Валерия Демяновская
Консультация для педагогов «Роль воспитателя на физкультурном занятии»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль воспитателя на физкультурном занятии»
Актуальность:
Повысить интерес воспитателей к проведения физкультурных занятий, ознакомив их с требованиями по взаимодействию с инструктором по физической культуре и распределением обязанностей между ними.
Публикация «Консультация для педагогов „Роль воспитателя на физкультурном занятии“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Физкультурные занятия – это основная форма организации физического воспитания в детском саду. Для того, чтобы такое занятие прошло эффективно необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя. Педагог обязательно должен не только присутствовать в спортивном зале, но и помогать инструктору на протяжении всего занятия. От активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором зависит конечный результат и достижение таких целей, как:
- повышение двигательной активности детей;
- формирование двигательной культуры и положительного эмоционального настроя.
Необходимо помнить, что всем педагогическим работникам нужно придерживаться санитарно – эпидемиологических правил и нормативов.
В раздел ХII прописаны основные требования к организации физического воспитания :
1. физическое воспитание должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, а также расширению функциональных возможностей детского организма, формированию двигательных навыков и качеств (согласно Разделу ХII пункту 12.1).
2. двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учётом здоровья, возраста детей и времени года (Раздел ХII пункт 12.2).
3. Программой предусмотрены три физкультурных занятия в неделю (два из них в помещении и одно на свежем воздухе). Занятия в помещении проводит инструктор, а воспитатель занятие на прогулке, с учётом рекомендаций инструктора.
Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет:
в младшей группе -15 минут,
в средней группе -20 минут,
в старшей группе – 25 минут,
в подготовительной группе – 30 минут. (Раздел ХII пункт 12.5)
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми в дошкольном учреждении строится на диагностической основе. В начале (сентябрь) и в конце учебного года (апрель) проводится диагностика (мониторинг индивидуального развития) физической подготовленности дошкольников с участием медицинских и педагогических работников с последующей оценкой результатов и заполнением паспортов здоровья на каждого ребёнка.
Добиться успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном развитии, повышении двигательной активности можно только при единстве системы физического воспитания в детском саду и семьи, что в свою очередь требует тесного взаимодействия педагогов и родителей. Поскольку воспитатель, является связующим звеном между инструктором по физической культуре и родителями, он должен информировать их об уровне физического состояния и успешности в двигательной деятельности детей. Вместе с инструктором привлекать родителей к совместным мероприятиям, спортивным праздникам, развлечениям и соревнованиям. А также размещать на стендах информацию для родителей, касающуюся физического воспитания и здоровья детей.
Так как воспитатель является активным участником воспитательно - образовательного процесса на физкультурном занятии, то ему необходимо самому знать методику обучения движениям, общеразвивающим упражнениям, особенности выполнения движения, технику выполнения, педагогические требования при обучении.
Накануне физкультурного занятия воспитатель должен ознакомиться с его содержанием, обговорить с инструктором по физической культуре организационные моменты, расстановку оборудования. Перед началом занятия проинформировать инструктора о физическом состоянии детей, о том кто из детей пришел после болезни. Особое внимание на физкультурном занятии воспитатель должен уделить гиперактивным детям (такие дети есть в каждой группе).
К педагогу (воспитателю) на занятиях применяются те же требования, что и к детям: обязательное наличие физкультурной формы и обуви. Это позволит воспитателю быть свободным в движениях, включаясь в образовательную деятельность по физической культуре.
В ходе вводной части занятия физической культурой воспитатель может вместе с детьми под руководством специалиста выполнить запланированные виды ходьбы и бега, или наоборот контролировать выполнение движений, давать словесные рекомендации детям.
В основной части занятия физической культурой, во время выполнения общеразвивающих упражнений, функция воспитателя заключается в оказание индивидуальной помощи ребенку, который в ней нуждается. Педагог может помочь ему принять правильное исходное положение или исправить неверно выполненное движение. Если дети выполняют общеразвивающие упражнения в колоннах (шеренгах, то инструктор по физической культуре контролирует правильность выполнения упражнений в передних рядах, а воспитатель - в задних.
Также воспитатель может помочь специалисту расставить необходимый спортивный инвентарь и убрать его после выполнения детьми упражнений.
При групповом способе организации дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет свое задание. При этом инструктор по физической культуре занимается с одной группой, а воспитатель с другой.
Зная индивидуальные возможности каждого ребенка, воспитателю необходимо расположиться так, чтобы оказать ему в нужный момент помощь.
Во время проведения подвижных игр воспитатель, как и инструктор по физической культуре, должен знать игру, заранее усвоить ее правила и выучить с детьми слова, если они предусмотрены. Кроме того, участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности.
В случае возникновения конфликтной ситуации (спор за роль ведущего в игре, кто первым будет идти в колонне и. т. д, воспитатель, используя педагогические приемы, должен разрешить их.
В заключительной части занятия физической культурой при подведении специалистом итогов воспитатель также может выразить свое мнение о том, как прошло мероприятие, кто из детей справился с заданием, что им не удалось.
Если во время занятия воспитатель замечает, что ребенок устал – он может предложить ему присесть на скамейку, стул, отдохнуть. При необходимости отвести к медицинской сестре или врачу детского сада.
После совместного проведения занятия физической культурой деятельность воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки и игры он закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и прогулок).
В настоящее время воспитание и обучение дошкольников социализируется с детьми с ОВЗ, детьми инвалидами, им уделяется значительное внимание. По данным мониторинга, более 50% детей с ограниченными возможностями здоровья имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных физических качеств. Дети с ограниченными возможностями здоровья часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе, для них часто характерна скованность, плохая переключаемость различных действий. Поэтому многим из них вначале обучения непосильны требования, которые предъявляет программа по физическому воспитанию детей с нормальным развитием. В связи с этим важно в начале коррекционно-развивающей работы (первый период обучения) уделить серьезное внимание тем видам работы, которые помогли бы детям закрепить моторные навыки, догнать своих сверстников по физическому развитию.
Лучшее средство от гиподинамии – подвижная игра.
Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить ряд других коррекционно-воспитательных задач : повышают активность, развивают подражательность, формируя игровые навыки, поощряют творческую активность детей. Одновременно помогают успешному формированию речи, способствуют развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психическое состояние детей.
Подвижные игры, являющиеся составной частью физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на праздничных утренниках, прогулке. Эти игры дают возможность отработать с ребенком наиболее простые движения (ходьба, бег, прыжки) и постепенно подготовить его к овладению более сложными, комбинированными движениями. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить ряд других коррекционно-воспитательных задач : повышают активность, развивают подражательность, формируя игровые навыки, поощряют творческую активность детей. Одновременно помогают успешному формированию речи, способствуют развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психическое состояние детей.
У детей с различного рода нарушениями недостаточно сформированы пространственные представления и с трудом формируется двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения подвижных игр. Прежде чем предложить детям подвижную игру, необходимо заблаговременно познакомить их с элементами игры,
поупражнять в тех движениях, которые им трудны. Сам педагог принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. Необходимо проявлять терпимость к детям, которые не могут или не понимают, поэтому неправильно выполняют задание. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выполнять действия вместе с педагогом. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.
В зависимости от состояния здоровья ребенка необходимо использовать различные средства физической культуры, а при отклонениях в состоянии здоровья – лечебную физическую культуру (ЛФК, которая в данном случае является методом функциональной терапии и составной частью адаптивной физической культуры (АФК).
Спасибо за внимание!