Вера Архипова
Консультация для педагогов «Полезные и вредные привычки дошкольников»
«Полезные и вредные привычки дошкольников»
-Неземная красота,
Выньте палец изо рта!
Девочки и мальчики,
Не сосите пальчики.
Дорогие детки,
Пальцы — не конфетки.
Э. Успенский
Публикация «Консультация для педагогов „Полезные и вредные привычки дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Привычки. Полезные и вредные
- Темочки
“Привычка – это вторая натура…”. Как часто мы слышим эти слова. У каждого человека - свои привычки, как вредные, так и полезные.
Привычки - это автоматизированные действия, которые проявляются независимо от желаний.
Привычка (англ. habit) - хорошо усвоенное действие, в выполнении которого человек испытывает постоянную потребность. Это действие осуществляется всегда в определенных условиях (зарядка по утрам, выпить чай в 17:00 и т. д.)
Привычка возникает после многократного повторения одного и того же действия - когда оно перестает требовать волевых и познавательных усилий.
При этом важен становится не столько результат, сколько сам процесс, вызывающий какие-либо положительные переживания.
ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
Привычки людей делят на определенные виды. Они могут быть профессиональными и бытовыми, социальными и индивидуальными, возникающими постепенно или мгновенно.
Примером профессиональной привычки может послужить действие слесаря, ежедневно протирающего свой станок после работы.
В бытовой сфере это мытье рук перед едой.
Социальные привычки – это определенный социальный уклад, который принят именно в данном обществе. При этом они являются культурной нормой. Индивидуальные привычки, то есть принадлежащие лично кому-то, служат определенным резервом для социальных. Например, деловая хватка и инициативность в прежние времена были наказуемы. В настоящее время это стало весьма почитаемо, войдя в категорию социального Я. Примеров тому множество. Так, инициативного человека считают личностью более богатой в социальном плане. Индивидуальные привычки условно подразделяют на вредные и полезные.
В психологической сфере тоже есть свое разграничение этого понятия. Здесь привычки делят на эмоциональные и физические, а также поведенческие.
Что такое привычка физическая? Это, например, стремление грызть ногти или хрустеть пальцами. Примером эмоциональных автоматических действий могут быть звонки молодому человеку, хотя сознание подсказывает, что делать этого не следует. Ходить на учебу или работу одним и тем же маршрутом считается поведенческой привычкой.
Полезные привычки (например, вежливость, бережливость, организованность и др.) помогают почувствовать себя собранными, организованными, готовыми к преодолению трудностей. Они приходят на помощь даже при стрессе или в условиях дефицита времени.
К сожалению, у людей возникают не только полезные, но и вредные привычки. Причем появляются они неслучайно. В основе их лежит механизм подкрепления. Если привычка получила неоднократное положительное подкрепление, то она закрепится и устранить ее будет очень трудно. Вредные привычки властвуют не только над взрослыми, но и над детьми. Проблему вредных привычек у молодого поколения в современном обществе решают и педагоги, и психологи, и врачи, с их вредными последствиями стараются бороться и родители.
Вредным привычкам подвержены все. Вредные привычки, как и люди взрослеют, и поначалу кажутся нам безобидными.
Вредные привычки — это негативное влечение, ставшее необходимостью, и отражается в действиях, в поведении; привычка часто переходит в черту характера.
- Поговорим о вредных привычках дошкольников.
«Мозговой штурм»
В кругу дошкольников систематически попадаются дети, у которых имеются признаки нетипичного поведения. Такое поведение в современном обществе является неприемлемым. Действия ребенка характеризуются как привычка.
Итак, какие «детские» вредные привычки вы можете назвать?
• нарочито сутулиться,
• шаркать ногами при ходьбе,
• чрезмерно жестикулировать,
• хватать собеседника за рукав или за пуговицу,
• поминутно отплевываться,
• ковырять в носу,
• употреблять слова-паразиты ("ну", "вот", "значит", "короче") и т. п.
• Привычка теребить волосы или мочку уха, сосание пальца, губы, края одежды или постельного белья,
• верчение,
• выдергивание волос,
• грызение ногтей,
• раскачивание головой или биение ею о подушку перед сном и т. п
• ерзать на стуле,
• ананизм,
• неаккуратность,
• лживость,
• замкнутость и т- д.).
Привычки, которые относятся к физиологическим потребностям или связанные с гигиеной ребенка, а также аккуратностью могут причинить вред здоровью и общему развитию малыша. Многие из этих привычек обусловлены малым возрастом ребенка и недостаточным развитием. С возрастом наибольшая их часть останется в прошлом или на место плохих привычек придут умения, навыки и осознанное правильное поведение предусмотренное в социальном обществе. Так, малыш, который дома постоянно ходит с соской, в памперсах или сосет палец, при достижении определенного возраста полностью откажется от соски, будет пользоваться туалетом. Но у некоторых детей эти привычки задерживаются и в определенном возрасте классифицируются как вредные.
Как появляются вредные привычки?
• Вредные привычки у детей могут возникать от бессознательного желания малыша кому-либо подражать. Именно поэтому близкие для ребенка люди должны внимательно следить за своими действиями. Это не даст повода любимому чаду копировать кусание ногтей или ковыряние в носу взрослого человека.
• Часто эти привычки появляются у детей с грубым и строгим воспитанием. Рано переставали кормить грудью и не давали соски. Мало носили на руках, не укачивали перед сном и уделяли мало внимания и любви.
• Детские психологи разъясняют еще одну причину появления у детей вредных привычек. Она кроется в недостатке внимания к ребенку, который он ощущает в своей семье. Например, малыша надолго оставляют одного, рано отлучают от груди, редко берут на руки. Ребенку при этом скучно, неуютно и даже страшно. Кроха должен как-то успокоиться. В качестве компенсации и успокоения он теребит ухо, сосет палец или ковыряет пупок. Такими ритуальными действиями ребенок привыкает успокаивать сам себя. Постепенно все переходит в разряд вредных привычек. И если сразу эти действия являются утешительными в мамино отсутствие, то впоследствии они ему становятся интересными даже в том случае, если родители рядом.
Как избавиться от вредных привычек?
Вредную привычку нужно убирать, спокойно не торопясь и не думать, что, просто сказав ребенку что так делать нельзя все сразу пройдет.
Нужно затратить столько же времени на борьбу с ней, сколько она закреплялась. Вредная привычка появилась из-за отсутствия внимания к ребенку, а теперь чтобы ее победить нужно как можно больше внимание уделять своему ребенку. С ним постоянно нужно чем-то заниматься, играть, читать книги.
Познакомить его с другими детьми, чтобы они постоянно вместе играли.
Сделать так чтобы у него просто не было свободного времени на вредную привычку.
При этом важно, чтобы атмосфера в доме была мирной и доброжелательной.
Не забывайте хвалить своего ребенка даже за небольшие достижения в преодолении вредной привычки и за хорошее поведение. Например, Вы можете сказать: «Какой ты у меня молодец, что ни разу за сегодняшний день не кусал свои губки».
СПОСОБЫ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ПРИВЫЧЕК
1. Замещение. Если ребёнок на пальцы накручивает волосы, грызет ногти, можно занаться рисованием и так далее.
2 Мотивация Если девочка грызёт ногти, можно показать красивый маникюр мамы и предложить сделать ей такой же.
3. План. Вместе с родителями написать план избавления от вредной привычки, установить в нем сроки реализации каждого пункта и по мере его выполнения отмечайте их галочкой.
4. На спор. Заключить с кем-то из родителей пари о том, что ребёнок сможет избавиться от привычки. Например, ребёнок не убирает свои вещи сразу на место.
5. Уменьшение дозы. Если ребёнок проводит много времени у телевизора, можно каждый день уменьшать дозу просмотра.
6. Хобби. Очень часто вредные привычки возникают, как результат отсутствия интереса в жизни. Необходимо помочь найти ребёнку интересное увлечение, хобби.
7. Надёжный человек. Вредные привычки, настолько прочно въедаются в нашу жизнь, что зачастую повторяются уже просто "на автомате". Поэтому нужно договориться с человеком, которому можете довериться, чтобы он следил за вами и предупреждал о ваших автоматически действиях.
8. Последствия. Если вы будете знать, чем чревата эта ваша привычка, у вас будет больше стимулов расстаться с ней. Если ребёнок нарочно сутулится, то можно показать фотографию сутулого, горбатого человека.
9 Альтернатива. Любой вредной привычке можно подобрать менее опасную альтернативу. Например, выдёргивание волос.
10. Сказочные истории Сказка позволяет ребёнку сосредоточиться на решении проблемы, показывает возможность, но не даёт жёстких рекомендаций.
Сказочные истории и как их использовать
Сказочные истории, с точки зрения психологии, - это терапевтические метафоры. Метафора – это перенесение свойств одного объекта на другой. Задача метафоры – вскрыть смысл описываемого предмета.
Рассказывание историй – древнейший способ человеческого общения, один из наиболее подходящий детям.
Общаясь с детьми, надо стараться говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются, - на языке детской фантазии и воображения.
Слушая их, дети невольно находят отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами, проблемами, а также и вредными привычками.
Алгоритм использования сказочных историй:
1. Чтение.
2. Обсуждение.
3. Рисование по сказке (закрепляющий фактор).
4. Обсуждение рисунка.
• По утверждению психологов, появление привычки происходит на двадцать первый день. Одним из условий ее формирования служит ежедневное повторение определенных действий. Если же вы решили выработать у себя полезную привычку, а после трех недель она так и не возникла, то отчаиваться не следует. Успех обязательно придет при повторении попыток. Условия формирования Для того чтобы у человека выработалась привычка, первым делом потребуется привлечь внимание, "зацепить", а после и заинтересовать его. При этом создается уверенность и ощущение, что он это может. Стоит помнить о том, что малоперспективным занятием считается отучение человека от пагубных привычек. Задача в этом случае должна быть сформулирована иначе. Это должна быть не борьба с плохими навыками, а выработка новых, полезных. Человек обязательно должен понимать смысл полезной привычки. При этом новые автоматические действия должны хорошо вписываться его в образ жизни, а также поддерживаться близкими людьми. В том случае, если человек внимателен к себе, он не позволит, чтобы у него появлялись пагубные привычки.
Важно!
Так как формирование вредных привычек проистекает в младшем возрасте, то нужно заниматься воспитанием ребенка с самого раннего возраста. Так как при правильном воспитании ребенку прививаются полезные привычки и для вредных не будет места. Нужно учить малыша аккуратности, организованности и не бросать начатое на полпути, а все доводить до конца.
Такие привычки, с которыми, чтобы справится, нужно сходить к врачу. А именно держание пальца во рту, сосание языка и губы, а также различных предметов одежды, таких как воротник или рукав. Накручивание волос, непроизвольное движение головой или другими частями тела, онанизм. Причины возникновения вышеописанных привычек намного сложнее.
Вредная привычка, часто принимает тяжелые формы выражения, объединяя в один ритуал сразу несколько вредных привычек. Ребенок держит палец правой руки во рту, а левой крутит волосы и прикрывает ей глаза. Когда левую руку убирают и закрепляют на туловище, он сам убирает палец правой руки. Нарушается система, уже одно только действие (сосание пальца) не приносит удовлетворение. Такие виды осложнения могут привезти к неврозу навязчивых состояний или неврастении.
Что такое привычка в жизни человека?
Это одна из важнейших характеристик его личности. И этому есть свое объяснение. Из привычки складывается характер, который, в свою очередь, влияет на судьбу. Автоматические действия, которые выполняются человеком на уровне подсознания, могут быть как его друзьями, так и врагами. Именно поэтому за своими привычками каждый должен очень внимательно следить. Плохие, к сожалению, липнут сами. Хорошие же появляются только при определенных условиях.
• «Значение привычек, приобретенных в раннем возрасте, громадно; отделаться от них впоследствии очень трудно, а иногда и не под силу взрослому».
Пётр Францевич Лесгафт