екатерина шиткова
Консультация для педагогов «Развитие социально-коммуникативных навыков детей через использование развивающих игр Воскобовича»
▼ Скачать + Заказать документы
С самого рождения ребенку необходимо контактировать с другими людьми. Но даже простое бытовое общение является сложным процессом, так как требует от ребенка умения взаимодействовать и обмениваться информацией. Именно в игре дети учатся общению друг с другом и умению подчинять свои интересы интересам других.
Содержание Образовательной Программы ДО должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие социально-коммуникативных навыков детей через использование развивающих игр Воскобовича“» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на :
• присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
• развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
• формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста – одна из важнейших проблем педагогики. В окружении дошкольника часто наблюдается нехватка нравственных качеств (доброты, воспитанности, доброжелательности, речевой культуры общения. Поэтому педагоги в своей работе должны уделять более пристальное внимание решению задач развития социально-коммуникативных навыков. Потому что, дошкольное детство – небольшой, но очень важный период становления личности. Первоначальные знания об окружающей жизни ребёнок приобретает именно в эти годы, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, он учится общаться с окружающими, у него складывается характер.
Главнейший показатель готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми – это сформированные социально-коммуникативные навыки.
Что такое социально-коммуникативные навыки?
Навык – это много раз повторяющееся действие, доведенное до автоматизма.
Коммуникативные навыки делятся на вербальные и невербальные. Вербальный навык заключается в умении вести беседу от начала до конца, в умении выслушивать своего собеседника, участвовать в обсуждении темы, задавать вопросы и отвечать на них, решать конфликты. Невербальный навык проявляется в умении использовать невербальные средства общения: жесты, мимику, пантомимику, контролировать силу, громкость и тембр голоса.
Социальные навыки – это умение социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Социально-коммуникативные навыки – это навыки, необходимые человеку в социуме для взаимодействия друг с другом.
Развитие социально-коммуникативных навыков – это процесс, который связан с отработкой навыков и умений говорить грамотно, логично, слушать собеседника, а также с поведением, соответствующим конкретным ситуациям, выражающееся в умении регулировать свои чувства, эмоциональные состояния и проводить оценку действий в процессе сотрудничества.
Одним из условий успешной социализации дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет развитие социально-коммуникативных навыков.
Формировать же социально-коммуникативные навыки необходимо начинать еще в дошкольном возрасте. Ведь от того, насколько хорошо ребенок умеет владеть своей речью, зависит успешность в учебе, жизни, социализации. В процессе же формирования социально-коммуникативных навыков ребенок приобретает практические умения, которые позволяют ему адаптироваться в социуме.
Самым действенным методом развития коммуникативных навыков в дошкольном возрасте – является игра, а именно развивающие игры Воскобовича.
В развивающей игре Воскобовича происходит эмоциональное, социальное, коммуникативное становление. Ведь в игре ребёнок познаёт смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать своё место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребёнка, способствует формированию творческого воображения. Она способствует развитию произвольного поведения ребёнка, становлению произвольности других психических процессов: памяти, внимания, воображения. Игра создаёт реальные условия для развития коллективной деятельности, основу для проявления чувств и эмоций детей, их коррекции.
Играя со сверстниками, дети учатся договариваться о последовательности выполнения определённых действий, принимать совместные решения, прислушиваться к мнению товарищей.
Важно, чтобы воспитатель был главным координатором действий ребёнка. Именно от того, как педагог научит ребёнка терпеливо относиться к действиям партнёра по игре (став на время таким партнёром, зависит развитие общения между детьми.
В такие игры, как «Фонарики», «Шнур-затейник» дети любят играть самостоятельно даже в младшей группе, когда коммуникативные навыки ещё очень слабо развиты. Становясь старше, ребёнок испытывает потребность играть вместе со своими друзьями – на этом этапе очень важно объяснять детям непонятные моменты игры (взрослый обязательно должен быть рядом). Важна и совместная деятельность взрослого с ребёнком, ведь именно взрослый является координатором детской игровой деятельности.
В любую игру технологии «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича ребенок может играть как с родителями, так и со всей семьей. Воспитатель тоже может играть с одним ребёнком или с группой детей, а сами дети играют друг с другом, что позволяет активно развивать коммуникативные навыки.
Большое и разностороннее влияние игр Воскобовича на личность ребёнка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития социально-коммуникативных навыков дошкольников, которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми.
Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку».
Спасибо за внимание!