Зоя Олеговна Айрапетян
Консультация для педагогов «Психологическая безопасность ребенка в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов: «Психологическая безопасность ребенка в семье»
Педагог-психолог МБДОУ 251 Айрапетян З. О.
Цель: Обеспечение психологической безопасности личности ребенка
Публикация «Консультация для педагогов „Психологическая безопасность ребенка в семье“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Часто мы, воспитатели, забываем, что познание мира начинается для маленьких детей с познания человека. Добро и зло открываются перед ребенком уже в том, каким тоном обращается отец к матери, какие чувства выражают его взгляды, движения. В. А. Сухомлинский
Психологическая безопасность - это защищенность от угроз, психологического насилия, унижения и оскорбления, от того, что человека заставляют делать против его желания, от пренебрежения, заброшенности и недоброжелательного обращения.
Признаки благоприятного психологического климата в семье:
- гордость за принадлежность к своей семье;
- сплочённость;
- ответственность;
- высокая доброжелательная требовательность друг к другу;
- эмоциональная удовлетворённость;
- уважение и доверие;
- чувство защищённости;
- готовность помочь друг другу;
- возможность всестороннего развития личности и реализация потенциала каждого члена семьи.
Основной причина нарушения психологической безопасности ребенка в семье является насилие. Насилие бывает прямым и косвенным, единичным или систематическим, актуальным или прошедшим. Но важнее других выглядит классификация по содержанию насилия.
Виды насилия:
• Физическое насилие. Это любые физические насильственные действия в отношении ребенка до 18 лет, в том числе варианты наказания (шлепки, толкание, хватание и другое);
• Пренебрежение обязанностями. Под этим подразумевается несоблюдение родительских обязанностей, игнорирование потребностей ребенка, ненадлежащий уход за ребенком;
• Сексуальное насилие. Использование ребенка до 18 лет с целью получения сексуального удовольствия. Любой эротический контакт с ребенком или его эксплуатация (порнография);
• Психологическое насилие. Унижения, оскорбления, высмеивание и другие унижающие личностное достоинство модели поведения.
Признаки физического насилия:
- повреждения органов тела и нарушения органов чувств;
- малоподвижность, вялость, задержка физического и психического развития;
- тревожность и агрессивность в отношении других людей или животных;
- стеснительность, пассивность, страх перед взрослыми;
- избегание дома, боязнь тактильных контактов;
общение с детьми младшего возраста.
Признаки психологического насилия:
- психотравма и (или) посттравматический стрессовый синдром;
- у детей до среднего школьного возраста – задержка в физическом и речевом развитии;
- у подростков – потеря смысла и цели жизни, дезориентация, мысли о суициде;
- импульсивность, злость, манипулятивные расстройства (сосание пальца, вырывание волос);
- покорность и податливость;
- страхи и проблемы со сном;
- депрессия и заторможенность;
- девиации.
Признаки сексуального насилия:
- несоответствующая возрасту или странная осведомленность ребенка в сексуальных вопросах или действиях;
- сексуальные приставания со стороны ребенка к другим детям или взрослым;
- жалобы на какие-то проблемы со здоровьем, особенно в области половых органов;
- тревога при плаче других детей;
нервный тик, покачивание, сосание пальца.
Находясь в постоянном психологическом дискомфорте, подвергаясь насилию ребенок или подросток чувствует страх, замешательство, стыд, бессилие. Часто винит себя и воспринимает как соучастника и первопричину случившегося. Иногда причиной считает свое поведение или положение в семье. Среди других последствий значится снижение доверия и круга общения.
Реакции детей
Дети до 3 лет. Среди популярных реакций: страх, смешанные чувства, агрессия, потеря аппетита.
Дошкольники. Отмечается тревога, боязливость, чувство вины и стыда, смешанность чувств, отвращение, чувство беспомощности.
Младшие школьники. Наблюдается неопределенность школьника в семейных ролях, двойственное отношение к взрослым людям, страх, стыд, отвращение, недоверие ко всему миру.
Младшие подростки. К предыдущим последствиям добавляется депрессия, чувственная опустошенность (нет никаких ощущений и чувств).
Старшие подростки. Характерно отвращение, стыд, чувство вины, двойственность чувств в отношении взрослых, девиантное поведение, ощущение ненужности.
Для обеспечения психологической безопасности ребенка в семье необходимы следующие условия
1. Взаимоуважение всех членов семьи, благоприятный семейный фон.
2. Обеспечение внимания и участия со стороны родителей к внутреннему миру ребенка, его запросам и жизненным потребностям.
3. Комфортная организация условий безопасной развивающей среды и режимных моментов: сна, питания, отдыха и т. п.
Факторы, позволяющие родителям оказывать позитивное влияние на судьбу своих детей
1. Взаимоотношения родителей.
Любовь родителей друг к другу - это его жизненная основа, основа его уверенности в себе, в своей ценности, уверенность в безопасности.
И еще важным моментом является личный пример родителей. Если с ребенком проблемы, то в первую очередь нужно анализировать взаимоотношения в семье. Обычно дети зеркально отражают проблемы. Как известно, дети поступают не так, как им говорят, а так как поступают сами родители.
2. Создание безопасного климата в семье. Атмосфера безопасности обеспечивается гармоничным сочетанием твердости и мягкости, труда и отдыха. Необходимо поощрять и хвалить детей для развития адекватной самооценки. Дом, где ребенок чувствует, что ему рады, что он вызывает интерес, что его уважают, его переживания разделены и он играет определенную нужную и важную роль, всегда будет притягивать его и поддерживать его уверенность в себе.
3. эффективное общение с детьми. Самая простая помощь состоит в создании у ребенка убежденности в том, что он хороший и что родители его любят, искренне радоваться малейшим успехам своего ребенка, интересоваться его делами, формировать веру в успех. При неудачах ребенка подчеркивать его достоинства, подкреплять уверенность в собственных силах, формировать перспективу. При критике сосредотачивайте внимание на конкретном поступке ребенка, не подвергайте критике личность ребенка в целом, не оскорбляйте, не унижайте его достоинства: вместо «Какой ты растяпа, вечно все роняешь!», лучше сказать: «В следующий раз будь, пожалуйста, поаккуратнее».
Надежными показателями психологической безопасности служат хорошее настроение ребенка, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности. Устойчивый оптимистический настрой.