Рита Колесникова
Деловая игра для педагогов «Применение толерантности в педагогической практике»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование толерантных установок у педагогов ДОУ
Задачи:
1. Углубить научно-теоретические и практические знания педагогов по формированию толерантного поведения у дошкольников.
2. Продемонстрировать важность такого о качества, как терпимость в повседневной жизни.
3. Помочь педагогам внимательно относиться детям других национальностей, в том числе, имеющим статус ОВЗ, понимать и принимать их особенности.
Публикация «Деловая игра для педагогов „Применение толерантности в педагогической практике“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
4. Смоделировать профессиональную позицию педагогов с использованием методов активного обучения.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ключевое слово нашей встречи - толерантность. В переводе с латинского толерантность означает терпение.
В последнее время стала очень актуальна проблема формирование толерантности у детей, однако нельзя формировать толерантность, если педагог не обладает данным качеством.
в Законе Российской Федерации «Об образовании» отмечается необходимость содействия взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности.
Для начала нашего разговора о толерантности, я хочу рассказать Вам притчу:
Жил в пустыне маленький кактус – прикольная, любопытная колючка. И мечтал он познакомиться с людьми. Другие кактусы его отговаривали: «У них нет колючек, и они не любят нас! Проходя мимо только и думают, как нас пнуть побольнее».
Но малыш продолжал думать о встрече с людьми. И вот однажды проходил в пустыне караван. Все кактусы будто съежились, стараясь, стать незаметнее. И только наш малыш приветливо расправил свои колючки, приглашая к знакомству. К нему подошел человек, укололся и произнес: «Ты такой же уродец, как и остальные» и отошел. Огорчился наш кактусенок, заплакал, и вдруг его слезы стали превращаться в прекрасный цветок. Обернулся человек, увидел такую красоту и подумал: «Надо же! И в таком уродце может быть красота!»
Давайте же учиться видеть в других и показывать в себе не колючки, а красоту.
Разминка
Под спокойную музыку педагоги образуют два круга (один в одном, и начинают движение по часовой, и против часовой стрелки, по команде ведущего педагоги прекращают движение и обмениваются рукопожатиями, после движение продолжается. Движение повторяют еще раз по команде – дарят улыбку противостоящему человеку, игру повторяют еще раз – только делают поклон.
После разминки педагоги делятся на 2 группы.
Игра «Ассоциации».
Уважаемые коллеги! У каждой подгруппы на столе находится лист бумаги со словом «ТОЛЕРАНТНОСТЬ». Необходимо напротив каждой буквы написать характеристики человека, который ассоциируется с понятием «толерантности» и начинаются с буквы вертикальной строки (например: т-терпеливый и т. д.).
[Вывод. Понятие «толерантность» имеет много аспектов. Каждое из определений обнаруживает какую-то грань толерантности.
Разговор о понятии «толерантность».
Вот вы и дали определения понятию толерантность, но если быть точнее «толерантность» - это способность человека, сообщества, государства уважать мнение других, пусть и радикально отличающееся от своего. Терпимость-это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира»,- говорится в Декларации принципов терпимости, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года. Поэтому 16 ноября отмечался Международный день толерантности.
Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов.
В английском языке толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»;
во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»;
в китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»;
в персидском - «терпение, выносливость, готовность к примирению».
в испанском – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
В русском языке слово «толерантность» также имеет несколько значений. В. Даль в своем словаре «Толковый словарь живого великорусского языка» уделяет этому понятию целую колонку и трактует слово «терпимый» как терпящий из милосердия или снисхождения.
Стать толерантным в один миг невозможно, ведь толерантность – не растворимый кофе, поэтому педагог, признающий необходимость воспитания толерантности в детях, конечно, должен начинать с себя с себя: с самоанализа, преодоления своих культурных предрассудков, стеротипов, применения толерантных форм взаимодействия на практике
Необходимым условием успешности педагогической деятельности является принятие ребенка таким, какой он есть. Толерантный педагог, благодаря особой тактике построения своего поведения по отношению к детям, добивается большей результативности.
Поэтому толерантность является профессионально необходимым личным качеством педагога, Педагог должен обладать способностями толерантного взаимодействия на всех уровнях и во всех проявлениях толерантности.
Педагогика толерантности предусматривает: прежде всего, такие качества: отношение к человеку как самоценности, отношение к себе как к самоценности, т. е. самопринятие, самоуважение, вера в свои возможности, потребность и способность к преобразованию себя, отношение к профессии как способу самореализации.
Любой педагог в разных ситуациях может проявлять и снисхождение, и уступчивость, и отстраненность, но с течением времени в силу развития или неразвития механизмов принятия и терпения та или иная форма поведения может закрепляться. В зависимости от того, какая форма закрепляется, можно выделить типы педагогов с терпимым, толерантным или нетерпимым отношением.
Коротко обозначим каждый тип педагога, используя схему:
педагогическое кредо; лозунг, которым пользуется педагог; позиция, занимаемая по отношению к ребенку; способы общения; преобладающая форма отношений; тактика поведения.
Предлагаемая психологическая характеристика педагогических типов не преследует цели обидеть педагогов или злорадно указать на их недостатки. Психологическая характеристика педагогов, она необходима прежде всего для понимания причин появления этих недостатков в работе и для предостережения педагогов от грубых воспитательных ошибок.
Педагоги с преобладанием пренебрежения как формы выражения нетерпимого отношения к детям («Диктатор»).
Педагогическое кредо: «Я поставлю вас на место!»
Лозунг, которым руководствуется взрослый: «Вы ответите мне за все!»
Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, — «сверху»; контролирующий, принуждающий, преследующий «родитель».
Способы общения: запрет, требование, манипулирование, угроза, наказание, оскорбление.
Преобладающая форма отношений: пренебрежительное отношение к ребенку, презрение, неприязнь, вплоть до ненависти.
Тактика поведения: диктат.
Педагоги с преобладанием отстраненности как формы выражения нетерпимого отношения к детям («Снежная Королева»).
Педагогическое кредо: «Оставьте меня в покое!»
Лозунг, которым пользуется педагог: «Это вы сами в состоянии сделать!»
Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, — безучастный, холодный, отстраненный «взрослый», «на равных», но не вместе.
Способы общения: холодная наблюдательность, раздраженное неприятие, различные виды манипулирования.
Преобладающая форма отношений: отстраненность, безучастность, игнорирование.
Тактика поведения: сосуществование рядом, но не вместе; уход от проблем.
Педагоги с преобладанием импульсивности как формы выражения нетерпимого отношения к детям («Боец»).
Педагогическое кредо: «Я вылеплю из вас людей!»
Лозунг, которым пользуется педагог: «Делай, как я!»
Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, — «снизу», эмоционально неустойчивый «подросток», стремящийся всем показать, что он «взрослый».
Способы общения: наставление, запрет, требование, наказание, манипулирование.
Преобладающая форма отношений: неприятие с эмоциоальным реагированием, стремление изменить поведение ребенка, скорректировать его личность.
Тактика поведения: диктат.
Педагоги с преобладанием высокомерия как формы выражения толерантного отношения к детям («Сноб»).
Педагогическое кредо: «Ох уж эти детки!»
Лозунг, которым пользуется педагог: «И когда только вы
вырастете!»
Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, — «сверху», позиция надменного, кичливого «родителя».
Способы общения: нотация, морализирование, наставление, разъяснение, назидание.
Преобладающая форма отношений: высокомерие надменность, кичливость. Тактика поведения: контроль, опека.
Педагоги с преобладанием терпеливости как формы выражения толерантного отношения к детям («Стоик»).
Педагогическое кредо: «Все можно пережить! Терпи, сколько выдержишь!»
