МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Составление рассказа по картине или серии картин»

Наталья Александровна
Консультация для педагогов «Составление рассказа по картине или серии картин»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов: «Составление рассказа по картине или серии картин».

Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей дошкольного возраста. Рассказывание по картине способствует развитию речевой активности и творческой инициативы, влияют на формирование психических процессов и познавательных способностей детей.

Публикация «Консультация для педагогов „Составление рассказа по картине или серии картин“» размещена в разделах

Этапы обучения рассказыванию по картине.

В обучении детей рассказыванию по картине принято выделять несколько этапов.

МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ (3-4 ГОДА)

осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы.

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (4-5 ЛЕТ)

В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам, сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно.

СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (5-6 ЛЕТ)

Характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей. Поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью взрослого составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (6-7 ЛЕТ)

рассказывание серии сюжетных картин, но не более трех-четырёх. Сначала описывается каждая картина, затем высказывание детей объединяется в один сюжет.

При отборе картин для рассказывания к ним предъявляется ряд требований:

- содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;

- картина должна быть высокохудожественной;

- изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими, условное формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми;

- следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения;

- не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного;

- сильное сокращение и заслонение предметов вызывает их неузнаваемость;

- следует избегать излишней штриховки, незаконченности рисунка.

Последовательность обучения рассказыванию.

- Составление описательного рассказа по предметной картине.

- Составление описательного рассказа по сюжетной картине.

- Составление повествовательного рассказа по сюжетной o картине.

- Составление рассказа по последовательной сюжетной серии o картине.

- Составление описательного рассказа по пейзажной картине, натюрморту

- Творческое рассказывание по сюжетной картине.

Также выделяют следующие приёмы обучения рассказыванию.

- совместные рассказывания (взрослые начинают, а ребенок заканчивает фразу)

- образец рассказа (он должен быть грамотно выстроен логически, точен по речи, небольшой по объему, доступным и интересным по содержанию)

- план рассказа (как называется предмет, его свойства и действия предметом. Это два-три вопроса, определяющие содержание рассказа и последовательность.

- Может быть, коллективное составление рассказа (используется на первых этапах обучению рассказывания)

- рассказывание по схемам (хорошо известны схемы Т. А. Ткаченко)

- модели для составления рассказа (пиктограммы - условное обозначение)

- вспомогательные вопросы (задаются после рассказывания для уточнения или дополнения)

Требования к рассказам детей.

- точная передача сюжета; самостоятельность; образность;

- целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий);

- наличие связей предложений и частей рассказа;

- выразительность, умение интонировать;

- акцентирование наиболее значимых слов; плавность речи;

- фонетическая четкость каждой фразы.

Учить ребенка рассказыванию по картине - значит формировать и развивать его связную речь, монологическую и диалогическую. Рассказывание по картине расширяет и углубляет представления и знания ребенка об окружающем мире, учит выражать эмоции, интонировать и фантазировать. Развивает аналитическое и логическое мышление, которое важно для усвоения и переработки информации, а это - залог успешной адаптации к школе.

Публикации по теме:

Составление описательного рассказа по картине «Зимние забавы» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа по картине "Зимние забавы"» Задачи: - связная.

Лексико-грамматическое занятие: составление рассказа по серии картин «Приди, весна красная»Лексико-грамматическое занятие: составление рассказа по серии картин «Приди, весна красная» Задачи: 1. Закрепить знания о весне, о приметы весны. 2. Расширять и активизировать словарь по теме «Приметы ранней весны». 3. Совершенствовать.

Логопедическое занятие по развитию связной речи «Составление рассказа «Подвиг суворовца» по серии сюжетных картин»Логопедическое занятие по развитию связной речи «Составление рассказа «Подвиг суворовца» по серии сюжетных картин» Возрастная категория: подготовительная к школе группа Задачи: 1. коррекционно—образовательная: · продолжать работу с детьми по составлению.

НОД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Ежи»НОД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Ежи» Программное содержание: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину; -учить составлять.

Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине»Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине» План семинара 1. Введение в тему. 2. Немного теории. 3. Практическая работа. 4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.

Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками»Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками» Задачи: - связная речь: учить составлять коллективный рассказ-описание; - словарь и грамматика: учить строить предложения со сказуемым,.

Составление рассказа по картине «Куры» для средней группы Задачи: учить детей составлять короткий описательный рассказ по картине при помощи схемы; учить сравнивать петуха и курицу, курицу и цыплят.

Составление творческого рассказа по картине ВидеоСоставление творческого рассказа по картине Видео Предлагаю Вашему вниманию интересные приемы по составлению творческого рассказа по картине. С этим материалом меня познакомила моя напарница,.

Конспект ОД «Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза» Тема: Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза». Цель: формирование у детей навыка связной передачи содержания картины. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Составление рассказа по картине или серии картин»
Опубликовано: 1 марта 2024 в 07:35
+193Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Составление рассказа по картине или серии картин»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 58.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД