Галина Коваленко
Консультация для педагогов «Применение развивающего сортера в работе с малышами»
▼ Скачать + Заказать документы
Важную роль в воспитании ребенка с раннего возраста является сенсорное развитие. Роль сенсорного развития в жизни маленького человечка трудно переоценить. Ведь именно ощущения помогают формировать целостные образы предметов, которые окружают ребенка.
Для каждого возраста существуют свои средства накапливания сенсорного развития. К ним относятся дидактические игры, изобразительная, конструктивно – модельная, познавательно – исследовательская, музыкальная, деятельности.
Публикация «Консультация для педагогов „Применение развивающего сортера в работе с малышами“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Работая с воспитанниками младшего дошкольного возраста, я считаю необходимым создавать условия для ознакомления с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов. Очень важно закреплять умение выделять цвет, форму, величину, как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам.
Я предлагаю один из множества вариантов пособий "Сортер"
Главная цель сортера – научить ребенка логически мыслить. Путем сортирования деталей малыши не только мыслят, но и подключают аналитические умения, память, цветосочетание. Каждый сортер имеет свои особенности, поэтому подобрать его можно для любого возраста и степени развития.
Сортер имеет следующий вид – сортировочная основа для распределения фигур по какому-либо признаку – цвет, размер, форма.
Панель-основа может представлять собой рамки, столбики (по типу пирамидки, объемные фигурки (домики, шары, кубы).
Принципиальное отличие от простой сортировки в том, что здесь существуют точные контуры и цветовая гамма, что не позволяет произвольного сортирования, и требует от ребенка точности и результата.
Сортер – направлен на разностороннее развитие ребенка :
• знакомит с понятиями: «одинаковый – разный», «такой же», «похожий», «подходят – не подходят»;
• активизирует способности к сравнению, анализу, классификации, сортировке, помогает устанавливать причинно-следственные связи;
• развивает память – ребенок запоминает, что чему соответствует, также на память влияет одновременное воздействие на зрение и осязание, тактильные ощущения;
• учит различать фигуры по признакам (форма, цвет, количество, текстура);
• учит ориентироваться в пространстве;
• развивает мелкую моторику, координацию движений, ловкость, которые влияют на мыслительные способности, логическое мышление и речевой аппарат, то есть благодаря этому ребенок может раньше начать говорить;
• если сортеров несколько, то лучше приобретать их из различных материалов, ребенок научится различать дерево, пластик, ткань и запомнит ощущения от каждого из них;
• сортеры со звуковыми эффектами тренируют слух, помогают запомнить и создавать звуковые ассоциации;
• формирует техническое мышление, конструкторские навыки;
• развивает усидчивость и внимательность, старательность, заставляет сосредоточиться;
• способствует раннему развитию деток, не зря эта игрушка – основа педагогики раннего развития
. Взаимодействуя с сортером, ребенок обучается следующим важным навыкам:
• хватание;
• удерживание предметов в руке;
• перенос вещи с одного места на другое;
• вкладывание фигурки в отверстие;
• сопоставление форм, классификация предметов, их сравнение и анализ.
Сортеры классифицируются по следующим признакам.
По сложности
Различная сложность сортера предполагает различные варианты решения. «Полусортеры» – элементарные детские пирамидки, матрешки, стаканчики – игры, в которых решений может быть множество. Здесь взрослый должен направить на правильный выбор, сделать подсказку, продемонстрировать верный вариант. Плюс этих игрушек – множество вариантов игры. Непосредственно сортеры – основа и фигуры для вставки или вкладывания. Имеют один вариант решения, если только нет форм и отверстий похожих – восьми- и шестигранники, круги и овалы.
По типу
Основных типов два – игра-вставка, и игра-надевание. Игра-вставка представляет собой объемную форму с отверстиями, в которые вставляются фигурки. Основа может иметь разнообразную форму – куб, шар или игрушки – домик, машинка и подобные. Игра-надевание – штырьки с фигурками, которые нужно надевать на основу. Могут различаться по форме столбики и отверстия в фигурах, цвета, форма фигурок. Фигуры надеваются или проворачиваются для фиксации. Сюда можно отнести и геометрики-сортеры в виде рамочек и вставляемых туда фигур.
По возрасту
Сортеры различаются по сложности и материалу. Для самых маленьких и до года подойдут тканевые. Для деток 1 года и старше можно выбирать вертикальные сортеры, объемные игрушки. Чем старше малыш, тем больше фигур и тем сложней силуэты можно выбирать с дополнительным функционалом.
По форме
Производители тщательно продумывают сортеры. Их форма позволяет найти хозяина и среди самых капризных и придирчивых. Самый простой формат – кубик, пирамидка, деревянный сортер. Но малышей важно увлечь, поэтому основой может быть домик, машинка. Самые интересные формы – каталка, которую можно перевозить по дому (что является дополнительной функцией, сортер-чемоданчик, домик с ключиками.
По фигурам
Логический, геометрический сортеры, фигуры животных, для желающих учиться – цифры и буквы – выбор зависит от цели приобретения. Чем старше малыш, тем сложней фигуры с дополнительным усложнением – прокручивание, нажим, вкладывание одной в другую, поэтапное выполнение задания.
По габаритам
Игрушка может быть объемной – когда вкладыши попадают вовнутрь, плоской – когда есть основа, на которую нужно расставлять или вставлять фигурки, выглядит как рамка с контурами. Такой сортер может вставляться в рамки, и также фигура может иметь отверстие посередине для вставки еще одного элемента. Маленькие и большие по размерам – чем больше сортер, тем больше подходит для малышей, игра поменьше подойдет старшим деткам.
По назначению
Музыкальный, развивающий, образовательный, игровой, тактильный – все это является дополнительной функцией сортера. Главное, при выборе не переборщить с эффектами, иначе ребенок будет быстро утомляться, да и основную функцию обучения игрушка потеряет.
Общие рекомендации для выбора сортера :
Отверстия не должны быть слишком большими, чтобы ребенок не смог просунуть туда ручку, но и слишком маленькие тоже опасны, ведь малыш изучает все пальчиками. Размер фигур также немаловажен – малыши все тянут в рот, поэтому
• Крупные детали – не меньше 5 см – во избежание проглатывания.
• Отсутствие острых углов, зазубрин и краев, чтобы ребенок не поранился в процессе игры.
• Размер отверстий должен быть таким, чтобы в них не застряла детская рука.
• Отсутствие замков и креплений, которыми можно прищемить пальцы.
• Надежное прикрепление всех декоративных элементов, чтобы малыш не мог съесть или вдохнуть мелкие детали.
Отсутствие резких запахов
Возможность регулировать звуковые эффекты.
Сортер – универсальная игрушка для раннего развития детей. Она активизирует мышление, внимание, память. Способствует развитию мелкой моторики, повышению работоспособности ребенка. Играя в сортер ребенок получает массу знаний о форме, цвете, логическом расположении, учится сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Повышает мотивацию к самостоятельной и экспериментальной деятельности ребенка.