Рената Казибекова
Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной лексики в процессе речевой коммуникации детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Традиционно к сфере эмоциональной лексики принято относить слова, выражающие чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом; слова-оценки, квалифицирующие вещь, предмет, явление или с положительной, или с отрицательной стороны всем своим составом, лексически; слова, в которых эмоциональное отношение к называемому выражается не лексически, а грамматически, т. е. особыми суффиксами
Задачи развития эмоциональной лексики :
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие эмоциональной лексики в процессе речевой коммуникации детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Обогащение словаря детей новыми словами, усвоение ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики;
Закрепление и уточнение словаря. У детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому необходимо углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием;
Активизация словаря. Важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.
Игровая задача словесных игр и упражнений заключается в быстром подборе точного слова - ответа ведущему. Эти упражнения и игры проводятся в старших группах. Упражнения должны быть кратковременными.
На первых занятиях упражнения проводятся в медленном темпе, т. к. педагогу приходится часто исправлять ответы детей, подсказывать нужное слово, объяснять. В дальнейшем упражнение может стать игрой, в которой участники получают фишки за удачный ответ или выбывают из игры. В такой игре можно использовать мяч, который ведущий бросает по своему усмотрению любому участнику игры.
В словесных играх очень важно правильное объяснение игры.
Рекомендуется проводить словесные игры и упражнения не только на занятиях, но и на прогулке, во время подвижных игр.
Развитие эмоциональной лексики имеет некоторую структуру.
Подготовительный этап.
Цель: Расширение эмоционального опыта ребенка и подготовку к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний.
Задачи:
1. Изучение и уточнение различных эмоциональных состояний.
2. Формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние мимическими средствами.
I. Соотнесение графических изображений эмоциональных состояний.
«Лото настроений»
Цель: Закреплять умение различать эмоциональные состояния с опорой на картинку-образец. Развивать внимание, усидчивость.
II. Узнавание эмоций по словесному описанию.
«Найди девочку»
Цель: Учить находить графическое изображение эмоционального состояния по словесному описанию. Развивать слуховое внимание.
«Подними картинку»
Цель: Учить находить графическое изображение эмоционального состояния по словесному описанию. Развивать слуховое внимание.
III. Понимание и выражение эмоциональных состояний с опорой на графические изображения.
«Замри»
Цель: Закреплять умение различать и передавать различные эмоции с помощью мимики.
Основной этап.
Цель: формирование эмоциональной лексики.
Задачи:
1. Расширение лексики, обозначающей эмоциональные состояния.
2. Расширение эмоционального словаря за счет употребления антонимов и синонимов.
3. Упражнение в словообразовании существительных с уменьшительными значениями.
I. Называние эмоциональных состояний.
«Угадай настроение»
Цель: учить различать и называть эмоциональные состояния по мимике.
II. Словообразование существительных с уменьшительным значением.
«Большой и маленький»
Цель: упражнять в словообразовании существительных с уменьшительными суффиксами.
III. Подбор синонимов.
«Слова-приятели»
Цель: учить выбирать из предложенных слов, слова со сходным значением.
Заключительный этап.
Цель: Актуализация эмоциональной лексики в речи детей.
Задачи:
1. Закрепление эмоциональной лексики.
2. Активизация эмоциональной лексики в словосочетаниях и предложениях.
«Закончи предложение»
Цель: практическое употребление в речи слов-антонимов. Развивать мышление, память.
«Скажи наоборот»
Цель: активизация антонимов в предложениях.
«Исправь ошибку»
Цель: Закреплять понимание и употребление в речи слов эмоциональной лексики.