Светлана Шевченко
Консультация для педагогов «Современные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
Современные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста
[/b]
Публикация «Консультация для педагогов „Современные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.
Здоровьесберегающие технологии «Су-Джок терапия»
Су-Джок. Целительные точки нашего тела. Просто и действенно. Создатель метода Су-Джок - южно-корейский профессор Пак Чжэ Ву. С корейского «Су» - кисть, «Джок» - стопа. В основе его метода лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. Су-Джок используют и при плохой подвижности пальцев. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.
Су-Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами. Су-Джок терапию можно и нужно использовать в коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия. Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами, массаж стоп.
Формы работы с Су-Джок – самые разнообразные. Прежде всего, это различные пальчиковые упражнения как шариком Су-Джок, так и с эластичным кольцом. Движения могут быть различными - круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, 10 сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т. д. Каждое упражнение сопровождается небольшим стихотворением, потешкой и т. д. Кроме этого, педагогами может использоваться стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук, при помощи различных приспособлений - массажных мячиков с шипами, колючих валиков, массажных варежек, элементов аппликатора Кузнецова, грецких орехов, плодов каштана и т. д. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами и т. д. Эту работу можно проводить в течение 1-2 минут перед выполнением заданий, связанных с рисованием, лепкой, письмом, проводить в качестве пальчиковой гимнастики во время динамической паузы на занятиях. Кроме этого, Су-Джок можно использовать для автоматизации звуков (ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец сначала правой, затем левой руки, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию, например, звука Ш: «Этот малыш –Илюша, этот малыш – Ванюша, этот малыш – Алеша, этот малыш – Антоша, а меньшой малышка – шалунишка Мишка»); совершенствования навыков пространственной ориентации (дети выполняют инструкции: «Надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в левую руку и спрячь за спину» и т. д.); совершенствования навыка употребления предлогов (по инструкции педагога ребенок раскладывает шарики: красный шарик – в коробку; синий – под коробку; зеленый – за коробку); звукового анализа слов (для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый); для развития памяти, восприятия и внимания (дети выполняют инструкции: «Найди два одинаковых шарика, разложи шарики по цвету, найди все синие (красные, желтые, зеленые, сделай разноцветные шарики (сине-красный, зелено-желтый) и т. д.); при выполнении гимнастики. Важно заметить, что вариантов игр и упражнений с массажными шариками – множество. Все зависит от фантазии детей и взрослых! Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии являются:
- высокая эффективность
- при правильном применении всегда наступает выраженный эффект;
- абсолютная безопасность
- эта лечебная система создана не человеком, он только открыл ее, а самой Природой.
В этом причина ее силы и безопасности.
Стимуляция точек соответствия приводит к излечению, неправильное применение никогда не наносит вред человеку - оно просто неэффективно;
универсальность – упражнения с использованием СуДжок терапии могут применять и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях;
- простота применения
- для получения результата достаточно проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков, которые свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат. Мячики большего размера можно приобрести в отделах игрушек и спорттоваров.
«Логоритмика» Логоритмика=речь+движение+музыка
Логоритмика – это система музыкально-двигательных, рече-двигательных упражнений и игр, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевых и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций, и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. У детей наблюдаются укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, улучшаются моторные функции, что способствует сохранению укрепления здоровья и улучшению речи ребёнка. Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики.
Цель логоритмики: преодолеть проблемы речевого развития, а также сопутствующие трудности, связанные с неречевыми функциями психики. Задачи логоритмики:
Оздоровительные:
- укреплять костно-мышечный аппарат;
- формировать правильную осанку, походку;
- развивать координацию движений и моторных функций;
- развивать дыхания;
Образовательные:
- формировать умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать переключаемость и координацию движений;
- развивать ритмическую выразительность;
- развивать воображение и ассоциативно-образное мышление
- развивать коммуникативные умения и навыки;
Воспитательные:
- развивать чувство ритма;
- воспитывать способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
- воспитывать положительные личностные качества у дошкольников (коллективизм, дисциплину);
- воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.
Коррекционные:
- укреплять мышцы органов артикуляторного аппарата;
- развивать мелкую моторику и тонкие движения пальцев рук;
- развивать общую моторику, соответствующую возрастным особенностям детей;
- развивать голос;
- развивать дыхание;
- вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью; - развивать фонематический слух, просодические компоненты речи;
- развивать пространственный праксис, гнозис;
Упражнения по логоритмике обычно включают в себя следующие элементы:
- ходьба с постоянным изменением направления;
- упражнения, развивающие дыхание, артикуляцию, голос;
- упражнения на развитие внимания и активизацию мышечного тонуса;
- речевые упражнения;
- упражнения на формирование чувства музыкального ритма;
- упражнения, развивающие мелкую моторику;
- пение.
Все эти упражнения проводятся с музыкальным или голосовым сопровождением, которое, помимо всего прочего, еще и окрашивает занятия эмоционально. Логоритмические упражнения там интересны и привлекательны, что можно взять любое знакомое детям стихотворение, придумать под него движения и изобразить. Инновационная направленность логоритмических занятий включают в себя здоровьесберегающие технологии (оптимальная продолжительность образовательной деятельности, частая смена деятельности детей, дыхательная гимнастика, двигательная активность, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса, развитию слухового внимания и чувства ритма детей дошкольного возраста. А также инновационная направленность заключается в активном участии музыкального руководителя в профилактической и коррекционной работе, направленной на развитие речи детей. Технологии речевого развития дошкольников в двигательной деятельности Жизнь - это движение! Аристотель Движение! В нем заложено не только здоровье, но и огромный потенциал личности. Чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье, тем интенсивнее развиваются его речевые навыки. Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Они с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, забывают сложные инструкции. У большинства таких детей снижена работоспособность. Двигательные нарушения у них разнообразны как по своим проявлениям, так и по механизму их возникновения. Взаимодействие воспитателя или учителя - логопеда и инструктора по физической культуре, показали, что сочетание речи и движения являются важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Опыт доказывает, что необходимо учить ребёнка основным видам движений: различным видам ходьбы, бега, упражнениям с заданиями на все виды мышц в сочетании с речью. Речевой материал эффективнее использовать в стихотворных формах, так как ритм речи помогает сохранить ритмичность движения.
Целью проведения такой работы является: развитие общей и мелкой моторики; пространственной ориентации; физиологического и речевого дыхания; координации речи с движением.
В специальной работе в процессе физического воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения. Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Они планируется в соответствии с лексическими темами занятий и работой воспитателя. Во время непрерывной образовательной деятельности прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихотворений, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.
Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены данной теме.
В совместной работе можно использовать следующие виды деятельности:
- общеразвивающие упражнения: укрепляют опорнодвигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую систему, развивают координацию движений общей моторики и двигательную память, формируют правильную осанку. Данные упражнения подбираются с учетом лексической темы, или в форме игры с речевым сопровождением.
- артикуляционная гимнастика: проводится в виде артикуляционных сказок с целью развития функций речедвигательного аппарата, добиваясь усвоения верных артикуляционных поз и преодоления трудностей переключения с одного положения языка на другое.
- пальчиковая гимнастика: тренирует пальцы и кисти рук, развитие “ручной умелости”, стимулирует деятельность речевых зон коры головного мозга. Подбирается с учетом лексической темы, с речевым сопровождением.
- дыхательная гимнастика: способствует выработке правильного диафрагмального дыхания, развивает продолжительность выдоха, его силу и плавность.
- игропластика: помогает закрепить лексико-грамматические категории, дарит радостное настроение, свободу выражать свои эмоции. Выполняется в сюжетноигровой форме с использованием элементов гимнастики.
- игровые задания: изучение букв по карточкам, с движением (ходьба, высоко поднимая бедро с перестроением. Подвижная игра «Алфавит»). Основные виды движений и выполнение поз подвижной игры «Алфавит».
- оздоровительно-развивающие игры: позволяют решать двигательные задачи, координацию речи и движений, снятия психоэмоционального напряжения, воспитания навыка взаимодействия в группе и подчинения инструкциям. В ходе целенаправленного комплексного обучения дети начинают овладевать разнообразными формами общения со сверстниками и взрослыми, готовых совместным действиям с окружающими, приобретают разнообразный активный словарный запас.
Игровые технологии Развивающие игры В. В. Воскобовича Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский Развивающие игры В. В. Воскобовича способствуют формированию устной речи. Элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. Поэтому важно научить ребенка устно сочинять. Формы работы – это партнерские отношения, игровой сюжет, которые подразумевают совместную игровую деятельность и праздники, где дошкольник не только закрепляет свои знания, но и узнает новое. Используются разнообразные приемы на включение детей в деятельность и поддержание эмоционального настроя:
- постановка проблемы, завязка игровой проблемы (что делать, интрига (хотите);
- активизация мыслительных процессов и освоение содержания (загадки, вопросы, цифровые, буквенные, цветные загадки). Совершение открытий, предположение, проверка истины;
- на организацию речи.
Активизация, технология ТРИЗ (толкование названий);
- на включение детей в творческую деятельность (социальное «радование», подарок).
Сказки, рассказы и загадки сочиняются от:
- сконструированного предмета из элементов развивающих игр В. В. Воскобовича или придуманного самими детьми;
- сюжетной картинки, составленной из элементов развивающих игр (индивидуально или подгруппой детей);
- персонажей Фиолетового леса (по их просьбе или заданию);
- начала знакомой сказки (придумай конец сказки и составь картинку);
- фразеологизма или пословицы (дети конструируют из элементов игр по выбору свое понимание значения услышанного);
- составленного альбома из обведенных, ранее составленных картинок из элементов выбранных игр);
- составленного слова из сконструированных букв;
- смешанных сюжетов (объединяются составленные предметы или сюжеты нескольких детей по какой-либо выбранной ими сказке – в результате сочиняется новая сказка или рассказ);
- измененных слов, полученных за счет смены слогов местами;
- одного слова;
- превращений;
- от имени ребёнка.
Развивающие игры способствуют общению. Общаясь с персонажами Фиолетового леса (развивающая среда, где сосредоточены персонажи и области их проживания, отвечая на их вопросы, задавая вопросы им, ребёнок учится вести диалог. Овладев диалогом, в ответах на заданные вопросы ребенок осваивает монологическую речь. Интересны игры для использования их в викторинах, интеллектуальных соревнованиях, в которых формируется мотивация достижения успеха.
«Забавные буквы» - это карточки с изображениями гласных букв русского алфавита в виде шутов-акробатов: первый шут изогнулся как буква А и зовут его Арлекин, другой шут скрутился буквой О и его имя - Орлекин, У - представляется Урлекином, также существуют Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин. Играя с карточками и пропивая имена шутов, ребенок знакомится с буквами, упражняется в звуковом анализе слов; развивает внимание, память, мышление, воображение и речь.
Технологии речевого развития дошкольников в театрализованной деятельности Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.
Гегель (немецкий философ) с театрализованной деятельностью тесно связанно совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонация и строй.
Цель: создание условий для развития речи детей дошкольного возраста через творческую активность в театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка:
- стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;
- совершенствует артикуляционный аппарат;
- ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства;
- используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, ребенок старается говорить четко, чтобы его все поняли.
- формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;
- лучше усваивается содержание произведения, логика и последовательность событий, их развитие и причинная обусловленность;
- способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса);
- происходит знакомство с окружающим миром во всем его многообразии;
- формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками, позитивные установки к различным видам творчества, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия;
- формируется опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение всегда имеет нравственную направленность.
В процессе театрализованной деятельности решаются следующие
задачи:
- развитие речи и навыков театрально – исполнительской деятельности;
- создание атмосферы творчества;
- социально - эмоциональное и нравственное развитие детей;
- совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;
- активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей. Для решения всех этих задач необходима развивающая предметно–пространственная среда, обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка:
- в группах создаются театральные уголки, которые способствуют самореализации и самовыражению ребенка;
- картотеки игр и упражнений («Развитие речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Сказки оживают», «Фольклорные произведения», «Сказки к театрам», «Театральные игры»);
- картотеки мнемотаблиц, игровых упражнений («Язык жестов», «Пойми меня», «Угадай героя», «Измени голос»);
- физкультминутки;
- игры и упражнения на развитие речевого дыхания и правильной артикуляции (Мыльные пузыри, «Веселый пятачок», «Фраза по кругу»);
- упражнения у зеркала.
Результатом работы являются театрализованные постановки, которые можно показывать, как детям, так и родителям. По содержанию работы, выделяется следующие формы организации театрализованной деятельности:
- проигрывание отрывков из сказок;
- прослушивание сказок, потешек, стихотворений;
- режиссерская игра со строительным и дидактическим материалом;
- рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментариями, объяснением личностного смысла изображаемых событий;
- пантомимические этюды и упражнения;
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- пальчиковые игры со словами.
Музыкально-педагогическая технология «Хор рук» (двигательное двухголосие) Танец - мать всех языков.
Танец – это разновидность бессловесной риторики. Кэнон Тойнот Арбу Новая образовательная политика, приоритетом которой является повышение качества образования, привела к пониманию того, что необходимы новые подходы к развитию творческих способностей дошкольников посредством использования инновационных педагогических технологий. «Хор рук» (двигательное двухголосие) - инновационная музыкально-педагогическая технология, одна из линий авторской методики Татьяны Анатольевны Боровик. Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в нем все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». Работа по данной технологии подчинена определенному алгоритму:
I этап - предварительная работа: дети прослушивают музыкальное произведение, высказываются о его характере, музыкальном образе. Каждому ребенку предлагается изобразить музыкальный образ руками, поучаствовать в «хоре рук».
II этап - работа над партитурой: «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях, зеркально отражая движения сидящего ведущего - «дирижера», «вторую двигательную партию» - другая группа детей (стоящая позади них, соответственно копируя движения стоящего ведущего - «дирижера».
На первоначальном этапе разучивания партитуры ведущими - «дирижерами» выступают взрослые. По мере накопления детьми двигательных навыков эту роль с удовольствием берут на себя дети.
При создании ансамблевого многоголосия по данной технологии предполагается использование дополнительного атрибута – «перчаток», изображающих буквы, снежинки, листья, овощи и фрукты, посуду, цветы и бабочек и т. д.
В зависимости от темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Алфавит», «Осенний лес», «Снежный вальс», «Вальс цветов и бабочек», «Самовар», «Танец птиц» и др.). Оригинальность, простота, привлекательность, доступность такого рода атрибутов создают особую атмосферу в процессе детской деятельности, безусловно способствующей раскрытию творческого потенциала каждого ребенка.
Данная форма направлена на развитие:
- координационной свободы движения,
- чувства ритма, - внимания,
- ансамблевой слаженности,
- способности к двигательной импровизации.
Особенностями являются:
- применение формы для самых разнообразных ситуаций: от непрерывной образовательной деятельности до концертного показа;
- простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы.
Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать себя в роли лидера.
- пластическое соучастие с музыкой направлено на рецептивное восприятие музыки, когда проживание образа при помощи пластических произвольных движений имеет своей целью гармонизацию психологических функций организма ребенка.
- погружение в программную канву, когда ребенок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой и т. д. несет огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира.
- является одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация.
- направлена на развитие двигательной фантазии ребенка. - способствует развитию чувства ритма.
- двигательное двухголосие, заложенное в форме, активизирует внимание и способности подражания.
- является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков.
- способно считаться формой развития ассоциативнообразного мышления, при условии, что некоторые исполняемые жесты бывают прокомментированы.
- развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия.
- может использоваться в работе с воспитанниками разного возраста.
- показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли ведущего благотворно влияют на личностные качества.
Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель, поэтому форма используется разными специалистами в своей деятельности.
Опыт использования технологии «Хор рук» как в непрерывной образовательной деятельности (в области художественно-эстетического развития, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей (в музыкальных уголках, показывает высокую степень эффективности применения данной технологии в работе с детьми различных категорий, а также универсальность в комплексной работе по созданию единого коррекционно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации.