Марьям Осипова
Трафаретный театр в формировании связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
"Речевая деятельность представляет собой процесс активного,целенаправленного,опосредованного языком и устанавливаемого ситуацией общения приёма или выдачи речевого сообщения во взаимодействиях людей между собой"("Психология обучения народному языку"И. А. Зимняя)
Речевая деятельность характеризуется как процесс,который осуществляется в ходе общения людей между собой. Следовательно,этот вид деятельности предполагает наличие партнёров:того,кто обращается с высказываниями,и того,к кому оно обращено.
Публикация «Трафаретный театр в формировании связной речи» размещена в разделах
В дошкольном учреждении особое внимание (в старшем дошкольном возрасте)следует уделять именно диалогическому взаимодействию друг с другом именно в диалоге дети учатся слышать и понимать того,с кем общаются,согласовывать и контролировать собственные действия и действия партнёра.
В процессе диалогического взаимодействия (согласования и контроля)немаловажная роль отводится как речевым,так и вне речевым средствам,а именно:жестам,движениям,атрибутике,мимике и так далее.
Поэтому я и создала в своей группе такое средство,как трафаретный театр.
Работу разделила на 2 этапа:а)Ручной труд-создание с помощью трафаретов будущих персонажей диалогической сказки. б)Речевой этап-это диалогическое взаимодействие. Дети,используя изготовленных трафаретных персонажей,сочиняют диалогическую сказку.
Последовательность первого этапа работы
1. Обводка персонажей по трафаретам
Берем готовый трафарет,имеющийся в широкой продаже,обводим внутри контура изображение героя будущей сказки.
Но у трафаретов,которые есть в широкой продаже есть недостатки. Работа с ними возможна только внутри контура,получившиеся фигурки очень малы и неудобны в практической деятельности детей.
Поэтому я начала создавать собственные заготовки. Их преимущество в том,что фигурки можно сделать большого размера. В процессе изготовления можно видоизменить форму трафаретов (кошка сидит,медведь стоит на задних лапах,зайчик бежит и т. д.)При этом данные трафареты необходимо обводить снаружи,что намного сложнее для детей.
2. Раскрашивание получившихся персонажей.
Дети по своему желанию раскрашивают героя будущей театральной постановки. При этом ребёнок может раскрасить своего героя в разные цвета,придать ему разное настроение,персонажей может быть несколько:например,кот рыжий,кот чёрный,волк добрый,волк злой и т. д.
При выполнении такой работы у ребёнка развивается творческое воображение.
3. Вырезание фигурки.
Ребёнок с помощью ножниц под присмотром взрослого вырезает фигурку героя своей сказки (если дети младшего возраста,эту работу выполняет воспитатель).При этом решается несколько задач:ребёнок учится работать ножницами,совершенствует координированность движений пальцев рук,это способствует развитию руки в целом.
4. Совместная деятельность воспитателей и детей:закрепление фигурок сказочных персонажей на основу.
Это может быть карандаш или специальная палочка с помощью которого ребёнок манипулирует своим героем. Прикрепляем заготовку к палочке с помощью скотча.
Когда подготовительные работы завершены мы переходим к основному этапу-Развитие связной речи. Дети,используя фигурки сказочных героев,вступают в диалогические взаимоотношения. Работа проходит в парах,в которые дети объединяются по желанию. В случае необходимости я могу встать в пару с ребёнком. Необходимо отметить,что перед началом работы я знакомлю детей с особым видом сказки-с диалогическими сказками. В таких сказках отсутствуют слова автора,а взаимодействуют 2 или несколько героев,которые разговаривают между собой.
Очень важно в процессе составления таких сказок помогать детям,задавая разные темы:"как звери готовились к зиме","как зайчик потерялся","как котёнок нашел друга"и т. д. При этом чем конкретнее заявлена тема для сочинения сказки,тем более целенаправленным станет диалог.
Наблюдая за детьми в процессе работы я понимаю,кто в паре занимает активную позицию,а к то пассивную. Исходя из этих наблюдений я в последующем могу сама подбирать пары,объединяя детей с разной коммуникативной позицией.
Важно понимать,что в составлении диалогических сказок главное-сам процесс взаимодействия детей,а не результат (полученная сказка).