Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Социально-культурный аспект детской агрессивности, ее причины и методы психологической коррекции»

Ольга Габдильнасырова
Консультация для педагогов «Социально-культурный аспект детской агрессивности, ее причины и методы психологической коррекции»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов : «Социально-культурный аспект детской агрессивности, ее причины и методы психологической коррекции

Педагог-психолог МАДОУ «ЦРР –

детский сад №10 «Солнышко»

Габдильнасырова О. В.

Публикация «Консультация для педагогов „Социально-культурный аспект детской агрессивности, ее причины и методы психологической коррекции“» размещена в разделах

Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Педагоги отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, - это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.

Австралийский психотерапевт В. Оклендер пришел к выводу: «Я воспринимаю ребенка, который обнаруживает деструктивное поведение, как человека, которым движет чувство гнева, отверженности, тревоги, незащищенности, обиды… У него отмечается низкая самооценка. Он не способен, или боится выразить то, что он чувствует, иным способом, потому что, если он это сделает, он может утратить силу, лежащую в основе агрессивного поведения. Он чувствует, что это единственный путь, способствующий выживанию».

Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников.

Первый – это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.

Во-вторых, агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («я самый сильный – и мне все можно») во время игр.

И, в третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.

В своей книге «Откажитесь от привычки к телевизору» Дж. А. Вилкинз пишет, что за каждый час телевизионного времени на экране совершается 9 актов насилия и 21 акт приходится на каждый час детских мультфильмов.

Поскольку именно в семье ребенок проходит первичную социализацию, хотелось бы подробнее остановиться на факторах, формирующих модели агрессивного поведения в семье.

Огромное значение в плане становления агрессивного поведения ребенка в семье и вне ее, а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы оказывают следующие факторы семейного воспитания (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, 1997) :

- реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка;

- характер отношений между родителями и детьми в целом;

- уровень семейной гармонии или дисгармонии;

- характер отношений с родными братьями и сестрами.

В ходе коррекционной работы агрессивные дети часто признаются, что чувствуют себя не нужными своим родителям, что родители, особенно отцы, их не любят и часто унижают. Основные воспитательные средства, к которым прибегают родители агрессивных детей, это: физические наказания, угрозы, введение ограничений и отсутствие поощрений, частые изоляции детей, сознательное лишение любви и заботы в случае проступка.

Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справиться не в силах.

При взаимодействии с агрессивным ребенком очень важно с уважением относиться к его внутренним проблемам. Без положительного внимания и принятия личности ребенка вся коррекционная работа будет обречена на неудачу.

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей должна носить комплексный, системный характер и учитывать основные характерологические особенности агрессивных детей, такие, как: отсутствие контроля над своими эмоциями; ограниченный набор поведенческих реакций в проблемных для них ситуациях; отсутствие эмпатии и высокий уровень личностной тревожности.

Коррекцию агрессивного поведения детей необходимо строить в следующих направлениях: снижение уровня личностной тревожности при помощи релаксационных техник: глубокое дыхание, визуальные образы, мышечная релаксация; работы со страхами; ролевые игры;

- обучение ребенка приемлемым способам выражения своего гнева: отреагирование гнева через движения; рисование, а также лепка гнева из пластилина или глины; «письма гнева»; использование приемов арт-терапии.

- обучения ребенка техникам контроля над негативными эмоциональными состояниями, а также развитие навыков саморегуляции.

- развитие эмпатии и адекватного уровня самооценки: работа, направленная на позитивное восприятие образа «Я», активизацию самосознания, актуализацию «Я- состояний».

- формирование конструктивных поведенческих реакций в проблемных для детей ситуациях, при помощи поведенческой терапии: разыгрывание сцен, отражающих вымышленные конфликтные ситуации; использование игр, включающих в себя элементы соперничества и направленных на сотрудничество; разбор последствий различных поведенческих реакций на проблемную ситуацию, выбор позитивной и закрепление ее в ролевой игре.

В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями, поскольку психологический фон взаимоотношений в семье носит негативный характер и во многом провоцирует ребенка на агрессивное поведение. Развитие навыков конструктивного, бесконфликтного взаимодействия с детьми является основным содержанием работы психолога с родителями агрессивного ребенка.

На период перестройки поведения ребенка необходимо психологическое сопровождение семьи агрессивного ребенка, так как вся семья в целом нуждается в поддержке.

Литература:

1. Алворд М., Бэйкер П. Как работать с агрессивными детьми. Центр практической психологии «Катарсис», 1998г.

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 1997.

3. Оклендер В. Окна в мир ребенка. М. : 1997г.

Публикации по теме:

Анкета для воспитателей «Выявление проблемных детей, нуждающихся в психологической коррекции» Анкета для воспитателей Уважаемые воспитатели, Вам предлагается ответить на ряд вопросов. Ваши ответы помогут выявить проблемных детей,.

Игротерапия как метод коррекции агрессивности у детей В статье рассмотрена диагностическая и коррекционная программа по к по агрессивному поведению детей дошкольного возраста на основе игротерапии.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по социально-личностному развитию детей» «Взаимодействие педагогов с родителями по социально-личностному развитию детей» Социальное развитие – это формирование отношения ребёнка.

Консультация для педагогов «ИКТ в процессе организации различных видов детской деятельности» ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В настоящее время возникают новые.

Консультация для педагогов ДОУ «Приобщение дошкольников к детской субкультуре» Одна из актуальных проблем педагогики – социализация воспитанников дошкольных учреждений. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Индивидуальный подход к коррекции недостатков социального развития ребёнка дошкольника» Индивидуальный подход к коррекции недостатков социального развития ребенка-дошкольника. Социальное развитие - это процесс вхождения индивида.

Консультация «Нетрадиционные методы и приёмы коррекции речи детей дошкольного возраста» Консультация «Нетрадиционные методы и приёмы коррекции речи детей дошкольного возраста» Речь является одной из важнейших психических функций.

Консультация для педагогов «Поддержка детской инициативы» «Поддержка детской инициативы» У ребенка своеобразное, особое видение окружающего мира. Он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и.

Социально-культурный проект «Волшебство музыки нас объединяет» Воспитание толерантности у дошкольников средствами музыкально Паспорт долгосрочного социально-культурного проекта «Волшебство музыки нас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Социально-культурный аспект детской агрессивности, ее причины и методы психологической коррекции»
Опубликовано: 29 октября 2017 в 15:58
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Социально-культурный аспект детской агрессивности, ее причины и методы психологической коррекции»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Габдильнасырова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД