Екатерина Попова
Консультация для педагогов «Совместная деятельность воспитателя и детей в воспитательно-образовательном процессе»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Совместная деятельность воспитателя и детей в воспитательно-образовательном процессе».
Совместная деятельность – организованная система активности и взаимодействия индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Совместная партнёрская деятельность воспитателя и ребёнка – это оптимальная форма сотрудничества. Что значит быть партнёром детей? Взрослый – партнёр находится рядом в едином пространстве (воспитатель сидит с дошкольниками за общим столом); уважает их мнение, в общении предпочитает диалог; предоставляет детям свободу выбора материала, деятельности, партнёра. В процессе совместной деятельности, в зависимости от образовательной ситуации, воспитатели могут принимать разные позиции: это может быть педагог-тьютер, который помогает ребёнку в трудной ситуации или советует, обсуждает с детьми, как решить те или иные игровые задания. При этом воспитатель оказывает помощь, если ребёнок сам попросит об этом. Воспитатель может выступить в роли экспериментатора, участвовать в проектах вместе с детьми. При необходимости педагог моделирует и изменяет развивающую предметно - пространственную среду в группе, привносит в неё материалы, элементы, мотивирующие к деятельности. Совместную деятельность воспитатель реализует посредством различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно – исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкальной, трудовой, восприятия художественной литературы или их интеграции. Педагог выбирает развивающие формы и методы работы в зависимости от контингента детей, уровня усвоения ими образовательной Программы, образовательных заданий, которые он хочет решить. Следуя рекомендациям Н. А. Коротковой, при организации совместной деятельности, важно соблюдать ряд условий:
Публикация «Консультация для педагогов „Совместная деятельность воспитателя и детей в воспитательно-образовательном процессе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- воспитатель включён в деятельность наравне с детьми; - дошкольники участвуют в деятельности добровольно, без психического и дисциплинарного принуждения;
- в процессе деятельности дети свободно общаются и перемещаются. Непосредственно образовательная деятельность имеет открытый временной конец (каждый ребёнок работает в своём темпе). Если воспитатель выполняет эти условия в процессе совместной деятельности, ребёнок чувствует и осознаёт свою успешность.
Выделяют четыре основных компонента совместной деятельности с детьми :
1. Общая цель, совместное выполнение задания, игра, реализация проекта;
2. Общий мотив всегда объединяет усилия партнёров, приводит их к сотрудничеству;
3. Совместные действия направлены на то, чтобы достичь общую цель. Вначале необходимо понять цель; распределить самостоятельные и совместные действия, определить очерёдность этих действий; уточнить и скорректировать их.
4. Общий результат - это завершающий этап совместной деятельности, который объединяет всех участников. Он позволяет оценить индивидуальные и совместные действия на основе полученных результатов. Какие задания помогут организовать совместную деятельность? Чтобы организовать совместную деятельность, научить детей работать совместно, воспитатели должны создавать образовательные ситуации. Сделать это можно с помощью различных пособий, например, развивающих тетрадей «Играем и рисуем вместе» для детей 5-6 и 6-7 лет, где предлагается работа в паре. Их особенность заключается в том, что задания в них выполняют одновременно двое детей или ребёнок в паре со взрослым. Развивающие тетради включают задания, которые развивают мышление, внимание. память, воображение и речь. Во взаимодействии воспитателя и детей действия и активность взрослого не должны преобладать. Важно вовремя сделать паузу, предоставить детям возможность высказаться, выразить своё мнение, предложить варианты решения задания. В ходе выполнения заданий дети учатся договариваться о совместных действиях, согласовывать свои действия с действиями партнёра. Взрослый, находясь рядом, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность и инициативу. Лучше, если у каждого ребёнка будет своя личная развивающая тетрадь. Перед началом работы он выберет себе партнёра. В процессе выполнения заданий дети могут совещаться, меняться местами, оценивать работу друг друга, об этом напомнят картинки-пиктограммы и содержание заданий. Опыт парного взаимодействия можно перенести на игровые динамические упражнения, где дети тоже распределяются в пары. При выполнении большинства упражнений дети поочерёдно выступают в роли лидера (ведущего) и роли исполнителя (ведомого). Они учатся взаимодействовать через движение, пробуют договариваться друг с другом, чтобы выполнить игровые и двигательные задачи.
Такие задания для работы в паре развивают такие важные для ребёнка качества, как умение конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми, помогают развивать мышление и речь, а главное формируют у детей опыт совместной деятельности. Таким образом, совместная деятельность воспитателя с детьми - важная составляющая образовательной деятельности в детском саду, которая требует к себе особого внимания. Воспитателю, чтобы организовать совместную деятельность, следует предоставить детям свободу в выборе партнёра, игровых материалов; учитывать основные компоненты совместной деятельности и правильно подбирать развивающие материалы и пособия.