Ирина Шаптефрац
Консультация для педагогов «Применение учебно-методического комплекса Ф. В. Фрёбеля»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА Ф. В. ФРЁБЕЛЯ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет достижение целей образовательной программы дошкольного образования через основной вид детской деятельности – игру, и охватывает все образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования детей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
Публикация «Консультация для педагогов „Применение учебно-методического комплекса Ф, В, Фрёбеля“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
В настоящее время отмечается огромный выбор развивающих программ, игровых и учебно-методических комплексов, пособий по дошкольной педагогике, это зачастую приводит к хаотичному их использованию, что вызывает затруднения у большинства педагогов при построении целостного педагогического процесса.
2 слайд Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фребель. Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей, автор идеи осознанного использования особых игрушек с развивающим потенциалом для обучения и воспитания детей в раннем возрасте.
По мнению Ф. Фребеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. Он первым рассмотрел игру и ручной труд как важное средство для развития природных задатков ребенка с рождения, признал индивидуальность и природные способности каждого ребенка. Детские сады Фребеля были ориентированы на гармоничное развитие ребенка, в них создавалась особая развивающая атмосфера, приветствовалась свобода общения педагога и ребенка, а обучение было построено на практических играх-занятиях с учетом возрастных особенностей детей.
Им была разработана уникальная методика общественного дошкольного воспитания, оснащенная практическими пособиями из простых и доступных материалов так называемые «Дары Фребеля».
В ФГОС ДО утверждены основные принципы дошкольного образования, полностью соответствующие принципам педагогики Фрёбеля, реализация которых способствует решению поставленных перед образовательными организациями задач.
3 слайд Принципы педагогики Фребеля :
• Признание уникальности каждого ребенка; признание целостности детства в его проявлениях.
• Выявление индивидуальных способностей каждого ребёнка и создание условий для их проявления в окружающей среде; создание условия для развития внутреннего потенциала ребенка.
• Признание ребенка как часть семьи и общества.
• Целостный взгляд на развитие каждого ребенка.
• Единство воспитания и образования, социума и природы, следование природе ребёнка, его внутренним законам.
Реализация данных принципов с позиции авторов ФГОС ДО возможно прежде всего в том случае, если создать в образовательной организации дошкольного образования соответствующие условия: психолого – педагогические, кадровые, материально – технические и финансовые.
4-9 слайд Основой «Даров Фребеля» являются - мяч, шар, кубик. С их помощью можно изучать форму, величину, вес, число, цвет, движение и т. д.
Во время педагогической деятельности Фребеля в практике детских садов использовались всего 6 «Даров», то в настоящее время игровой набор «Дары Фребеля» представляет систему из 14 модулей. Этот дидактический материал можно использовать для занятий с детьми в дошкольном учреждении и в домашних условиях, он прост для понимания взрослых и дополняет обычные игры ребенка развивающим потенциалом.
Пособия изготовлены из качественного натурального материала (дерева, каждый образовательный комплект упакован в отдельную деревянную коробку с номером.
1 комплект : «Шерстяные мячики»
2 комплект : «Основные тела»
3 комплект : «Куб из кубиков»
4 комплект : «Куб из брусков»
5 комплект : «Кубики и призмы»
6 комплект : «Кубики, столбики, кирпичики»
7 комплект : «Цветные фигуры»
8 комплект : «Палочки»
9 комплект : «Кольца и полукольца»
10 комплект : «Фишки»
11 комплект : «Цветные тела»
12 комплект : «Мозаика. Шнуровка»
13 комплект : «Башенки»
14 комплект : «Арки и цифры»
Спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничивается методикой, предложенной Фребелем – педагог вправе проявить свое творчество и фантазию где и как он мог бы использовать тот или иной комплект или продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями.
Система Фребеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России. Большое значение в системе отводилось активности детей, организации их самостоятельной деятельности. Фребель считал, что дети лучше всего усваивают материал в практической деятельности, которая преподносится в игровой форме. Во всех занятиях действие соединялось со словом, и это было обязательное требование!
10 слайд Почему Фрёбель – педагогика популярна и сегодня в мире
Педагогическая система Фридриха Фрёбеля основана на математике, эстетики и взаимодействии с природой. Именно поэтому та среда, которую он разработал не подвержена влиянию времени;
В последнее время систему детского образования, основанную на принципах Фрёбель – педагогики всё чаще называют «устойчивой системой образования воспитания детей раннего возраста»;
Сложные задания и игры, которые впервые предложил Фрёбель являются примером наиболее эффективного метода саморазвития и самовоспитания детей от рождения до школы;
Влияние игры на качество образования в детских садах доказали долгосрочные международные исследования.