Снежана Сергеевна Макарова
Консультация для педагогов «Подготовка воспитателя к проведению трудового процесса»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила
Воспитатель МДОУ д/с № 23
Макарова С. С.
Современные требования оптимизации учебно-воспитательного процесса нацеливают на совершенствование руководства всеми видами деятельности, в том числе и трудовой. Поэтому педагог при подготовке к проведению каждого трудового процесса определяет время и содержание работы, подбирает ее участников, наилучший вариант организации, находит рациональное сочетание методов руководства трудовым процессом.
Публикация «Консультация для педагогов „Подготовка воспитателя к проведению трудового процесса“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Создавая трудовую атмосферу в группе, педагог должен стремиться к тому, чтобы в течение дня дети выполняли разнообразные несложные поручения. Не все поручения можно предусмотреть заранее, они вытекают из необходимости каждого дня, но, если педагог фиксирует внимание на трудовом воспитании, он старается ежедневно приобщать детей к труду. В режиме дня время для трудовой деятельности детей планируется заранее: утром (до завтрака, на прогулке, вечером (после сна).
Программой предусмотрено разнообразие трудовых процессов. Для усложнения задач педагог может несколько раз повторит один и тот же трудовой процесс, с группой детей. Если участие каждого ребенка во всех трудовых процессах будет систематичным, то к концу пребывания в детском саду дошкольники смогут организовать и выполнять самостоятельно многие трудовые процессы.
Следует иметь ввиду, что задачи определенные «Программой воспитания и обучения в детском саду» для каждого возраста – это конечные задачи, то, что должны уметь дети к концу пребывания в той или иной группе. Поэтому определяя задачи каждого трудового процесса, следует избегать общих формулировок («формировать дружеские отношения» или «воспитывать самостоятельность». Необходимо указывать конкретные проявления детей например, формировать умение внимательно относиться к работе товарища, замечать его затруднения, оказать ему помощь). В дальнейшем именно с этих позиций следует оценивать поведение детей и находить приемы воздействия, стимулирующие положительные проявления.
Планируя работу на тот или иной отрезок времени, педагог должен определить ее содержание и объем. Недостаточно, например, записать в плане «уборка участка», следует указать, что необходимо сделать: расчистить дорожку от веранды до постройки, окапать деревья снегом, подмести веранду и т. п. Это позволит воспитателю точнее определить количество детей для выполнения работы с учетом допустимой физической нагрузки.
Давая детям поручения необходимо помнить, что поручить можно только то, что ребенок умеет выполнять сам. Если этого не учесть, то ребенок или не выполнит поручение, или воспитателю придется ему показывать, подсказывать, помогать, т. е. быть все время в процессе, что нехарактерно поручению.
В руководстве поручениями необходимо обращать внимание на формирование самостоятельности, чтобы даже самая простая работа была для ребенка серьезным, а не «игрушечным» делом. Пусть оно очень маленькое (например, ребенок вытирает стул или относит карандаш для младшего воспитателя, но, если педагог знает, что им освоены способы и последовательность действий, следует обратить внимание на тщательность выполнения и на стремление к качественному результату, поощрить активность, поиск более рациональных способов работы, и прежде всего на самостоятельность. Руководя поручениями, надо уметь внести интересные, понятные, убедительные мотивы для ребенка.
Организуя дежурства, воспитатель должен стремиться к тому, чтобы каждый дежурный понимал значение этой обязанности для всего коллектива, осознавал ответственность за результат общей работы. Следует так же обратить внимание на подбор дежурных, организацию отчетности за выполненное дежурство перед детьми и передачу его следующей группе дежурных. Нарушение этих требований к руководству дежурствами приводит к тому, что оно превращается в каждодневное поручение воспитателя и не позволяет решать более сложные задачи воспитания.
Организуя самостоятельную трудовую деятельность, воспитатель должен создать определенные условия:
1. Дети должны знать:
• Основные компоненты труда;
• Структуру трудового процесса (цель, выбор материала, инструментов, трудовые действия, запланированный результат);
• Правила организации трудового процесса (отбор нужного материала, его удобное расположение, уборка рабочего места по окончанию труда);
• Что результат должен соответствовать поставленной цели.
2. Обязательно мотивировать, планировать работу, контролировать, оценивать работу детей.
3. Необходимо целенаправленно включать каждого ребенка сначала в простые, а затем в более сложные формы организации труда.
А так же необходимо создавать специальные педагогические условия. Например, воспитатель ставит задачу : закрепить знания о свойствах бумаги. Для ремонта книг и коробок из под игр он предлагает детям несколько видов бумаги: полукартон, писчую, папирусную и др. создается ситуация поиска («Какая бумага подойдет лучше всего по своим свойствам для предстоящей работы») и, воспитательная задача решается наиболее эффективно.
Таким образом педагог, заранее продумывая и подготавливая педагогические ситуации, ставит детей в условия, способствующие развитию творчества детей, их самостоятельности.
Выбирая формы организации объединения детей, воспитателю необходимо знать уровень развития трудовых навыков. Форма объединения детей может зависеть от воспитательных задач. Подбирая группу детей для работы воспитатель должен учитывать их отношение друг к другу, к труду, уровень навыков, т самостоятельности в организации и осуществлении трудового процесса. Так например, для воспитания взаимопомощи группирует детей, имеющих разные трудовые навыки. Когда же педагог ставит задачу формировать у дошкольников определенный и единый для всех способ действия, нужно объединять в группе, близкие по уровню развития навыков.
Так, если воспитатель преследует цель - закреплять навыки работы по подклейке книг, он организовывает труд так, чтобы каждый участник выполнил задание от начала до конца; если же основная цель – формирование отношений между детьми, отдает предпочтение пооперационной работе где возникает больше педагогических возможностей решения поставленной задачи.
Таким образом, организуя труд детей, воспитатель должен заранее продумывать содержание труда, форму объединения детей, должен учитывать возраст и индивидуальные особенности детей.