Ирина Суставова
Технология трудового процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов“
А. С. Макаренко
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Публикация «Технология трудового процесса» размещена в разделах
Трудовое воспитание дошкольников – целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.
Трудовое воспитание дошкольников – целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.
Цель всей системы трудового воспитания – нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.
В детском саду используется 4 вида труда : самообслуживание, ручной труд, труд в природе и хозяйственно-бытовой труд.
Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. Содержание хозяйственно-бытового труда постепенно усложняется в зависимости от возраста детей.
Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. Содержание хозяйственно-бытового труда постепенно усложняется в зависимости от возраста детей.
Ручной труд -- изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика, бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. -- осуществляется в старших группах детского сада.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.
Требования к организации детского труда
Систематичность детского труда Педагогический процесс необходимо строить так, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка.
Подбор оборудования для труда-Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место.
Создание в группе трудовой атмосферы - Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя – постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые дела его воспитанники, какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Принимаясь за любое дело, воспитатель непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.
Существует 3 пути трудового процесса :
Первый - приближение детей к труду взрослых. Широко практикуется в детском саду. Это специально организованный показ (на занятиях) детям труд взрослых, наблюдения (посещения кухни, кабинета врача, прачечной и т. д.) показывают уборку участка, ремонт игрушек, мебели, пошив одежды. Наблюдения за трудом взрослых в детском саду имеют большое образовательное значение: они уточняют представления детей. Пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют положительному отношению, уважению к их труду.
Второй - приближение труда взрослых к детям. Труд, который систематически и естественно протекает на виду у детей, обычно и привлекает их внимание, возбуждает желание самими действовать, подражая взрослым. Взрослый активизирует влияние на детей своим примером. Когда мы говорим о труде взрослых в присутствии детей, то они имели ввиду, работу где для детей достаточно виден результат труда сделанная вещь, чистота после уборки, стирки) или конкретные трудовые задания (вскапывание земли, кормление животных).
Третий - совместная работа – это такая деятельность взрослых и детей, когда воспитатель (другие взрослые) выступают в качестве непосредственного участника трудового процесса.
Труд позволяет педагогу сформировать у детей необходимый комплекс качеств, формирующих умение учиться (понимание смысла учебных задач, их отличия от практических задач; осознание способа выполнения действий; навыки самоконтроля, самооценки и др.)
В процессе труда развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, воля; формируются основные качества личности (самостоятельность, активность, целеустремленность). По мнению многих исследователей, для развития этих личностных качеств необходимо формирование трудолюбия
Дидактическое пособие
«Мы дежурим» - Дает алгоритм последовательности действий дежурных по подготовке к приему пищи и по уборке со стола;- Позволяет оценить работу дежурных;- Способствует развитию умения ориентироваться во времени (дни недели);- Содержит терминологический словарь
Наглядно-практическое пособие «Мы – помощники взрослых»
Определяет за каждым ребенком ответственность за наведение порядка в определенном уголке группы.
Работа с использованием данного пособия способствует:
-освоению социального опыта трудовой деятельности; -развитию произвольного поведения,целенаправленности действий и основ планирования;
-формированию общественных мотивов деятельности; -повышение роли детского сознания,самоконтроля
-самооценки в осуществлении деятельности;
-развитию таких личностных качеств как самостоятельность, инициативность,ответственность
Вращающиеся кубики «Учимся готовить
Пособие способствует упражнению детей в установлении функциональных связей между компонентами трудовой деятельности.
Каждый кубик обозначает компонент трудового процесса от целеполагания до получения результата труда.
Наглядные модели последовательности действий
Представляют собой специальные наглядные пособия,способствующие процессу формирования самостоятельности и становлению субъектной позиции старших дошкольников в самообслуживании.
•Модель последовательности действий при умывании,
•Модель последовательности действий при одевании,
•Модели по формированию навыков культуры еды
Данные пособия позволяют детям представить себе идеальный образец действия, то есть его наглядную модель
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию.. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.