Роман Кузичев
Консультация для педагогов «Поделочные материалы на занятиях в ДШИ»
▼ Скачать
Консультация для педагогов «Поделочные материалы на занятиях в ДШИ им. А. И. Плотнова»
В ДШИ мы работаем с разнообразными поделочными материалами на учебных занятиях, применяем при выполнении дипломных проектов, используем для участия в конкурсах детского творчества. В этой публикации речь пойдет о поделочных материалах, таких как древесина, гипс, доломит.
Публикация «Консультация для педагогов „Поделочные материалы на занятиях в ДШИ“» размещена в разделах
- ДШИ. Детская школа искусств
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Работа с древесиной. В этой главе я расскажу об изделиях мастерской «Художественная обработка дерева», выполненных с применением древесных спилов. В последнее время декорирование древесными спилами интерьеров и создание предметов из спилов становится все более популярным. Спилы древесины образуются путем поперечной распиловки сучьев и кряжей древесины различных пород на круглопильном станке, пилением цепными пилами и т. п. Во время пиления заготовка должна хороша быть зажата в тисках или струбцинами.
Ниже я приведу подборку фотографий изделий из древесных спилов.
Фото Кузичева Р. Кормушка для птиц. Илья Ж. 15 лет.
Работа выполнена на конкурс кормушек «Птичий переполох». Основой двухярусной конструкции кормушки служат необработанные от коры березовые сучья, которые скрепляют два фанерных этажа. Кормушка декорирована небольшими спилами. В работе автор применил различные породы дерева, в целом кормушка получилась оригинальной, похожа на нечто органическое, природную форму.
фото Кузичева Р.
Подставка под горячее. Ладислав Е. 12 лет.
Подставка выполнена из девяти склеенных между собой спилов вишневого дерева. Спилы предварительно обработаны на циркулярном и шлифовальном станках. Подставка пропитана натуральным маслом.
фото Кузичева Р. "Филин" Александр М. 14 лет.
Работа сконструирована из разных по величине необработанных липовых спилов.
Работа с гипсом. Гипс –минерал, водный сульфат кальция. Гипс и алебастр нашли широкое применение в строительстве, скульптуре, медицине. В одном дипломном проекте на Художественном отделении мы применили гипс для создания шести круглых отливок-барельефов. Крупные гипсовые барельефы, предназначенные для украшения фойе ДШИ, изображают атрибуты направлений школы.
Фото Кузичева Р. Дипломный проект " Гипсовые барельефы "Атрибуты искусств" выполнили три подружки Стасенко С., Пигусова Ю. и Новикова А. Простая в принципе работа с гипсом требует от исполнителей быстроты, точности, аккуратности, согласованности в действиях. В работе важна строгая последовательность. Прим. Если ваша работа будет небольшой, то лучше использовать силиконовую форму, так как она пластична и легко отходит от гипса.
1 этап-рисунок подготовительного картона на больших листах ватмана.
фото Кузичева Р. подготовительный картон Детский театр "Карусель"
фото Кузичева Р. подготовительный картон "Мастерская игрушки"
фото Кузичева Р. подготовительный картон " Гончарное дело"
фото Кузичева Р. подготовительный картон "Изобразительное искусство"
2 этап - перенос рисунка методом прокалывания (иголкой по контуру) на заранее подготовленный из глины круглый пласт. Прим. Размер будущей работы 600 мм определил железный обруч для бочки.
3 этап - лепка глиняного барельефа Прим. После завершения занятия с глиной закрываем изделие влажной тканью, помещаем в пакет и убираем в тень.
4 этап- заливка гипсовой формы. Одеваем на глиняный барельеф железный обруч, проливаем первый слой гипса, закладываем заранее подготовленную проволоку 3-4 мм толщиной, и заливаем второй слой гипса. Через час, когда гипс хорошо застынет, можно снять обруч и аккуратно убрать глину. Гипсовую форму убираем на просушку. Прим. Гипс размешивается в емкости до состояния жидкой сметаны, чтобы хорошо пролить форму. Работаем в резиновых перчатках.
5 этап - заделка раковин гипсом, зачистка шероховатостей формы абразивным материалом.
6 этап - Главный этап – создание гипсового барельефа.
-подготовка проволочного каркаса с петлей для крепежа изделия (проволока толщиной не менее 6 мм,
-покрытие гипсовой формы жирной смазкой с целью аккуратно и без потерь снять барельеф с формы,
-заливка первого слоя гипса,
-укладка проволоки, смотрим,чтобы каркас выходил на поверхность только крепежной петлей,
-заливка второго слоя гипса.
7 этап- отделение барельефа от формы производиться очень аккуратно. Убираем ограждение-обруч, поддеваем ножом место соприкосновения и снимаем готовый барельеф. Если форма была хорошо промазана смазкой, не было поднутрений, рельеф невысокий, переходы плавные, процесс пройдет хорошо. Убираем готовый рельеф на просушку.
Заключительный этап- покраска, тонирование отливки.
фото Кузичева Р. Барельеф "Театр моды"
Почему этот этап важен? Дело в том, что гипс оставлять белым, непокрашенным нельзя, этот материал гигроскопичен, легко вбирает в себя влагу из воздуха, поэтому его надо загрунтовать и покрасить водоэмульсионной краской.
фото Кузичева Р. "Гончарное дело"
Работа с доломитом. В нашем городе работает доломитовый комбинат. Сейчас он входит в группу НЛМК, занимается поставкой доломита для нужд металлургии. Добычу его начали в 19 веке, в купеческом Данкове строили из доломита дороги, заборы, фундаменты для зданий, и поныне камень востребован, его применяют в дорожном и жилищном строительстве, доломитовая мука идет для нужд сельского хозяйства.
Доломит можно использовать в качестве поделочного материала - он достаточно прост в обработке, имеет выразительную текстуру, отшлифованный камень не боится воды и перепадов температуры. В школе искусств мы изготовили из доломита школьную вывеску-рельеф. В качестве основы мы использовали две доломитовые плиты размером 30х60 см., поэтому весь размер рельефа составил 60х60 см. На нем мы поместили герб школы и девиз «Не боги горшки обжигают».
фото Кузичева Р. подготовительный картон "Школьный герб" Первый вариант.
фото Кузичева Р. подготовительный картон "Школьный герб" Второй вариант.
фото Кузичева Р. Дипломный проект "Школьный герб" в камне. Автор Александр А. Изображение было выгравировано на камне при помощи бор-машины (гравера). История контррельефа уходит своими корнями в древность, наскальные пещерные рельефы, фризы древнего Египта. Прим. При работе с камнем обязательны защитные очки и маска, хорошее освещение и регулярно через каждые 15 мин работы, граверу надо давать перерыв 10-15 мин. для охлаждения инструмента.
Материалы и инструменты недорогие,их вполне по силам приобрести и использовать на занятиях.
Литература:
О. В. Горяинова. Поделочные материалы. Глина, воск,гипс, древесина.
Ростов-на- Дону. Феникс. 2005.
Спасибо за внимание.