Лозунг, которым пользуется педагог: «Все получится, нужно только немного подождать!»
Позиция, занимаемая по отношению к ребенку — «рядом, но не вместе».
Способы общения: диалог, поддержка, манипулирование
Преобладающая форма отношений: терпеливость, выдержка, самообладание, самоконтроль.
Тактика поведения: сосуществование рядом
Педагоги с преобладанием беспомощности как формы выражения толерантного отношения к детям «Золушка».
Педагогическое кредо: «Я готов вытерпеть, лишь бы вам было хорошо». Лозунг, которым пользуется педагог: «Ну что я могу для тебя сделать?»
Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, — «снизу», приспособление.
Способы общения: приноравливание к детям.
Преобладающая форма отношений: беспомощность.
Тактика поведения: невмешательство.
Педагоги с преобладанием снисхождения как формы выражения терпимого отношения к детям («Черепаха Тортилла»).
Педагогическое кредо: «Это дети, и этим все сказано!»
Лозунг, которым пользуется педагог: «У вас все получится со временем!»
Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, — «сверху», позиция покровительствующего «родителя».
Способы общения: наставление, нотация, разъяснение, морализирование, убеждение.
Преобладающая форма отношений: снисходительность, покровительственное отношение.
Тактика поведения: опека, забота, умеренный контроль.
Педагоги с преобладанием уступчивости как формы выражения терпимого отношения к детям («Альтруист»).
Педагогическое кредо: «Я так вас люблю, что готов все принять, лишь бы вам было хорошо!».
Лозунг, которым пользуется педагог: «Все дано от природы, я мало что могу сделать!»
Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, — «снизу», приспособление.
Способы общения: уступчивость, сговорчивость, покладистость.
Преобладающая форма отношений: уступчивость.
Тактика поведения: попустительство.
Педагоги с преобладанием сотрудничества как формы выражения терпимого отношения к детям («Миролюбец»).
Педагогическое кредо: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Лозунг, которым пользуется педагог: «У тебя все получится, в случае необходимости можешь рассчитывать на мою помощь!»
Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, — «рядом», позиция друга, помощника, наставника, когда это необходимо.
Способы общения: понимание, помощь, диалог, поддержка.
Преобладающая форма отношений: сотрудничество.
Тактика поведения: сотрудничество, ненавязчивое, естественное создание ситуаций, требующих от детей проявления активности.
Таким образом, мы рассмотрели различные подходы к проблеме отношений, и педагогических отношений в частности, проанализировали особенности проявления терпимого отношения педагогов к детям, гипотетически определили индивидуально-типические особенности его проявления в зависимости от преобладающей формы выражения терпимого, толерантного и нетерпимого отношения к детям, а также на ос-нове функционирования механизмов принятия и терпения.
ПАМЯТКА
алгоритм терпимого отношения к ребенку (детям)
1. Сдержите негативные эмоции по отношению к ребенку (детям).
2. Постарайтесь увидеть что-то позитивное в ребенке (детях) — внешний вид, поведение, черты характера или качества личности.
3. Попробуйте понять мотивацию поступков ребенка (детей). Осознание мотивов поведения частично нейтрализует раздражение.
4. На этой основе примите ребенка (детей) таким, каков он есть, со всем положительным и тем, что вы считаете недостатком. Простите его (их) за это.
5. Попытайтесь изменить свое отношение и поведение к ребенку (детям).
6. Попробуйте воздействовать на мотивацию ребенка (детей) с целью ее изменения.
7. Если ни то, ни другое не удается, признайте право на несовершенство ребенка (детей) и откажитесь от внутреннего, а значит, и внешнего сопротивления воздействовать и исправлять ребенка (детей). Ведь Вы и сами в чем-то не безгрешны!
8. При сохранении внутреннего дискомфорта от общения с ребенком (детьми) найдите приемлемый путь его погашения (с остервенением вымойте доску).
9. Проведите анализ своего эмоционального состояния.
Попробуйте проанализировать, почему именно эти качества не принимаются вами в ребенке. Возможно, это связано с собственным эгоцентризмом. Например, с послушным ребенком Вам легче работать, он доставляет меньше неудобств и неприятных переживаний. Может быть, поэтому важнее для Вас собственное эмоциональное благополучие, нежели переживания по поводу того, что Вам не нравится в ребенке (детях).
Игра «Походи в моих ботинках».
Участникам раздаются листы бумаги с изображением различной обуви – на обороте предлагается выполнить следующее: «Возьмите лист бумаги и коротко опишите свой обычный день. Напишите, что происходит, когда вы идете на работу, как вы проводите время после, когда вы дома. Еще опишите что-нибудь, что делает вашу жизнь особенно прекрасной, и то, что осложняет ее».
(Участники оставляют «свои ботинки» на местах и по хлопку начинают движение по кругу, по сигналу останавливаются и «примеряют чужие ботинки» - читают).
- Остановитесь сейчас, пожалуйста, у пары чужих ботинок. Выньте листок и прочтите, что другой написал о своей жизни. Теперь снова наденьте свои собственные ботинки и садитесь в круг.
Каждый из нас идет по жизни каким-то своим особенным путем, и часто мы только тогда можем понять, как живет другой, когда "попадаем в его ботинки", то есть, когда представляем себя на его месте».
Анализ упражнения:
— Легко ли тебе было представить, как ты ведешь жизнь другого?
— Узнал ли ты что-то новое для себя?
— Думаешь ли ты, что каким-то людям живется лучше, чем тебе?
— Думаешь ли ты, что тебе живется лучше, чем другим?
Эта игра поможет научится ставить себя на место другого, быть терпимым к нему, открывать в жизненном опыте другого новые для себя перспективы.
Упражнение – метафора «Влияние слова на человека».
Возьмем стакан воды. Представим, что это человеческая душа – чистая, простая, наивная, способная впитывать в себя все и хорошее, и плохое.
Соль – грубые, соленые слова;
Перец – жгучие, обидные слова;
Ком земли – невнимательность, безразличие, игнорирование.
Когда мы это все смешаем – получим состояние человека. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется? А стоит только легонько взболтать – и все поднимется на поверхность. А это стрессы, неврозы, болезни.
Обсуждение
– Какие чувства у вас возникли во время этого упражнения-демонстрации?
Вывод. Когда мы с кем-то ссоримся и говорим что-то неприятное, мы оставляем в душе человека негативные следы. И не имеет значения, сколько раз мы потом попросим прощения. Словесные раны причинят такую же боль, как и физические. Поэтому свою терпимость, понимание мы можем проявлять по-разному: спокойно, выдержанно, доброжелательно, то есть толерантно.
Упражнение “Волшебное озеро”.
А сейчас Вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, Вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете, улыбнитесь ему. (Передают шкатулку.)
Ответил Вам этот человек на вашу улыбку?
- Вы согласны, что этот человек самый уникальный? Почему?
- Как вы понимаете значение слова “уникальный”?
Мы выяснили, что каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, поэтому нужно с уважением и любовью относится к окружающим, принимать других такими, какие они есть, не смотря на национальность.
Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем уважительны и внимательны друг к другу – это и будет проявлением толерантности.
Культурное воспитание не только прививает нравственные устои, но и не оставляет места в душах людей для национальной и религиозной розни.
В конце хочу рассказать содержание плаката созданного в 60-е годы 20 века в Германии.
• Твой Иисус – еврей.
• Твой автомобиль – японский.
• Твои Кофе – бразильский.
• Твои цифры – арабские.
• Твоя демократия – греческая.
• Твой сосед после этого всего – лишь иностранец?
Ну вот, наша встреча подошла к концу, будьте терпимее друг к другу, и себе, всего вам доброго!