Беркутова Марина Александровна
Консультация для педагогов «Подготовка детского коллектива к инклюзивному образованию»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
«Подготовка детского коллектива к инклюзивному образованию: характеристика методических разработок и фильмов «Уроки доброты».
Темочки:
- Инклюзивное образование
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Инклюзивное образование - это процесс вовлечения всех детей в образовательный процесс и социальную адаптацию независимо от пола, этнической, религиозной принадлежности, особенностей в развитии и экономического статуса.
Речь идет о поиске путей развития новой программы образования таким образом, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью смогли реализовать свое право обучаться наравне со своими сверстниками, в условиях, которые учитывают их особые образовательные потребности. Ключевым принципом инклюзивного обучения является совместное обучение и воспитание всех детей в детском саду, школе, внешкольном учебном заведении.
Одна из основных трудностей на пути принятия решения о внедрении инклюзивной практики в дошкольное учреждение - включение детей с ОВЗ и инвалидностью в социальные отношения. Это проблема общения между детьми, «выстраивание» отношений внутри группы, организация совместной жизнедеятельности детей в инклюзивной группе. Это острейшая проблема, стоящая перед педагогическим сообществом.
Для ее успешного разрешения необходимо создать дружественное окружение в детском саду. Именно в стенах образовательного учреждения ребенок приобретает первый опыт общения, и он должен стать позитивным.
Oрганизация жизнедеятельности детей в инклюзивной группе дошкольного учреждения опирается на решение следующих задач:
1. создание общности детей и взрослых (вместе мы группа, основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;
2. формирование умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми);
3. формирование умения поддерживать друг друга;
4. развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя;
5. активизация способности выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;
6. развитие умений и навыков игровой, познавательной, исследовательской деятельности;
7. формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.
Основная цель уроков доброты – изменить отношение детей и педагогов к людям с инвалидностью, показать, что инвалидность не является основанием для отторжения человека, что он такой же, как и все остальные, и имеет равные со всеми права и возможности.
В детском саду, а затем и в школе ребенку важно научиться общаться со своими ровесниками на равных, достичь достаточного уровня самостоятельности для продолжения образования и обретения призвания в жизни.
«Барьеры»:
• Большинство детей никогда не общались с человеком с инвалидностью,
поэтому первая встреча может вызывать непонимание, страх и даже отторжение;
• Некоторые родители негативно относятся к присутствию присутствию в группе «особого» ребенка, транслируют это отношение своим детям;
• Далеко не все педагоги готовы одновременно обучать обычных и «особых» детей, отдавая приоритет первым;
Норман Кюнк сформулировал Декларацию независимости инвалидов:
– Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.
– Не надо меня жалеть, я не так слаб, как кажется.
– Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник.
– Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это права.
– Не учите быть меня покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжения.
– Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним.
– Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество.
– Помогите мне познать то, что я хочу.
– Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать лучше.
– Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом.
– Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, даже если это доставляет вам удовольствие.
– Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает
восхищения.
– Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями.
– Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения.
– Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство. Слушайте, поддерживайте и действуйте.
Положения данной декларации отображают ту систему взаимоотношений, которая является целью при проведении Уроков Доброты.