мышление. Если и создаем опоры для запоминания, то записываем важную информацию в хронографической или иерархической форме, забывая про картинки, символы и цвета.
Интересную методику запоминания предлагает Тони Бьюзен – английский психолог. Это ментальные карты. Что это такое и для чего они нужны? Ментальная карта — это способ систематизации знаний с помощью схем. Уникальность этого способа в том, что он одновременно включает в работу левое и правое полушарие головного мозга, тем самым, позволяя использовать в полной мере наш потенциал.
Майнд-карты– это отображение мышления с помощью древовидных схем, отражающих некоторый объект, его элементы, взаимосвязи, зависимости, основные и дополнительные характеристики, цели и задачи, направления развития и так далее.
Еще одно название этой методики – диаграмма связей. Майнд-карты — карты ума, карты памяти, мысленные карты, ментальные карты, мозговые карты, интеллект-карты, также важно практиковать в исследовательской деятельности дошкольников.
Следующая технология — Упражнения на обстоятельства:
Как вы думаете, почему детеныши животных любят играть?
Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие днем?
Технология экологической идентификации — отождествление себя с каким- либо природным объектом или явлением является игровым приемом «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени.
Метод экологической эмпатии — сопереживание и сочувствие природным объектам. Поступают жалобы от природы. Эти жалобы предлагает учитель или придумывают дети. Педагог зачитывает телеграмму из леса:
«Мне нужна помощь? Срочная! Вылезли жуки, лезут на деревья, жуют все подряд. Зимой они сидели в земле — на два метра вглубь запрятались, а сейчас напали на деревья. Я работаю за двоих, но все равно не справляюсь: их много. Нужна срочная помощь! Передайте это детям. Ваш дятел».
И дети начинают думать, что делать? Получают представление о взаимоотношениях птиц и насекомых, об экологической роли дятла.
Предложить дятлу найти себе побольше друзей. Чем больше будет дятлов, тем быстрее они справятся с вредителями. Обработать специальными растворами деревья, объявить карантин в лесу, установить ловушки на деревьях ….
Диалог с природой — метод, который нацелен на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности. Диалоги осуществляются в различных вариантах – «секретные» («один на один» с природой) или «открытые» (устные обращения, вербальные и невербальные (посредством мимики и жестов, средств изобразительного искусства, музыки, танца).
Кейс-технологии — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное её предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Предназначены для развития коммуникативных компетенций в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности, направлены на развитие ребенка в совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях.
Технология дискуссий : Проблемные вопросы. Цель такого кейса – совместными усилиями мини-группы проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию.
Эффективным методом расширения знаний по экологии является использование в образовательной деятельности: сказок, легенд, поговорок, загадок на экологическую тематику, цель которых обогащать ум и душу, и не столько давать готовые ответы на поставленные вопросы, сколько развивать умение ребенка самостоятельно размышлять, используя свой опыт и предыдущие наблюдения. : «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади, «Не подноси на природу руку, будет и твоему внуку» и т. д.
Вышеперечисленные технологии направлены на формирование представлений детей о природе, развитие потребности в экспериментировании, развитие познавательного интереса, любознательности, творческой активности, то есть развивать личностные качества ребёнка.
Инновационные формы работы с родителями по экологическому воспитанию и образованию.
Семья – важная часть воспитания и образования. Проблему формирования экологической культуры решаем и с родителями. Родители приглашаются на занятия и праздники экологического содержания, участвуют в природоохранных акциях, в создании и пополнении предметно-пространственной среды, в благоустройстве участков на территории образовательного учреждения.
Родители вместе с детьми проводят эксперименты и исследования, заполняя календари природы, наблюдая за повадками животных, выращивая растения, ставя простые эксперименты с природным материалом.
С целью выявления увлечений взрослых и детей, отношения родителей к проблеме экологического воспитания, стоит проводить анкетирование и диагностику интересов. В помощь родителям оформляется «Экологический уголок», где помещаются статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома. Хорошей традицией в работе с родителями станет участие в конкурсах, развлечениях, выставках
Таким образом, путём создания инновационной развивающей предметно – пространственной среды с интеграцией образовательных областей в условиях ФГОС достигается главная цель экологического образования : сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экологическое образование - это не только воспитание проявления любви к природе, её понимание. Прежде всего, это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам. Дети должны быть милосердными. Чувство Родины ребёнка связывается с местом, где он родился, где он живёт со своими родителями и близкими. Задача учителей углубить это чувство, помочь растущему человечку открывать Родину и планету в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении, в природе родного края, в природе своих интересов.
Таким образом, можно сделать вывод, что одним из важнейших условий реализации задач экологического образования является правильная организация и экологизация развивающей предметно-пространственной среды, которая способствует познавательному развитию ребенка; эколого-эстетическому развитию; формированию экологически грамотного поведения; экологизации разных видов деятельности.
«Всё хорошее в людях – из детства!