Лучший педагог года

Психологическая природа связной речи

Валентина Голубева
Психологическая природа связной речи
▼ Скачать + Заказать документы

Статья: «Психологическая природа связной речи».

Развитие речи становиться всё актуальной проблемной в нашем обществе. Снижающий уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное говорение с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными (американскими) фильмами и мультфильмами – всё это создаёт предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологической.

Публикация «Психологическая природа связной речи» размещена в разделах

Отсюда огромная ответственность и не менее важность работы педагогов, занимающихся обучением русскому языку, формирование речи подрастающего поколения.

Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительного, мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь.

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых норм, т. е. овладение грамматическим строем речи, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно полно. Связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.

Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логических связанных предложений.

Развитие связной речи является наипервейшим и наиважнейшим условием успешности ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведения художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развитие связной речи школьника.

Связная речь представляет собой оптимальный вариант осуществления речевой деятельности человека в процессе решения задач речевой коммуникации.

Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи.

Диалогическая (диалог) – первичная по происхождению форма речи. Она сосоит из реплик (отдельных высказываний, из цепи последовательных речевых реакций, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения.

Монологическая речь (монолог) – понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог представляет более сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К монологической речи относятся «функционально-смысловые» типы:

- описание – сообщение о фактах действительности;

- повествование – сообщение о фактах, находящихся в отношениях последовательности;

- рассуждение – отражает причинно-следственную связь каких-либо фактов;

Каждый из видов монологической речи имеет свои особенности построения в соответствии с характером коммуникативной функции.

Литература:

1. Воробьёва В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М. 2006.

2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитие. М. 2004.

3. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребёнка от трёх до пяти лет М. 2003.

4. Капитовская О. А. Плохотнюк М. Г. Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями. Спб. 2005.

5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления. М. 2003.

6. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону. 2006.

7. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М. 2003.

Публикации по теме:

Консультация-презентация на тему: «Формирование связной речи у ребёнка-дошкольника посредством дидактических игр» Консультация- презентация на тему: Формирование связной речи у ребёнка-дошкольника посредством дидактических игр Конкурс: «Лучший конспект.

Проект «Воспитание звуковой культуры речи в ДОУ» Что значит и что могут дать (эти) несколько часов правильной речи среди целых суток неправильного разговора! Буду все время постоянно следить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая природа связной речи
Опубликовано: 6 апреля 2014 в 20:42
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическая природа связной речи» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Голубева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД