Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Психологическая безопасность ребенка в семье»

Зоя Олеговна Айрапетян
Консультация для педагогов «Психологическая безопасность ребенка в семье»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов: «Психологическая безопасность ребенка в семье»

Педагог-психолог МБДОУ 251 Айрапетян З. О.

Цель: Обеспечение психологической безопасности личности ребенка

Темочки:

Часто мы, воспитатели, забываем, что познание мира начинается для маленьких детей с познания человека. Добро и зло открываются перед ребенком уже в том, каким тоном обращается отец к матери, какие чувства выражают его взгляды, движения. В. А. Сухомлинский

Психологическая безопасность - это защищенность от угроз, психологического насилия, унижения и оскорбления, от того, что человека заставляют делать против его желания, от пренебрежения, заброшенности и недоброжелательного обращения.

Признаки благоприятного психологического климата в семье:

- гордость за принадлежность к своей семье;

- сплочённость;

- ответственность;

- высокая доброжелательная требовательность друг к другу;

- эмоциональная удовлетворённость;

- уважение и доверие;

- чувство защищённости;

- готовность помочь друг другу;

- возможность всестороннего развития личности и реализация потенциала каждого члена семьи.

Основной причина нарушения психологической безопасности ребенка в семье является насилие. Насилие бывает прямым и косвенным, единичным или систематическим, актуальным или прошедшим. Но важнее других выглядит классификация по содержанию насилия.

Виды насилия:

• Физическое насилие. Это любые физические насильственные действия в отношении ребенка до 18 лет, в том числе варианты наказания (шлепки, толкание, хватание и другое);

• Пренебрежение обязанностями. Под этим подразумевается несоблюдение родительских обязанностей, игнорирование потребностей ребенка, ненадлежащий уход за ребенком;

• Сексуальное насилие. Использование ребенка до 18 лет с целью получения сексуального удовольствия. Любой эротический контакт с ребенком или его эксплуатация (порнография);

• Психологическое насилие. Унижения, оскорбления, высмеивание и другие унижающие личностное достоинство модели поведения.

Признаки физического насилия:

- повреждения органов тела и нарушения органов чувств;

- малоподвижность, вялость, задержка физического и психического развития;

- тревожность и агрессивность в отношении других людей или животных;

- стеснительность, пассивность, страх перед взрослыми;

- избегание дома, боязнь тактильных контактов;

общение с детьми младшего возраста.

Признаки психологического насилия:

- психотравма и (или) посттравматический стрессовый синдром;

- у детей до среднего школьного возраста – задержка в физическом и речевом развитии;

- у подростков – потеря смысла и цели жизни, дезориентация, мысли о суициде;

- импульсивность, злость, манипулятивные расстройства (сосание пальца, вырывание волос);

- покорность и податливость;

- страхи и проблемы со сном;

- депрессия и заторможенность;

- девиации.

Признаки сексуального насилия:

- несоответствующая возрасту или странная осведомленность ребенка в сексуальных вопросах или действиях;

- сексуальные приставания со стороны ребенка к другим детям или взрослым;

- жалобы на какие-то проблемы со здоровьем, особенно в области половых органов;

- тревога при плаче других детей;

нервный тик, покачивание, сосание пальца.

Находясь в постоянном психологическом дискомфорте, подвергаясь насилию ребенок или подросток чувствует страх, замешательство, стыд, бессилие. Часто винит себя и воспринимает как соучастника и первопричину случившегося. Иногда причиной считает свое поведение или положение в семье. Среди других последствий значится снижение доверия и круга общения.

Реакции детей

Дети до 3 лет. Среди популярных реакций: страх, смешанные чувства, агрессия, потеря аппетита.

Дошкольники. Отмечается тревога, боязливость, чувство вины и стыда, смешанность чувств, отвращение, чувство беспомощности.

Младшие школьники. Наблюдается неопределенность школьника в семейных ролях, двойственное отношение к взрослым людям, страх, стыд, отвращение, недоверие ко всему миру.

Младшие подростки. К предыдущим последствиям добавляется депрессия, чувственная опустошенность (нет никаких ощущений и чувств).

Старшие подростки. Характерно отвращение, стыд, чувство вины, двойственность чувств в отношении взрослых, девиантное поведение, ощущение ненужности.

Для обеспечения психологической безопасности ребенка в семье необходимы следующие условия

1. Взаимоуважение всех членов семьи, благоприятный семейный фон.

2. Обеспечение внимания и участия со стороны родителей к внутреннему миру ребенка, его запросам и жизненным потребностям.

3. Комфортная организация условий безопасной развивающей среды и режимных моментов: сна, питания, отдыха и т. п.

Факторы, позволяющие родителям оказывать позитивное влияние на судьбу своих детей

1. Взаимоотношения родителей.

Любовь родителей друг к другу - это его жизненная основа, основа его уверенности в себе, в своей ценности, уверенность в безопасности.

И еще важным моментом является личный пример родителей. Если с ребенком проблемы, то в первую очередь нужно анализировать взаимоотношения в семье. Обычно дети зеркально отражают проблемы. Как известно, дети поступают не так, как им говорят, а так как поступают сами родители.

2. Создание безопасного климата в семье. Атмосфера безопасности обеспечивается гармоничным сочетанием твердости и мягкости, труда и отдыха. Необходимо поощрять и хвалить детей для развития адекватной самооценки. Дом, где ребенок чувствует, что ему рады, что он вызывает интерес, что его уважают, его переживания разделены и он играет определенную нужную и важную роль, всегда будет притягивать его и поддерживать его уверенность в себе.

3. эффективное общение с детьми. Самая простая помощь состоит в создании у ребенка убежденности в том, что он хороший и что родители его любят, искренне радоваться малейшим успехам своего ребенка, интересоваться его делами, формировать веру в успех. При неудачах ребенка подчеркивать его достоинства, подкреплять уверенность в собственных силах, формировать перспективу. При критике сосредотачивайте внимание на конкретном поступке ребенка, не подвергайте критике личность ребенка в целом, не оскорбляйте, не унижайте его достоинства: вместо «Какой ты растяпа, вечно все роняешь!», лучше сказать: «В следующий раз будь, пожалуйста, поаккуратнее».

Надежными показателями психологической безопасности служат хорошее настроение ребенка, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности. Устойчивый оптимистический настрой.

Публикации по теме:

«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов Каким будет человек – уверенным в себе или нет, активным или пассивным – это во многом зависит от семейного воспитания, и прежде всего.

Игра-тренинг для педагогов с использование игровых технологий «Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях» Задачи: систематизировать знания педагогов об основах безопасности дошкольников. Развивать практические умения педагогов. Оборудование:.

Консультация для педагогов «Безопасность жизнедеятельности детей во время подвижных игр в помещении и на улице»Консультация для педагогов «Безопасность жизнедеятельности детей во время подвижных игр в помещении и на улице» Воспитатель должен знать состояние здоровья детей, и их отклонения в физическом развитии. Подвижные игры проводятся в помещении, и на свежем.

Консультация для педагогов и родителей «Как научить ребенка работать с ножницами»Консультация для педагогов и родителей «Как научить ребенка работать с ножницами» Работа с ножницами отлично развивают мелкую моторику, которая крайне важна для развития ребёнка в целом. Оказывается, самые обычные ножницы,.

Консультация для родителей и педагогов «Как научить ребенка видеть проблему?» Под проблемой обычно понимают явно сформулированный вопрос, а чаще комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. «Посмотрите на мир чужими.

Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы»Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы» В детских садах используется огромное количество различных дидактических и настольных игр для полноценного умственного, речевого и общего.

Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье» Цель консультации: побудить родителей к тому, чтобы они задумались о взаимоотношениях со своими детьми в семейном воспитании. А. С. Макаренко.

Консультация «Психологическая готовность ребенка к школе» К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность,.

Поддержка уровня здоровья «особого» ребенка — консультация для педагогов "Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть. " Иван Тургенев Попробуем разобраться с цитатой писателя. 1. Счастье.

Психологическая готовность ребенка к школе (тест)Психологическая готовность ребенка к школе (тест) ИНСТРУКЦИЯ: Послушай меня внимательно, я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить какой вариант ответа тебе нравится больше.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Психологическая безопасность ребенка в семье»
Опубликовано: 19 августа 2020 в 15:30
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Психологическая безопасность ребенка в семье»» (включая файлы) размещена пользователем Зоя Олеговна Айрапетян (УИ 2380944) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД