Алина Поликарпова
Консультация для педагогов «Приобщение к общечеловеческим ценностям через освоение чувашского фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. В первых лучах уже видится наступающее утро, и мы говорим: «Доброе утро!»
Что такое общечеловеческие ценности и как они проявляются в повседневной жизни? Это - абсолютная ценность человеческой жизни, уважение жизни во всем ее многообразии, любовь, ответственность, служение человечеству, чувство благодарности, потребность делиться, чистота и культура речи, здоровый образ жизни, искренность, умение прощать, сострадание, уважительное отношение к старшим, забота о других, бережное отношение к природе, уважение всех религий и национальностей. Это то, что составляет природу каждого человека. Положительное отношение к народам мира, интернациональные чувства закладываются через выделение в национальном общечеловеческого начала : основной путь воспитания здесь – это продвижение ребенка к всеобщим гуманистическим ценностям, которые раскрываются через приобщение ребёнка к своей национальной культуре.
Публикация «Консультация для педагогов „Приобщение к общечеловеческим ценностям через освоение чувашского фольклора“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Чувашия. Чувашская Республика
- Темочки
Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без глубокого овладения всем опытом мирового культурного наследия. Именно общечеловеческие ценности являются важным фактором возрождения страны, выхода из духовно-нравственного кризиса. В процессах формирования личности и общечеловеческих ценностей значительную роль играет фольклор. Это народные танцы, в которых дети черпают нравы, обычаи и дух свободы творчества в пляске, или устный народный фольклор : считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.
В старшем дошкольном возрасте добавляются такие формы малого фольклора, как дразнилки, мирилки, считалки, докучные сказки, небылицы, страшилки. Дети данного возраста способны более глубоко осмысливать содержание произведений и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Также детей старшего дошкольного возраста знакомят не только с русской народной лирической песней, частушкой, демонстрируя, как в этом виде словесно-музыкального искусства отразилась жизнь человека, его горести и радости, а также с культурой чувашского народа : песнями, сказками, закличками, считалками, играми и т. д.
Важность приобщения детей к народным праздникам, которые являются своеобразными ступеньками в постижении многогранной культуры народа, очевидна. Участвуя во всевозможных праздниках и развлечениях, дети легко и незаметно для себя усваивают образы и символику народной эстэтики. Все это, в конечном итоге, способствует воспитанию уважения к народной культуре и восстановлению связей между поколениями. Так, в Рождество («Сурхури») дети старшего дошкольного возраста исполняют песни-колядки, разыгрывают юмористические сценки, участвуют в зимних забавах и развлечениях. Дошкольники привлекаются для подготовки к празднику: изготовляют санки-ледянки, заливают ледяные дорожки, строят горки для катания. Кульминацией праздника в старину всегда были катания на тройках. И сегодня участники праздника будут рады веселым катаниям на лошадях. На праздновании «варни» - «Масленица» дети исполняя ритуальные приговорки, заклички, песни входят в атмосферу народного обряда. Они с интересом узнают, что традиция катания на санях с горы уходит корнями в глубокую древность. Дети 6-7 лет уже способны понять суть проведения старинного чувашского праздника «Срен» - изгнание болезней. Дети слушают песни в исполнении взрослых, подпевают им, вместе водят хоровод. Мальчики активно участвуют в соревнованиях по бегу, прыжкам через «костер». Для всех детей организуются народные игры _ «В кузнеца» (Тимрлле, «В лошадку» (Лашасем) и другие, где воспитанники воспроизводят трудовые действия, образно передают уклад предков. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Народные игры отражают быт, развивают ловкость, силу, меткость, чувство коллективизма, воспитывают доброту, взаимопомощь, сплоченность, поднимают настроение.
Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное по своему содержанию.
Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.
Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.
Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.
Взрослые пересчитывались — стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых — охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.
Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались сговорки, например: игроки делятся на пары, отходят в сторону и сговариваются между собой, придумывают названия: один, например, называет себя «луной», а другой – «солнцем». Игроки сговариваются тихо, чтобы не услышали ведущие. Затем они подходят к ведущим и спрашивают, кого те выберут:
Луну или солнце? (Холодной воды или черного хлеба? За печкой заблудился или в корыте утопился? Земляника или малина? Колокольчик голубой или желтый зверобой? И т. д.)
Ведущие заранее договариваются, кто первым в какой паре выбирает. Один выбирает в первой паре, другой – во второй.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Формирование общечеловеческих ценностей является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Используя широко все виды фольклора, мы помогаем детям сохранить особенные черты характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей со сказками, потешками, пословицами, загадками, поговорками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, заклички, уговорушки звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее; в пословицах и поговорках высмеиваются недостатки, метко оцениваются различные жизненные позиции, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Знакомя детей с народными праздниками и традициями, мы также приобщаем их к народной культуре.
Фольклор вобрал в себя все виды национального искусства – от пляски, былины, сказки, музыки до театра. Он учит детей добру, помогает лучше познать мир, глубже изучить русскую и чувашскую культуру и нести это наследие новым поколениям. Благодаря этому народный фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей и средством приобщения их к общечеловеческим ценностям.
Литература:
1. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду: Методическое пособие. — М. : Мозаика-Синтез, 2005-2010.
2. Махалова И. В., Николаева Е. И. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа : Учебно-методическое пособие. – Чебоксары, 2003.
3. Махалова И. В., Николаева Е. И. Солнышко сияет, играть нас приглашает. Фольклорные занятия и праздники в детском саду: Учебно-методическое пособие. –Чеб. :Новое время, 2006.
4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 2-е изд., испр. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 336с.
5. Программа воспитания ребенка-дошкольника. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1995. – 231с.