Ирина Шаренда
Консультация для педагогов «Прогулка как одна из форм сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста»
Цель прогулки- укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
Задачи прогулки:
- оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;
- способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;
- способствовать познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей
Роль прогулки для здоровья настолько велика, что её по праву называют оздоровительной. Что вкладывается в это понятие?
Публикация «Консультация для педагогов „Прогулка как одна из форм сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прогулки. Консультации
- Темочки
Прогулка - важнейший компонент двигательного режима, обеспечивающий удовлетворение биологической потребности в движении.
Прежде всего, это мощная закаливающая процедура: ребёнок дышит свежим воздухом, в котором много «ионов» - отрицательно заряженных частиц, благотворно влияющих на самочувствие. Свет и солнечные лучи способствуют образованию в организме витамина Д, необходимого для укрепления костного аппарата.
Движения и физические нагрузки на воздухе, так необходимые для роста и развития ребёнка, вносят в копилку детского здоровья особую лепту.
Игра для педагогов: «Наши запреты»
Наверняка в каждой группе найдется «непослушный» и любопытный ребенок. Предлагаю вам побыть в роли этого ребенка. И так, когда дети становятся непослушными, мы им запрещаем что-то делать, что нас не устраивает, и говорим:
1. Что ты бегаешь? Не ходи туда (завязали ноги)
2. Не трогай и не делай этого (завязали руки)
3. Не кричи, говоришь много (завязали рот)
4. Не смотри туда (завязали глаза)
Как чувствует себя ребенок? (Педагог описывает свои ощущения).
Как мы видим не только трудно быть педагогом, воспитывающим 25 детей, но и ребенком, которого сопровождают такие запреты.
Если учесть, что нигде больше ребёнок не чувствует себя так свободно и раскованно, когда можно покричать, подурачиться, выплеснуть отрицательную энергию, поиграть в любимые подвижные игры, можно утверждать, что прогулка - ничем незаменимое комплексное оздоровительное и оздоравливающее средство.
Зимние прогулки в детском саду для детей до 4 лет проводятся при температуре до -15°С, для детей 5-6 лет при температуре до -20°С. Запретом для прогулок является сила ветра более 15 м/с. При температуре воздуха ниже минус 15 градусов и скорости ветра более 7м/с продолжительность прогулки сокращается. Проводится она в любую погоду, ее продолжительность должна быть не менее 3-4 часов а летом вся жизнь детей переносится на открытый воздух (за исключением приема пищи и сна).
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сказано, что содержание образовательной программы ДОО «обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности» по пяти направлениям развития и образования детей. На прогулках есть возможность развивать ребенка по всем указанным направлениям.
Прогулка должна состоять из следующих структурных элементов:
1. Наблюдение.
2. Подвижные игры: 2 – игры большой подвижности, 2- игры малой и средней подвижности, или дидактические игры.
3. Труд детей на участке.
4. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
5. Самостоятельная игровая деятельность.
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки проводятся п/игры, пробежки, затем наблюдения.
Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 20 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.
Наблюдение.
Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными детьми. В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.
Объектами наблюдений могут быть:
Живая природа: растения и животные;
Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т. д.) организуются 1-2 раза в квартал.
Виды наблюдения:
· Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характерные движения, издаваемые звуки и т. д.
·Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
Подвижные игры.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Подвижные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. В жаркую погоду проводятся игры с водой.
Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке: в младших группах – 6 – 10 минут, в средних – 10-15 минут, в старших – 20-25 минут.
В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).
В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).
В старшей группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.
Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.
Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.
Дидактические игры и упражнения.
Являются одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут. Каждая дидактическая игра состоит: из дидактической задачи, содержания, правил, игровых ситуаций.
Виды дидактических игр:
· Игры с предметами (игрушками или природным материалом,
· Словесные игры.
Приемом стимуляции детской активности являются различные дидактические упражнения. Они проводятся несколько раз в течение одной прогулки. Дидактическое упражнение может быть предложено детям в начале, в конце, а может вплетаться в ход наблюдения, например, «Принеси желтый листик», «Найди по листу дерево», «Найди дерево или кустарник по описанию» и т. д. Проводят их со всей группой либо с частью ее.
На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.
Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе ОУД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр.
Трудовая деятельность детей на участке.
На прогулках, предполагающих выполнение трудовых действий, важно формировать у дошкольников понимание, что труд в природе-это не игра, а серьезное занятие. Воспитатель подводит их к пониманию необходимости труда, воспитывает желание участвовать в работах по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории
Труд дошкольников в природе создает благоприятную среду для их физического развития, совершенствуют движения, укрепляют нервную систему, доставляет им удовольствие и радость. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-15 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.
Формами организации труда детей являются:
· Индивидуальные трудовые поручения;
· Работа в группах;
· Коллективный труд.
Подвижная игра «Карусель»
Цель: Развивать у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами. Упражнять в беге, ходьбе по кругу и построении в круг.
Описание: Играющие образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение: «Еле, еле, еле, еле, завертелись карусели. А потом кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом». В соответствии с текстом стихотворения дети идут по кругу, сначала медленно, потом быстрее, затем бегут. Во время бега воспитатель приговаривает: «По-бе-жа-ли». Дети бегут 2 раза по кругу, воспитатель меняет направление движения, говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой и бегут в другую сторону. Затем воспитатель продолжает вместе с детьми: «Тише, тише, не спишите, карусель остановите. Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!»