Дергачева Марина
Консультация для педагогов «Педагогические условия работы на модульной основе с детьми младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи.
В типовой программе воспитания и обучения в детском саду (1984г) учебно-воспитательный процесс делился на виды деятельности, напоминающие школьные предметы рисование, развитие речи, математика, и. т. д. ; для каждой возрастной группы разработана сетка занятий.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2021
Перед дошкольным учреждением поставлена задача не только воспитания, но и обучения детей. Это был определенный процесс, но постепенно выявились недостатки такой системы работы : обучение приобрело черты сходства со школьным.
Этому способствовало построение занятий по типу уроков и копирование школьной модели поведения детей. Переход на школьный тип обучения привел к закрепощению детей, к отказу от главного принципа дошкольной педагогики - обучение в процессе игры.
Такое положение не соответствовало возрастным особенностям детей. Обучение и игра постепенно стали разобщаться. Начались поиски путей интеграции всех видов деятельности в единый педагогический процесс. Стихийно появилась такая форма работы как комплексные занятия. Однако они не стали ведущей формой педагогического процесса в детском саду, поскольку зачастую объединения нескольких видов деятельности на одном занятии осуществлялось механически, без внутреннего логического обоснования.
Воспитательно-образовательный процесс в настоящее время характеризуется возрастанием объема интенсивности учебно-познавательной деятельности. В учебный план вводятся дополнительные предметы (иностранные языки, экология, валеология, что неизбежно приводит к снижению и без того недостаточного, по оценке специалистов, уровня двигательной активности детей, отрицательно влияет на эмоциональное и физическое благополучие.
В связи с этим должны быть обеспечены педагогические условия и разработаны организационно-педагогические рекомендации, позволяющие гибко реализовывать в режиме дня различные виды деятельности без увеличения количества занятий и их общей продолжительности.
Интегрированные занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики : образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Закон об образовании позволяет, педагогическим коллективам возможность выбора образовательной программы. В текущем году МО РФ разработало четкую структуру образовательной программы ДО. Но, какую бы программу коллектив не выбрал, содержание дошкольного образования должно быть направлено на сохранение здоровья ребенка, развитие базовых качеств личности построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности.
Модульный принцип педагогического процесса дает возможность реализовать современные требования к организации работы в дошкольном учреждении, опираясь на положения дошкольной педагогики и психологии.
Структурной единицей педагогического процесса становится модуль занятий, т. е. логическая нить, объединяющих группу занятий по разным видам деятельности. Идея модульного принципа высказана академиком Н. Н. Поддъяковым еще в 1973 году, но до настоящего времени не получила развития в теоретическом плане и не реализована практически.
Отличительной особенностью модуля является наличие сюжета, который объединяет все занятия в единое целое. Это может быть долговременная игра, подготовка к празднику, совместное интересное дело.
Сюжет ведет к конкретной цели, придает их деятельности определенный смысл и положительную эмоциональную окраску. В методическом смысле он интегрирует все виды деятельности и подчиняет решению дидактических целей и задач. В связи с этим большинство занятий являются комплексными.
Модули используются и для младших дошкольников. Модульный принцип организации педагогического процесса предложен Ивановой А. И.
В словарях модуль определяется как унифицированный, функционально законченный узел, оформленный конструктивно как самостоятельное изделие.
В традиционной системе обучения все занятия разрозненны, в модульной – наоборот объединены между собой на основе какого –либо сюжета. Этот сюжет делает педагогический процесс интересным для детей младшего дошкольного возраста позволяет реализовывать принцип обучения в игре. Он позволяет вывести из подполя так называемую предварительную работу педагога. Центральным звеном вокруг которого группируются знания является тематика модуля.
Как и всякий законченный узел, модуль имеет начало («Завязку», основную часть и завершение – заключительное итоговое занятие.
Работа по составлению модуля начинается с выбора тематики и общей направленности, т. е. того центрального звена, вокруг которого будут выстраиваться все знания. Затем решается вопрос о сюжете модуля. Ведь он служит объединяющим стержнем для всех занятий. Выбирается персонаж — главный герой, который присутствует и участвует во всей деятельности.
Наметив тему и разработав сюжет, особое внимание уделяется «завязке» модуля. Она позволяет связать процесс обучения с реальной жизнью детей, той ситуацией, которая складывается в группе. Благодаря этому у детей создается впечатление, что их деятельность является не занятием, а игрой или любимым делом. Особое значение педагоги уделяют первому, вводному занятию, т. е. «завязке». Удачно выбранная завязка придает модулю целостность, а деятельности детей — необходимую целесообразность.
Первое занятие, на котором реализуется завязка, является вводным. Разрабатывая содержание модуля, воспитатель стремится, чтобы каждое занятие несло определенную функциональную нагрузку, существовала логическая связь между занятиями, одни и те же формы работы не повторялись, а были разнообразными, одно и то же дело выполнялось разными методами.