Плотникова Анастасия
Консультация для педагогов «Речь педагога как пример детям-дошкольникам»
▼ Скачать + Заказать документы
Культуре речи всегда уделяли много внимания. Она свидетельствует об эрудиции, интеллекте, этике и воспитании человека. Владение культурой речи - это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто, как не педагог, обязан владеть ей.
Культура речи педагога - важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.
Коммуникативная культура, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования и меру ее воздействия на развитие личности детей.
Публикация «Консультация для педагогов „Речь педагога как пример детям-дошкольникам“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к его речи специфические требования, развивает определенные речевые качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные.
Одной из составляющих речи является качество голоса.
Педагог ДОУ должен обладать благозвучным, мелодичным, выносливым голосом, который должен отличаться большей устойчивостью и способностью выдерживать длительную нагрузку, более широким диапазоном (как высотным, так и динамическим, большей гибкостью и разнообразием тембра. Т. к. воспитатель в течение рабочего дня постоянно воспитывает детей посредством занятий, рассказов, пения, игр.
Следующим компонентом речи является дикция.
Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога. А нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.
Еще одним важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Соблюдение общих правил и законов в произношении так же необходимо, как и в письме. Отклонения от общепринятых норм мешают языковому общению, отвлекают слушающего от смысла произносимого и мешают пониманию его. Речь педагога должна быть безукоризненной в языковом и произносительном оформлении.
Выразительность - еще один элемент профессиональности речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа, пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе, темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, а мысль выражается более полно и закончено.
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека, его визитной карточкой, поскольку от того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагогов, работающего с детьми дошкольного возраста.
По содержанию, речь воспитателя должна строго соответствовать возрасту детей, на которых она направлена, их развитию, запасу представлений об окружающем и опираться на их опыт.
Педагог обязан владеть методическим мастерством, знать приемы, необходимые для оказания соответствующего влияния на речь детей, и уметь их применять во всех случаях общения с дошкольниками.
Среди требований к речи педагога выделяют следующие :
Точность – это соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность речи - это выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания.
Уместность речи - это употребление речевых единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения. (навыков общения, умения пользоваться речевым этикетом, ориентироваться на ситуацию общения и др.).
Богатство речи - это умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатство семантического поля педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Правильность - это соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
Чистота – это отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики - одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Как уже отмечалось выше, речь педагога является образцом для детей, поэтому к его речи предъявляются высокие требования. Нужно чаще употреблять слова, которые труднее усваиваются детьми, точно обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др. Использовать художественное слово и фразеологические обороты. Речь должна быть безупречной грамматически и содержать разнообразные синтаксические конструкции.
Большие требования предъявляются к звуковой стороне речи: чистое звукопроизношение, четкая дикция, орфоэпическая правильность. Речь воспитателя должна быть яркой, интонационно выразительной, эмоционально насыщенной, неторопливой, достаточно громкой, немногословной, но очень понятной и логичной.
Педагогу важно не только уметь рассказывать и свободно держаться в детской аудитории, но и обладать навыками публичной речи: выступить с сообщениями перед коллегами и родителями воспитанников.
Культура поведения и нормы этикета педагога должны быть примером для воспитанников. Они характеризуют его как личность, и являются профессиональными качествами, оказывающими воспитывающее воздействие на дошкольников.
Поэтому для педагогов очень важно соблюдать речевой этикет, подразумевающий правила вербальной коммуникации, то есть совокупность правил, регламентирующих речевое общение (например, как правильно вести беседу, прощаться, здороваться и т. д.).
Традицией в детском саду должна стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, вежливость в обращении друг к другу.
Необходимо учить детей говорить спокойно, без крика, отвечать по одному, не перебивать говорящего, быть сдержанным и уметь терпеливо выслушивать других.
Свое выступление хотелось бы завершить историческим фактом.
Однажды к древнегреческому философу и мудрецу Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Но пришедший все время молчал. Сократ воскликнул: «Заговори, чтоб я тебя увидел!».
Ведь очень часто первые впечатления о человеке складываются у нас под влиянием его речи, что играет огромную роль в работе с детьми.