Александра Курепова
Консультация для педагогов «Режим — путь к здоровью»
▼ Скачать +Заказ
«Режим – путь к здоровью»
Режим – точно установленный распорядок жизни: труда, отдыха, сна, питания; условия деятельности, работы, существования чего – либо.
Режим – это не только выполнение определенных действий в определенное время, это формирование дисциплины и самоконтроля. Споры по поводу режима дня велись, ведутся и, вероятно, вестись будут долго.
Публикация «Консультация для педагогов „Режим — путь к здоровью“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Режим дня. Консультации для родителей
- Темочки
Многие считают, что и в самом деле нет ничего страшного в том, что ребенок ляжет спать позже, пропустит дневной сон, поиграет в обеденное время и т. д. Однако эпизодическое нарушение режимных моментов позволяет ребенку думать, что совсем не обязательно соблюдать правила, что он может заставить (убедить) взрослых уступить ему.
Нарушение режима или отсутствие такового, отсутствие опорных моментов дня дезориентируют ребенка; все его занятия, прогулки, отдых приобретают спонтанный и хаотичный характер.
Существует, как минимум 10 причин, по которым следует приучать детей к режиму. Дети, соблюдающие режим дня :
• более спокойны, уравновешены;
• более самостоятельны;
• более организованы, способны следовать полученным инструкциям;
• лучше спят;
• способны концентрировать внимание на определенном задании в определенное время;
• реже приобретают заболевания желудочно – кишечного тракта;
• более выносливы, энергичны;
• у них легче формируется учебная деятельность;
• быстрее привыкают правильно распоряжаться временем, оптимально распределяя нагрузки;
• менее подвержены простудным заболеваниям.
Дошкольные образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают режим жизнедеятельности или используют готовые рекомендации ведущих ученых по организации режима.
Практически все известные к настоящему времени процессы, протекающие в организме человека, имеют определенную ритмичность, выступающую как универсальная жизненная закономерность. Именно цикличность процессов жизнедеятельности и обуславливает необходимость выполнения режима, представляющего собой рациональный распорядок дня, оптимальное взаимодействие и определенную последовательность периодов подъема и снижения активности, бодрствования и сна. В настоящее время у людей более 400 процессов, подчиненных околосуточным биоритмам, формирующимся на основе индивидуальной временной шкалы растущего организма. Выдающийся физиолог И. П. Павлов указывал, что основу режима составляет «динамический стереотип», т. е. регулярно повторяющаяся деятельность. Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребенка, тем в лучших условиях окажутся все его физиологические системы, что обязательно отразится на его самочувствии и настроении. Выделяют 3 типа детей с учетом биоритмической активности.
• «Жаворонки». У них хорошее настроение. Они веселы, бодры, активны. В первой половине дня охотно занимаются, быстро усваивают материал. Во второй половине дня наблюдается снижение активности. К вечеру они вялы, капризны, рано ложатся спать.
• «Совы». Полная противоположность «Жаворонкам». Эти дети с трудом просыпаются и с трудом встают. Им тяжело настроиться на ритм дня. Они вялы, малоактивны. С трудом усваивают сложный материал. Во второй половине дня активность возрастает, они преображаются, легко выполняют задания. Вечером они возбуждены, трудно засыпают.
• «Голуби». У них отсутствуют ярко выраженные черты, характерные для «сов» и «жаворонков». У этих детей наиболее устойчивое настроение. Если они здоровы, они веселы и активны целый день. Для «голубей» редкими являются проблемы пробуждения и засыпания.
Конечно, в условиях детского сада трудно организовать режим с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, но если в группе много детей, нуждающихся в каких – либо особенностях режима, то можно взять за основу какой – либо один, пользуясь известными рекомендациями.
Есть стандартные режимные рекомендации для детей разного возраста. Режим дня в большинстве ДОУ организуется в соответствии с обязательным учетом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и второй половине дня.
При составлении и организации режима учитываются повторяющиеся (стереотипные) компоненты:
- время приемы пищи;
- укладывание на дневной и ночной сон;
- общую длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений.
При организации оздоровительного режима необходимо стремиться к полному удовлетворению потребностей ребенка в движении, умственной нагрузке, обеспечению условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений, достаточному дневному и ночному сну детей.
При организации оздоровительного режима учитываются сезонные особенности. Поэтому в детском саду желательно иметь два, а лучше четыре сезонных режима с постепенным переходом от одного к другому.
Рациональный (оздоровительный) режим должен быть в равной мере и стабильным, и одновременно динамичным, гибким. Время основных компонентов суточного режима дня должно оставаться неизменным.
Основные компоненты режима дня
(3 – 7 лет) Длительность
(часы)
Сон дневной 1,5 - 2
Отрезки бодрствования 5 - 6
Общее время прогулок 4 - 5
Интервал между приемами пищи 3 - 4
Ночной сон 10 - 11
Особое внимание следует уделить рациональной организации двигательного режима, так как движения способствуют развитию физиологических систем и определяют темп и характер нормального функционирования растущего детского организма. От двигательной активности во многом зависят состояние здоровья ребенка, развитие физических качеств, умственная работоспособность, а также настроение. Под влиянием двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем.
Гибкий, динамичный режим предусматривает разнообразную деятельность детей в течение всего дня, в соответствии с интересами и потребностями, с учетом времени года, возраста детей и состояния их здоровья.
Правильный режим – это функциональное и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение дня. Такой режим дает педагогам возможность раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка, выявить и развить его интересы.
Режим в ДОУ должен быть многогранным, учитывать все нестандартные ситуации: плохую погоду, эпидемии и карантины, желание родителей приводить и забирать детей в удобное для них время, отсутствие достаточного количества персонала.
Варианты режима дня.
• Для плохой погоды:
- организация прогулки в помещении (физкультурный или музыкальный зал хорошо проветриваются, в определенные для каждой группы часы дети, соответственно одетые, приходят в них поиграть, а в это время в групповой комнате проводится сквозное проветривание);
- смена помещений (можно пойти в гости в соседнюю группу или поменяться на время группами);
- свободное перемещение детей по учреждению (на определенное время дети покидают групповую комнату и отправляются туда, где им больше нравится; взрослые должны быть готовы к таким перемещениям и обеспечить им максимальную безопасность);
- должна быть наготове развлекательная программа (желательно одновременно проводить 2 – 3 мероприятия, чтобы ребенок мог выбрать, куда ему пойти).
• В дни карантинов и периодов повышенной заболеваемости.
В режиме дня выделяется время для осмотра детей, проведения профилактических мероприятий. Обязательно снижаются физическая и интеллектуальная нагрузки, поскольку нельзя с уверенностью сказать, что все дети здоровы. Велика вероятность скрытого, инкубационного периода болезни. Увеличивается время пребывания детей на воздухе.
• Режим свободного посещения дошкольного учреждения.
Данный вариант режима устанавливается на основании договора с родителями. В этом случае, условие родителям может быть поставлено одно – поднимать ребенка утром в одно и тоже время, чтобы не нарушать жизненный ритм. Дети, привыкшие вставать в разное время, с трудом адаптируются впоследствии к школьной жизни, так как организм настраивается на новый ритм более полугода.
• Комфортная организация режимных моментов.
Этот вариант подразумевает набор технологий организации режимных моментов : приема пищи, сборов на прогулку, укладывания спать, проведения закаливающих процедур и др. Главное при этом – умелый выбор модели общения, способствующий психологическому комфорту ребенка, не подавляющий его свободу и индивидуальность.
• Каникулы.
Это организация жизни детей в определенные временные периоды, способствующая снятию накопившегося утомления, предупреждающая возможные психоэмоциональные срывы. Технологически, данный режим представляет собой набор сценариев деятельности детей на 3 – 5 дней. Каждый день приносит детям какой-либо сюрприз.
Соблюдение режима дня создает природосообразный ритм жизни, рождает привычку к регулярной смене разных видов деятельности. Организм ребенка в каждый отрезок времени готовится к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, и все физиологические процессы протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, повышает их работоспособность, аппетит, улучшает сон, способствует нормальному физическому и психическому развитию, укрепляет здоровье.
Существуют также общие правила для приучения детей к режиму.
1. В помещении группы повесьте красочный плакат, отображающий режимные моменты.
2. Утром необходимо сообщить детям, чем они будут заниматься в течение дня.
3. Переход от одного режимного момента, от одного вида деятельности к другому может сопровождаться музыкой.
4. О перемене деятельности следует сообщать детям заблаговременно, за 5 – 7 минут.
5. После сообщения о том или ином режимном моменте, смене деятельности, следует дать возможность детям к этому подготовиться. Подготовка может заключаться в дыхательных упражнениях или декламации стихов.