Получи документы

Консультация для педагогов «Роль пластилинографии в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Екатерина Ныркова
Консультация для педагогов «Роль пластилинографии в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность.

В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность развивает мелкую моторику пальцев рук, их мускулатуры, координации движений, благоприятно влияет на развитие речи (т. к. проекция кисти руки находится в непосредственной близости с речевой зоной в головном мозге, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

Публикация «Консультация для педагогов „Роль пластилинографии в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Изобразительное творчество дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, памяти, пространственных представлений, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

«Во всех современных программах представлены три способа освоения изобразительного искусства детьми дошкольного возраста : восприятие – исполнительство - творчество.

Эстетическое восприятие – это прямой путь приобщения детей к изобразительному (и любому другому) искусству. От его развития во многом зависит последующая исполнительская и творческая деятельность ребёнка. Художественное исполнительство связано с практическим овладением детьми изобразительно – выразительными средствами, поскольку невозможно войти в искусство, не зная его специфического языка. Сюда же относится техническая составляющая (конкретные умения и навыки в той или иной области).Изобразительное творчество представляет собой высший уровень освоения искусства, сообразно возрастным возможностям и индивидуальным способностям.

Творчество предполагает авторизацию общественного опыта и выражается в создании уникального продукта (рисунка, скульптурной фигурки или композиции).

Наличие самостоятельной творческой деятельности – свидетельство состоявшегося художественного развития ребёнка, поскольку она возникает по его инициативе, отвечает его интересам и протекает без прямого руководства взрослого. Наличие самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе самих детей, говорит о влиянии правильно организованного обучения, хороших традиций быта детского сада, благоприятной атмосферы в семье.

Намечаются новые пути в развитии художественной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке. Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.

Развитию творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином появившейся сравнительно недавно - «Пластилинография».

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» - подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Предметный материал художественно-творческой деятельности представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.

Техника пластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру. Поиск цветов и оттенков сближает лепку с рисованием красками.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки). Следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.

Виды нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии :

- прямая пластилинография- изображение лепной картины на горизонтальной

поверхности;

- обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с

обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура);

- контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с

использованием «жгутиков»;

- многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с на

горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев;

- модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной

поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков;

- мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной

поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина;

- фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф).

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Материалы и инструменты, необходимые для пластилинографии :

Пластилин. Выбирать нужный пластилин необходимо в процессе работы методом проб и ошибок. Часто разрекламированный, дорогой, яркий платилин липнет к рукам, но к картону его не приклеишь. Бывает такой, что не липнет ни к рукам, ни к картону. Такой пластилин подходит для объемной лепки. Имеет значение и упаковка пластилина. Детям бывает трудно справиться с коробочкой, когда она не открывается сверху, а выдвигается в ту или другую сторону. Поэтому лучше покупать в упаковках, которые открываются сверху, к тому же чтобы крышка была с «язычком», т. к. она легко открывается и закрывается.

Стеки. Стеки бывают деревянные, пластмассовые, самой разнообразной формы. Иногда вместо стеки можно использовать нож, деревянную палочку, зубочистку или медную проволочку. К набору пластилина часто прилагается одна стека.

Доска для труда. Чтобы во время работы не испачкать свое рабочее место, необходима подкладная доска. Примерный размер доски 30 X 25. Она должна хорошо отмываться теплой водой с использованием обезжиривающих средств. Подкладную доску можно покупать в магазине, а сделать самостоятельно. Для этого подойдет кусок линолеума или отслужившая сухостираемая доска. Работать на клеенке не удобно, т. к. она будет подниматься за пластилином, кататься по столу и заворачиваться.

Бумажная или полотняная салфетка. Для того чтобы вытирать руки и рабочее место после окончания работы или во время лепки, необходима бумажная или полотняная салфетка. Особенно она пригодиться, когда нужно поменять цвет: с темного на светлый.

Картон. Картину из пластилина можно делать на картоне. Лучше пользоваться лакированным картоном, в этом случае жирные составляющие пластилина не будут выступать. Но при его отсутствии можно воспользоваться и любым другим, обклеив его бумагой нужного цвета. Для обратной (витражной) работы можно пользоваться прозрачным пластиком (пластиковыми крышками, коробками).

Дополнительный материал. Для украшения картины можно использовать разнообразный природный и бросовый материал (перышки, семечки, бисер и др.). так же необходим дополнительный материал для создания барельефа: всевозможные фактурные поверхности предметов (пуговицы, баночки, формочки.)

Организация рабочего места.

• Нужен рабочий стол, на котором можно расположить коробку с пластилином, картинки, эскизы, коробку с неоконченными работами, если такие есть, и рабочие инструменты.

• Должно быть хорошее освещение. Следите за тем, чтобы тень от рук и головы не падала на рабочую поверхность стола.

• Можно использовать музыку, хорошая музыка настроит на творчество.

• Очень важно при работе следить за осанкой детей.

Пластилин должен лежать в закрытой коробке. Картон должен в специальной папке.

• Стеки должны храниться в футляре или специальном пенале.

• Подкладная доска должна лежать в специальной папке.

• Во время работы необходимо следить затем, чтобы пластилин не попадал на одежду и на стул.

Правила техники безопасности при работе с пластилином.

• Приобретать только качественный пластилин.

• Лепку пластилином выполняй только на специальной подложке. Нельзя класть пластилин на стол.

• Перед началом работы нужно смочить руки водой, тогда пластилин не будет к ним прилипать.

• Перед работой разогреть пластилин.

• Не нужно разминать сразу весь кусок пластилина. Можно отделить маленькую часть, размять, потом прибавить еще и т. д.

• Храните пластилин в коробочке отдельно от другого материала.

• После работы вытирать руки салфеткой и вымыть их теплой водой с мылом.

• По окончании работы, убрать рабочее место, протереть стол.

• Подкладную доску и стеки нужно хорошо протереть салфеткой, а если есть необходимость, то вымыть теплой водой.

• Готовые работы можно оформить в рамочки, неоконченные — убрать в специальные коробки, чтобы ничего не терялось.

«Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми» (Г. Н. Давыдова).

В последнее время в детских садах стали практиковаться занятия занимательного характера с использованием пласинографии, так

как они позволяют:

- разнообразить изобразительную деятельность;

- развивать устойчивый интерес детей к данной деятельности;

- развивать творческие задатки и способности воспитанников;

- развивать внимание, память, мышление;

- развивать умелость рук;

- развивать самостоятельность, произвольность поведения;

- реализовывать впечатления, знания, эмоциональное состояние в творчестве.

Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют в другой деятельности (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

Использована наглядность:

-презентация «Виды пластилинографии»

-детские работы кружка «Умелые ручки»

Литература:

1. Давыдова Г. Н. Пластилинография». Издательство «Скрипторий, 2003.

2. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М. ; Мозаика – Синтез, 2006.

Публикации по теме:

Роль игр со строительным материалом в развитии творческих способностей ребенка (старшая группа)Роль игр со строительным материалом в развитии творческих способностей ребенка (старшая группа) Важнейшим этапом развития ребенка, позволяющий развивать как физическую, так и интеллектуальную активность является конструктивная деятельность.

Определение творческих способностей детей старшего дошкольного возрастаОпределение творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Определение творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Для успешной образовательной и коррекционно-развивающей работы.

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкально-ритмических движений в развитии детей младшего возраста» Консультация для педагогов и родителей "Роль музыкально - ритмических движения в развитии детей младшего возраста " Здравствуйте, уважаемые.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для родителей и педагогов «Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов "Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста ". Здравствуйте, уважаемые.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Мастер-класс для педагогов «Инновационный подход в развитии творческих способностей детей посредством пособия «Бусоград»Мастер-класс для педагогов «Инновационный подход в развитии творческих способностей детей посредством пособия «Бусоград» Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Косарева Елена Александровна. Я работаю в МБДОУ д/с№30 воспитатель первой категории. Моя тема.

Роль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрастеРоль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрасте Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Сухомлинский В. А. Творческие способности заложены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Роль пластилинографии в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 18 июня 2024 в 10:46
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Роль пластилинографии в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Ныркова (УИ 332479) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД