Наталья Александровна
Консультация для педагогов «Составление рассказа по картине или серии картин»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов: «Составление рассказа по картине или серии картин».
Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей дошкольного возраста. Рассказывание по картине способствует развитию речевой активности и творческой инициативы, влияют на формирование психических процессов и познавательных способностей детей.
Публикация «Консультация для педагогов „Составление рассказа по картине или серии картин“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Этапы обучения рассказыванию по картине.
В обучении детей рассказыванию по картине принято выделять несколько этапов.
МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ (3-4 ГОДА)
осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы.
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (4-5 ЛЕТ)
В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам, сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно.
СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (5-6 ЛЕТ)
Характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей. Поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью взрослого составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (6-7 ЛЕТ)
рассказывание серии сюжетных картин, но не более трех-четырёх. Сначала описывается каждая картина, затем высказывание детей объединяется в один сюжет.
При отборе картин для рассказывания к ним предъявляется ряд требований:
- содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;
- картина должна быть высокохудожественной;
- изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими, условное формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми;
- следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения;
- не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного;
- сильное сокращение и заслонение предметов вызывает их неузнаваемость;
- следует избегать излишней штриховки, незаконченности рисунка.
Последовательность обучения рассказыванию.
- Составление описательного рассказа по предметной картине.
- Составление описательного рассказа по сюжетной картине.
- Составление повествовательного рассказа по сюжетной o картине.
- Составление рассказа по последовательной сюжетной серии o картине.
- Составление описательного рассказа по пейзажной картине, натюрморту
- Творческое рассказывание по сюжетной картине.
Также выделяют следующие приёмы обучения рассказыванию.
- совместные рассказывания (взрослые начинают, а ребенок заканчивает фразу)
- образец рассказа (он должен быть грамотно выстроен логически, точен по речи, небольшой по объему, доступным и интересным по содержанию)
- план рассказа (как называется предмет, его свойства и действия предметом. Это два-три вопроса, определяющие содержание рассказа и последовательность.
- Может быть, коллективное составление рассказа (используется на первых этапах обучению рассказывания)
- рассказывание по схемам (хорошо известны схемы Т. А. Ткаченко)
- модели для составления рассказа (пиктограммы - условное обозначение)
- вспомогательные вопросы (задаются после рассказывания для уточнения или дополнения)
Требования к рассказам детей.
- точная передача сюжета; самостоятельность; образность;
- целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий);
- наличие связей предложений и частей рассказа;
- выразительность, умение интонировать;
- акцентирование наиболее значимых слов; плавность речи;
- фонетическая четкость каждой фразы.
Учить ребенка рассказыванию по картине - значит формировать и развивать его связную речь, монологическую и диалогическую. Рассказывание по картине расширяет и углубляет представления и знания ребенка об окружающем мире, учит выражать эмоции, интонировать и фантазировать. Развивает аналитическое и логическое мышление, которое важно для усвоения и переработки информации, а это - залог успешной адаптации к школе.