Получи документы

Консультация для педагогов «Роль образовательной организации в сохранении физического и психического здоровья детей»

Алевтина Вунберова
Консультация для педагогов «Роль образовательной организации в сохранении физического и психического здоровья детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема психического здоровья дошкольника и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Эту задачу нам взрослым надо решать системно и сообща с ранних лет жизни дошкольника. Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок. В дошкольном возрасте происходят изменения ценностей и восприятие социума. Основываясь на зрительном и эмоциональном изучении окружающего его мира, дошкольник начинает учиться ориентироваться в нем. Тем не менее, запомнить элементарные для нас вещи ему трудно, например, где правая и левая стороны дети в определить пока не могут. Еще сложнее обстоит дело со временем, с его пониманием, ребенку трудно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже», ведь время нельзя сопоставить с каким-либо органом чувств. В среднем дошкольном возрасте у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Под руководством взрослого дошкольник овладевает новыми видами деятельности, умениями, навыками: Одна из основополагающих задач дошкольного образования на современном этапе развития общества - это организация учебно-воспитательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка. При воспитании и обучении детей в среднем дошкольном возрасте следует учитывать и особенности речи, которые характеризуются ситуативным характером. Немалое значение для развития внимания имеет игра, ведь в ходе игры ребенок знакомится с большим количеством предметов и явлений, что ведет к развитию как произвольного, так и непроизвольного внимания. Игра провоцирует знакомства, ненавязчиво формирует умения разбираться в элементарных видах отношений, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование игрушками и другими предметами - все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы и внимание.

Публикация «Консультация для педагогов „Роль образовательной организации в сохранении физического и психического здоровья детей“» размещена в разделах

Изменяются все виды и свойства внимания ребенка. Увеличивается его объем, внимание становится более устойчивым и сконцентрированным. Ребенок уже не отвлекается, даже от нудной и неинтересной работы, так как понимает, что работу нужно довести до конца, даже если появилась более заманчивая перспектива. С возрастом дошкольник воспринимает каждый предмет не по отдельности, как это происходило раньше, а в совокупности с другими предметами. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5, 5 до 6, 5 лет. Общение со сверстниками - необходимое условие психологического развития ребенка, формирования у него коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада. В дошкольном возрасте продолжает активно совершенствоваться речь ребенка. Этому способствует игровая деятельность, по ходу которой дети договариваются о правилах, распределяют роли и т. д. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития. В общении с детьми важно не сравнивать их друг с другом, не подчеркивать достоинства одного или недостатки другого, чтобы сверстник не становился для них средством самоутверждения. Успех товарища не должен воспринимается ребёнком как собственное поражение. Атмосфера добра в коллективе - условие здорового развития ребенка. Важно, чтобы дети удовлетворили свою потребность в свободной игре, а воспитатели помогали им осознать ценности и установить приоритеты, стать терпимыми, испытывать меньше страхов.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. В настоящее время большое внимание уделяется повышению статуса инструктора по физической культуре, созданию необходимых условий для занятий физкультурой: строительство стадионов, спортивных залов, манежей, бассейнов, туристических баз. Это способствует формированию будущих спортсменов.

Что же такое здоровье? Обращаясь к "Словарю русского языка" С. И. Ожегова, мы найдем такое определение здоровья : "Это правильная, нормальная деятельность организма". А в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое, духовное и социальное благополучие. И именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать комплексно, в широком социальном аспекте.

Если физическое здоровье - это показатели роста, веса, окружности грудной клетки ребенка, его осанка, телосложение, состояние двигательной активности, моторики и координации, чувство аппетита, отсутствие болезней и физических дефектов, то психическое здоровье включает в себя эмоциональный комфорт, уравновешенность психики ребенка, умственная работоспособность, развитие психических процессов, уровень зрелости процессов возбуждения и торможения и т. п.

Физическое здоровье и психическое состояние ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ощущение своего физического здоровья и своих физических возможностей, телесного благополучия способствуют устойчивому чувству комфорта. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. А расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания. Это обратное влияние используется для регуляции психического состояния.

Необходимо подчеркнуть, что для здоровья ребенка очень важно обеспечение нормального психического здоровья : внимание к речевому развитию, профилактика переутомления, создание эмоционального комфорта. Необходимость постоянно поддерживать позитивное психоэмоциональное состояние детей требует создания всех необходимых условий для гармоничного взаимодействия ребенка с жизненной средой дошкольного учреждения.

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма - двигательная активность. Это- естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.

Двигательный режим в течение дня включает в себя как организованную, так и самостоятельную деятельность детей. Можно выделить следующие приоритеты в режиме дня:

первое место принадлежит физкультурно-оздоровительной работе. К ней относятся такие виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки, сюжетно-ролевые и пальчиковые игры, гимнастика после дневного сна.

Организация утренней гимнастики направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Она проводится нами ежедневно в помещении или на воздухе. Содержание утренней гимнастики составляют в основном общеразвивающие упражнения, соответствующие возрасту детей.

Физкультминутки во время применяются с целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующем сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей. Длительность её составляет, примерно, 2 – 3 мин.

Двигательная разминка проводится во время перерыва между НОД. Она позволяет отдохнуть от умственной нагрузки и статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей. Двигательная разминка может состоять из 2 – 3 игровых упражнений, а так же произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий (мячи, обручи, кегли).

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, которая отличается от других игр тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Комната вдруг превращается в больницу, или в магазин, или в оживленную магистраль. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, водителя). В сюжетной игре заняты несколько участников, поскольку всякая роль предполагает партнера: врач и больной, продавец и покупатель и т. д. В этом и заключается значение игры, которая формируют умение у детей общаться в коллективе сверстников.

Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время, которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Это благоприятное время для проведения подвижных игр, индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной деятельности.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, способствует профилактике нарушений стопы. Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы («дерево», «петух», «гуси полетели», «поезд», «каша кипит» и др.). В дополнение к дыхательной гимнастике можно проводить ходьбу по массажным дорожкам, состоящим из предметов, способствующих массажу стопы: коврики с нашитыми пуговицами, крышками, фломастерами, валики с камешками, шишками, шнуры.

Второе место в двигательном режиме дня занимают учебная образовательная деятельность по физической культуре как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей. Образовательная деятельность по физической культуре проводятся 3 раза в неделю, одно занятие из них – на свежем воздухе. Поддержанию оптимальной двигательной активности детей способствуют : продуманность общеразвивающих упражнений, основных движений, организация детей, расстановка пособий, смена двигательной деятельности с высокой степенью активности на деятельность спокойного характера, учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка, его группы здоровья, степени двигательной активности.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Самостоятельная двигательная деятельность организуется в разное время дня : утром до завтрака, между НОД, после дневного сна и во время прогулок (утром и вечером). Во время самостоятельной двигательной деятельности активные действия детей должны чередоваться с более спокойными. Важно учитывать и индивидуальные особенности каждого ребёнка, его самочувствие. Для организации самостоятельной двигательной деятельности необходимо создать соответствующую физкультурно-игровую среду: позаботиться о достаточном для движений игровом пространстве (в помещении группы и на улице, о разнообразии и периодической сменяемости физкультурного оборудования и инвентаря.

Таким образом, вышеописанные виды деятельности по физической культуре, дополняя и обогащая, друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность и играют большую роль в сохранении физического здоровья каждого ребёнка в течение всего времени его пребывания в детском саду.

Охрана и укрепления здоровья подрастающего поколения – актуальный социальный вопрос. Как для отдельного человека, так и для общества в целом. Самое дорогое богатство – здоровье. Здоровье – одна из главных ценностей жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неуспеваемости, неважного настроения. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.

Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье дошкольника и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.

Разминка для педагогов.

1. Отец и мать ребенка (родители)

2. Какие наказания недопустимы? (телесные)

3. Руки, ноги, голова, туловище – это… (тело)

4. Распорядок жизнедеятельности ребенка на протяжении суток? (режим дня)

5. Дорожка лыжника? (лыжня)

6. Преподаватель физической культуры в детском саду? (инструктор по физической культуре)

7. Сбор родителей для решения педагогических проблем? (родительское собрание)

8. Перерыв в занятиях для отдыха? (физкультминутка)

9. Строго регламентированная деятельность детей в детском дошкольном учреждении? (занятия)

10. Самый эффективный способ привлечения родителей к физической культуре в детском саду? (спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья!»)

«Закончите пословицы»

Я буду произносить начало пословиц, а вы должны их закончить.

1. В здоровом теле – … здоровый дух.

2. Без осанки конь – …корова.

3. Пешком ходить –… долго жить.

4. Со спортом не дружишь – ….не раз потом потужишь.

5. Крепок телом, …богат и делом.

6. Держи голову…. в холоде, живот… в голоде, а ноги …в тепле.

7. Начинай новую жизнь не с понедельника, а ….с утренней зарядки.

Тема «Подвижные игры»

Из какой игры эти строки:

1.«День наступает – все оживает. Ночь наступает – все замирает» («Совушка»)

2.«Вот построили мы круг, повернемся разом вдруг…» («Отгадай, чей голосок?»)

3.«Вымыл ухо, вытер сухо!» («Зайка серый умывается»)

4.«Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» («Два Мороза»)

5.«Готовятся к полету наши…. …. Мотор заводите и быстро летите» («Самолеты»)

6.«Он летел, летел, летел…» («Пузырь»)

7.«Ну, попробуй нас догнать…» («Мы веселые ребята»)

Публикации по теме:

Фоторепортаж о курсах для педагогов «Оказание первой помощи пострадавшим в образовательной организации»Фоторепортаж о курсах для педагогов «Оказание первой помощи пострадавшим в образовательной организации» Фоторепортаж о курсах для педагогов "Оказание первой помощи пострадавшим в образовательной организации» От того, насколько быстро и эффективно.

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации. Все.

Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей»Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Родители и педагоги во все времена.

Консультация для воспитателей «Роль прогулки в жизни дошкольников, её организации в группе для детей 3–4 лет»Консультация для воспитателей «Роль прогулки в жизни дошкольников, её организации в группе для детей 3–4 лет» Прогулка на свежем воздухе играет ведущую роль для укрепления здоровья и профилактики утомления каждого человека и конечно же маленьких.

Лэпбук «Витамины. Роль витаминов в сохранении здоровья человека»Лэпбук «Витамины. Роль витаминов в сохранении здоровья человека» Лэпбук "Витамины. Роль витаминов в сохранении здоровья человека". Название лэпбука «Витамины. Роль витаминов в сохранении здоровья.

Методическая мастерская «Использование элементов фитнес-технологий в сохранении и укреплении здоровья детей» (фотоотчет)Методическая мастерская «Использование элементов фитнес-технологий в сохранении и укреплении здоровья детей» (фотоотчет) В апреле 2018 года на базе МБДОУ № 50 прошло заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагоговПрофилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Немного истории Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей. МБДОУ Детский сад комбинированного вида №2 "Солнышко. " Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Роль образовательной организации в сохранении физического и психического здоровья детей»
Опубликовано: 3 февраля 2021 в 08:42
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Роль образовательной организации в сохранении физического и психического здоровья детей»» (включая файлы) размещена пользователем Алевтина Вунберова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД