Ольга Затонская
Консультация для педагогов «Профилактика утомления детей дошкольного возраста в ДОО»
▼ Скачать +Заказ
Как известно, формирование умственных операций, качество усвоения учебной программы, работоспособность, развитие речи, овладение разнообразными умениями находятся в прямой зависимости от состояния здоровья детей. Поэтому главная задача коллектива ДОО - это создание условий для укрепления физического и психического здоровья детей. Забота об охране нервной системы в условиях дошкольного образования особенно необходима. Дети устают от длительного пребывания в большом коллективе, они ежедневно выполняют определённые требования, задания, требующие от них усилий, собранности. Некоторые - испытывают эмоциональные нагрузки. Всё это при неблагоприятных условиях может создать предпосылки для перенапряжения нервной системы, а у детей в силу возрастных особенностей легко возникают её расстройства. Основное отличие нервной системы ребёнка от взрослого заключается, прежде всего, в её недостаточной зрелости. Это создаёт предпосылки для быстрой истощаемости нервной системы, ранимости и делает её особенно чувствительной к воздействию неблагоприятных факторов. Одной из причин перенапряжения нервной системы является чрезмерное утомление ребенка. Под утомлением мы понимаем временное уменьшение работоспособности, наступающее во время работы. Внешние проявления физического утомления многообразны : нарушается координация движений, снижается работоспособность, появляется одышка, чрезмерная потливость, краснеет или бледнеет кожа лица и др. Умственное утомление также проявляется в снижении работоспособности, которому предшествует двигательное беспокойство, ослабление внимания к выполняемой деятельности, вялость, сонливость. Утомление у разных детей проявляется неодинаково. У одних детей оно выражается в снижении активности, у других - в повышении возбудимости, у третьих появляются отрицательные поведенческие реакции, капризы, что приводит к возникновению конфликтов при общении их со сверстниками и взрослыми. У многих детей при утомлении нарушается сон, аппетит. Пропадает желание играть, снижается интерес к занятиям. Ребёнок постоянно отвлекается, плохо или совсем не усваивает то, что показывает или о чём говорит воспитатель, не доводит начатое задание до конца. Если в детском саду или в семье для ребёнка не созданы все необходимые условия деятельности и отдыха и объём нагрузок постоянно превышает его физиологические возможности, то утомление, постепенно накапливаясь, может перейти в переутомление, хроническое утомление, а это крайне отрицательно сказывается на его дальнейшем умственном и физическом развитии, а также состоянии здоровья.
Публикация «Консультация для педагогов „Профилактика утомления детей дошкольного возраста в ДОО“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
На фоне утомления и переутомления снижаются защитные функции организма и, следовательно, повышается предрасположенность к заболеваниям. Утомление может возникать в связи с различными факторами:
• нарушения режима;
• несоответствие умственных и физических нагрузок физиологическим возможностям организма;
• предъявление к ребёнку чрезмерных, повышенных требований в процессе воспитания и обучения;
• недостаточная продолжительность сна;
• длительные отрицательные эмоции и др.
Как правило, утомлению предшествует появление усталости. Утомление и усталость близкие, но неоднозначные понятия. Усталость не всегда вызывает отрицательные эмоциональные реакции. После сравнительно небольшой физической работы, не сопровождаемой выраженным утомлением, мы нередко испытываем приятную усталость. Малоутомительные игры, связанные с движением, вызывают у ребёнка положительные эмоции, радость, благотворно влияют на физическое и психическое здоровье. Следует отметить, что усталость может возникнуть у ребёнка очень быстро, в самом начале работы, ещё до того, как обнаруживаются объективные признаки ухудшения деятельности организма, когда об утомлении не может быть и речи. Такая усталость появляется тогда, когда какая-либо деятельность для ребёнка не интересна. Поэтому следует учитывать лишь ту усталость при заинтересованной деятельности. А. А. Ухтомский придавал большое значение ощущению усталости как натуральному предупредителю о начинающемся утомлении.
Начальными признаками утомления считаются :
• изменения в поведении ребенка (появление непослушания, упрямства и пр.);
• снижение успеваемости;
• потеря аппетита;
• появление некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражительность, нервные тики и пр).
Выраженными признаками переутомления являются :
• резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности;
• нервно-психические расстройства (нарушения сна, чувство страха, истеричность);
• стойкие изменения в регуляции вегетативных функций организма (аритмия, вегето-сосудистая дистония по гипертоническому или гипотоническому типу);
• снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.
Профилактика переутомления детей дошкольного возраста
Обязательным законом жизни ребенка является правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня. Режим дня детей в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:
• свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору;
• режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);
• продолжительность и кратность сна;
• время пребывания на воздухе в течение дня;
При организации свободного времени у детей необходимо обязательно обеспечить адекватную физическую подвижность, что активизирует выделение гормонов - стимуляторов роста (при физической нагрузке происходит так же обеспечение кислородом клеток головного мозга, что благотворно сказывается на работе нервной системы). Так же важен сон. Во сне осуществляются все основные метаболические и клеточные перестройки, определяющие формирование скелета ребенка. Наиболее благоприятное влияние на сон оказывает свежий воздух. Пребывание детей на свежем воздухе имеет существенное значение в режиме дня. Воздух благотворно влияет на растущий организм: он активизирует обменные процессы и оказывает положительное влияние на процессы роста и развития. В дошкольном возрасте общая продолжительность прогулок на свежем воздухе должна составлять не менее 4 часов (в первую и вторую половину дня). Летом все игры и занятия желательно проводить на свежем воздухе, в холодное время года предусматриваются прогулки 2 раза в день по 1,5-2 ч. Активный отдых на воздухе является мощным оздоровительным фактором.
Программами воспитания и обучения в детском саду, предусматривается организация занятий, соответствующая возрастным особенностям детей.
Продолжительность перерывов между занятиями 10-12 мин, в течение которых целесообразно организовывать подвижные игры умеренной интенсивности. Домашние задания во всех группах отсутствуют.
Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения. Поэтому в этом возрасте необходимо учитывать вес эти факторы и не допускать переутомления.
Предупреждение развития переутомления
Для охраны нервной системы дошкольников очень важна доброжелательная спокойная обстановка в группе. Если воспитатель недостаточно внимателен к детям, часто делает им замечания, не умея их заинтересовать, недостаточно тактичен, ребёнок становится раздражительным, что в последующем может привести к развитию неврологических заболеваний. Самым эффективным способом отдаления наступления утомления и повышения работоспособности является рациональный режим жизни, деятельности и отдыха ребёнка. В этих условиях центральная нервная система работает в экономном режиме, работоспособность повышается, родителям так же важно сохранить дома основные режимные правила детского сада в выходные дни. При любом занятии нельзя непрерывными замечаниями и запретами заставлять ребёнка сидеть неподвижно. Не следует надолго обездвиживать ребёнка, необходимо давать периодически ему возможность подвигаться, побегать. При появлении усталости следует переключать ребёнка на другой вид деятельности. Если усталость появилась при выполнении физической деятельности, то перейти на занятия, связанные с интеллектуальной деятельностью и наоборот. Утомление устранять своевременным отдыхом, сменой действий и позы, микропаузами. Придерживаться гигиенических и педагогических условий к организации учебной, игровой, трудовой деятельности и отдыха дошкольников. Ведение занятий должно быть эмоциональным, с хорошим настроением, обращаться к примерам из окружающей жизни, в работу включать одновременно несколько физиологических анализаторов. Речь педагога должна быть негромкой, немногословной, но чёткой и выразительной по интонации. Важно правильно организовать перерывы между занятиями, которые устраивают для отдыха детей, переключения их на другой вид деятельности, смену позы. Не перегружать детей с отставанием, задержкой развития, но и не сдерживать развитие детей, у которых оно происходит более быстрыми темпами. Создавать условия для физиологически полноценного дневного сна. Поддерживать в помещении благоприятный воздушно-тепловой режим. Известно, что головной мозг человека крайне чувствителен к недостатку кислорода. При недостатке кислорода утомление развивается значительно быстрее, чем при нормальном его содержании в воздухе.
Детям, имеющим некоторое отклонение в состоянии здоровья или отставание в развитии психофизиологических функций, нужен дополнительный отдых. Использовать в работе с детьми:
• релаксационные игры и упражнения для снятия напряжения, на расслабление;
• музыку;
• психогимнастику;
• дыхательную гимнастику;
• пальчиковую гимнастику
Следуя этим рекомендациям, советам вы повысите работоспособность детей, сохраните их нервную систему, предупредите переутомление.