Екатерина Фомина
Консультация для педагогов «Особенности психического развития детей с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности психического развития детей с нарушением зрения
Причины нарушения зрения:
1. Врожденные (причины, которые спровоцировали нарушение в процессе внутриутробного развития человека). Они могут быть обусловлены патологическими факторами во вторую половину беременности, во время родов и в ранний послеродовой период. К этим факторам относят: асфиксию (гипоксию, родовую травму, желтуху новорожденных, недоношенность, внутриутробные инфекции, соматическое ослабевание плода, перенесенные инфекционные заболевания матерью в период беременности, генетические аномалии плода, употребление матерью наркотических веществ, спиртных напитков или курение во время беременности, прием антибиотиков;
Публикация «Консультация для педагогов „Особенности психического развития детей с нарушением зрения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
2. Наследственные (нарушение зрения возникает именно по причине влияния наследственных факторов).. В качестве генетических факторов могут быть: нарушение обмена веществ (проявляется в альбинизме,
наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока (врожденный анофтальм (отсутствие глаза, микрофтальм (врожденная аномалия развития глаза, выраженная в уменьшении всех его размеров, наследственная патология сосудистой оболочки, заболевания роговицы, врожденные катаракты, отдельные формы патологии сетчатки;
3. Приобретенные (причины возникновения нарушений в функционировании органов зрения представляют собой совокупность внешних факторов, влияющих на человека во время жизни). Среди них выделяют: регулярную активную умственную деятельность (провоцирует излишнее напряжение глазных нервов, излишнюю сухость внешней оболочки глаза (может возникнуть по причине частой и неправильной работы за компьютером, нервное перенапряжение и частые стрессовые ситуации, плохое качество освещения в помещении, чтение в неправильном положении, перенесенные острые инфекционные заболевания, например, корь, проблемы в работе ЦНС,
онкологические заболевания, механические повреждения органов зрения (ожоги, ушибы, проникающие ранения, плохое качество питания, отсутствие в рационе необходимых витаминов и минеральных веществ, употребление спиртных напитков или курение, возрастные изменения, значительное ослабевание мышц хрусталика, которое очень часто провоцирует просмотр телевизора.
Классификация нарушений зрения
-слепые (незрячие)- по остроте зрения это дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с применением очков. В подкатегорию «Слепые или незрячие» входят также дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т. е. 100%, у которых границы поля зрения сужены до 10–15 градусов или до точки фиксации. В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей:
а)слепорожденные — это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выключения зрительных функций;
б) ослепшие — дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.
- абсолютно (тотально) слепые- дети с полным отсутствием зрительных ощущений;
-частично (парциально) слепые – дети, имеющие светоощущения, форменное зрение (способность выделять фигуру из фона) с остротой зрения от 0,01 до 0,04;
-слабовидящие- дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2; зрительная система остается основным источником восприятия информации и может использоваться в учебном процессе, включая чтение и письмо.
Проявление особенностей в поведении и деятельности детей с нарушением зрения
Нарушения зрения, как правило, вызывают отклонения практически во всех видах познавательной деятельности. Значительные изменения происходят в физическом развитии : нарушается точность движений, снижается их интенсивность. Нарушение зрения приводит к нарушению социальных отношений, ограничению поступающей извне информации и возникновению негативных социальных установок (избегание зрячих, иждивенческие настроения, неадекватное ситуативное поведение др.). Ограниченные возможности зрительного восприятия и пространственной ориентировки ограничивают свободу незрячего человека в передвижении, ориентировке в пространстве, в изучении, освоении и использовании окружающей его предметно-материальной среды, в овладении тонкостями межличностных отношений. Человек с нарушением зрения не в состоянии обрести многие навыки общения, в том числе в полной мере овладеть невербальными средствами общения (жест, мимика, пантомимика, и особенно спонтанным путем через естественное наблюдение и подражание как это имеет место у зрячих. Слепому и слабовидящему необходимо для компенсации зрительной недостаточности активно использовать информацию, поступающую от всех сохранных и нарушенных анализаторов; концентрация же внимания на анализе информации, получаемой от одного из видов рецепции, не создает адекватного и полного образа, что приводит к снижению точности ориентировочной и трудовой деятельности. Все это негативно влияет на социализацию незрячего человека, у которого вследствие нарушения зрительного восприятия затруднено познание социально значимых ценностей, их присвоение и превращение в личные ориентиры. Трудовая подготовка в 11–12 классах осуществляется с вовлечением учащихся с нарушением зрения в полезный производительный труд, организованный в условиях школы или на предприятии, благодаря чему формируется психологическая готовность к трудовой деятельности, выбору профессии и получению профессионального образования.
Следовательно у ребенка формируется своя, очень своеобразная психологическая система, качественно и структурно не схожая с системой нормально развивающегося ребенка.
Индивидуально-типические особенности лиц с нарушениями зрения:
- замедленность процесса восприятия, которое осуществляется во
многом с помощью осязания или нарушенного зрительного анализатора,
сказывается на темпе переключения внимания и проявляется в снижении
объема и устойчивости внимания. Концентрация внимания на анализе
информации, полученной только по одному каналу восприятия (например,
только слухового или только осязательного) не может создавать у лиц с
нарушениями зрения полного образа предмета или образа производственной
операции, что приводит к снижению точности выполнения учебной или
трудовой деятельности;
-такие качества внимания, как активность, направленность,
интенсивность, сосредоточенность, устойчивость, хоть они и формируются
под влиянием нарушений зрения, могут быть хорошо развиты, достигая, а
иногда и превышая уровень развития этих качеств у нормально видящих
людей;
- нарушение бинокулярного зрения (полноценного видения двумя
глазами) у лиц с нарушениями зрения может приводить к так называемой
пространственной слепоте - нарушению восприятия перспективы и глубины
пространства;
-в качестве механизма, компенсирующего недостатки зрительного
восприятия, у лиц с нарушениями зрения выступают слуховое и осязательное
восприятия. Использование контроля на основе двигательной и осязательной
чувствительности при отсутствии зрительного контроля, приводит к тому, что
лица с нарушениями зрения уступают лицам с нормальным зрением в
точности движений, оценке движений. Однако, при условиях более
длительной тренировки с включением познавательных процессов точность
дифференцированности движений у лиц с нарушениями зрения в трудовой
деятельности может достигать высокого уровня за счет автоматизации
движений, превосходя даже по этим показателям показатели лиц с
нормальным зрением;
-необходимость пространственной ориентации и осуществления
различной деятельности, которая требует дифференцировать или
локализовать источники звуков (например, определять направление звука,
способствует развитию слуховой чувствительности. Вместе с тем, это же
качество может препятствовать успешному осуществлению
профессиональной деятельности у лиц с нарушениями зрения в условиях
производства с повышенным уровнем шума, вибрации, длительных звуковых
воздействий, так как подобного рода раздражители будут способствовать
развитию у слабовидящих лиц усталости слухового анализатора и
дезориентации в пространстве;
-большую роль в успешности усвоения информации в процессе
профессионального обучения играет возможность практического применения
тех или иных знаний и навыков;
- для успешного усвоения материала слабовидящими важно уточнение
образов, показ значимости информации для последующей трудовой
деятельности, требующие большего количества повторений и тренировок по
сравнению с лицами с нормальным зрением.