Ольга Габдильнасырова
Консультация для педагогов «Социально-культурный аспект детской агрессивности, ее причины и методы психологической коррекции»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов : «Социально-культурный аспект детской агрессивности, ее причины и методы психологической коррекции.»
Педагог-психолог МАДОУ «ЦРР –
детский сад №10 «Солнышко»
Габдильнасырова О. В.
Публикация «Консультация для педагогов „Социально-культурный аспект детской агрессивности, ее причины и методы психологической коррекции“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Педагоги отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, - это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.
Австралийский психотерапевт В. Оклендер пришел к выводу: «Я воспринимаю ребенка, который обнаруживает деструктивное поведение, как человека, которым движет чувство гнева, отверженности, тревоги, незащищенности, обиды… У него отмечается низкая самооценка. Он не способен, или боится выразить то, что он чувствует, иным способом, потому что, если он это сделает, он может утратить силу, лежащую в основе агрессивного поведения. Он чувствует, что это единственный путь, способствующий выживанию».
Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников.
Первый – это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.
Во-вторых, агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («я самый сильный – и мне все можно») во время игр.
И, в третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.
В своей книге «Откажитесь от привычки к телевизору» Дж. А. Вилкинз пишет, что за каждый час телевизионного времени на экране совершается 9 актов насилия и 21 акт приходится на каждый час детских мультфильмов.
Поскольку именно в семье ребенок проходит первичную социализацию, хотелось бы подробнее остановиться на факторах, формирующих модели агрессивного поведения в семье.
Огромное значение в плане становления агрессивного поведения ребенка в семье и вне ее, а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы оказывают следующие факторы семейного воспитания (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, 1997) :
- реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка;
- характер отношений между родителями и детьми в целом;
- уровень семейной гармонии или дисгармонии;
- характер отношений с родными братьями и сестрами.
В ходе коррекционной работы агрессивные дети часто признаются, что чувствуют себя не нужными своим родителям, что родители, особенно отцы, их не любят и часто унижают. Основные воспитательные средства, к которым прибегают родители агрессивных детей, это: физические наказания, угрозы, введение ограничений и отсутствие поощрений, частые изоляции детей, сознательное лишение любви и заботы в случае проступка.
Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справиться не в силах.
При взаимодействии с агрессивным ребенком очень важно с уважением относиться к его внутренним проблемам. Без положительного внимания и принятия личности ребенка вся коррекционная работа будет обречена на неудачу.
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей должна носить комплексный, системный характер и учитывать основные характерологические особенности агрессивных детей, такие, как: отсутствие контроля над своими эмоциями; ограниченный набор поведенческих реакций в проблемных для них ситуациях; отсутствие эмпатии и высокий уровень личностной тревожности.
Коррекцию агрессивного поведения детей необходимо строить в следующих направлениях: снижение уровня личностной тревожности при помощи релаксационных техник: глубокое дыхание, визуальные образы, мышечная релаксация; работы со страхами; ролевые игры;
- обучение ребенка приемлемым способам выражения своего гнева: отреагирование гнева через движения; рисование, а также лепка гнева из пластилина или глины; «письма гнева»; использование приемов арт-терапии.
- обучения ребенка техникам контроля над негативными эмоциональными состояниями, а также развитие навыков саморегуляции.
- развитие эмпатии и адекватного уровня самооценки: работа, направленная на позитивное восприятие образа «Я», активизацию самосознания, актуализацию «Я- состояний».
- формирование конструктивных поведенческих реакций в проблемных для детей ситуациях, при помощи поведенческой терапии: разыгрывание сцен, отражающих вымышленные конфликтные ситуации; использование игр, включающих в себя элементы соперничества и направленных на сотрудничество; разбор последствий различных поведенческих реакций на проблемную ситуацию, выбор позитивной и закрепление ее в ролевой игре.
В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями, поскольку психологический фон взаимоотношений в семье носит негативный характер и во многом провоцирует ребенка на агрессивное поведение. Развитие навыков конструктивного, бесконфликтного взаимодействия с детьми является основным содержанием работы психолога с родителями агрессивного ребенка.
На период перестройки поведения ребенка необходимо психологическое сопровождение семьи агрессивного ребенка, так как вся семья в целом нуждается в поддержке.
Литература:
1. Алворд М., Бэйкер П. Как работать с агрессивными детьми. Центр практической психологии «Катарсис», 1998г.
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 1997.
3. Оклендер В. Окна в мир ребенка. М. : 1997г.