Валентина Голубева
Психологическая природа связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Статья: «Психологическая природа связной речи».
Развитие речи становиться всё актуальной проблемной в нашем обществе. Снижающий уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное говорение с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными (американскими) фильмами и мультфильмами – всё это создаёт предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологической.
Публикация «Психологическая природа связной речи» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Отсюда огромная ответственность и не менее важность работы педагогов, занимающихся обучением русскому языку, формирование речи подрастающего поколения.
Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительного, мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь.
Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых норм, т. е. овладение грамматическим строем речи, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно полно. Связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.
Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логических связанных предложений.
Развитие связной речи является наипервейшим и наиважнейшим условием успешности ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведения художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развитие связной речи школьника.
Связная речь представляет собой оптимальный вариант осуществления речевой деятельности человека в процессе решения задач речевой коммуникации.
Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи.
Диалогическая (диалог) – первичная по происхождению форма речи. Она сосоит из реплик (отдельных высказываний, из цепи последовательных речевых реакций, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения.
Монологическая речь (монолог) – понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог представляет более сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К монологической речи относятся «функционально-смысловые» типы:
- описание – сообщение о фактах действительности;
- повествование – сообщение о фактах, находящихся в отношениях последовательности;
- рассуждение – отражает причинно-следственную связь каких-либо фактов;
Каждый из видов монологической речи имеет свои особенности построения в соответствии с характером коммуникативной функции.
Литература:
1. Воробьёва В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М. 2006.
2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитие. М. 2004.
3. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребёнка от трёх до пяти лет М. 2003.
4. Капитовская О. А. Плохотнюк М. Г. Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями. Спб. 2005.
5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления. М. 2003.
6. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону. 2006.
7. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М. 2003.