Получи документы

Консультация для педагогов «Особенности психического развития детей с нарушением зрения»

Екатерина Фомина
Консультация для педагогов «Особенности психического развития детей с нарушением зрения»

Особенности психического развития детей с нарушением зрения

Причины нарушения зрения:

1. Врожденные (причины, которые спровоцировали нарушение в процессе внутриутробного развития человека). Они могут быть обусловлены патологическими факторами во вторую половину беременности, во время родов и в ранний послеродовой период. К этим факторам относят: асфиксию (гипоксию, родовую травму, желтуху новорожденных, недоношенность, внутриутробные инфекции, соматическое ослабевание плода, перенесенные инфекционные заболевания матерью в период беременности, генетические аномалии плода, употребление матерью наркотических веществ, спиртных напитков или курение во время беременности, прием антибиотиков;

Публикация «Консультация для педагогов „Особенности психического развития детей с нарушением зрения“» размещена в разделах

2. Наследственные (нарушение зрения возникает именно по причине влияния наследственных факторов).. В качестве генетических факторов могут быть: нарушение обмена веществ (проявляется в альбинизме,

наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока (врожденный анофтальм (отсутствие глаза, микрофтальм (врожденная аномалия развития глаза, выраженная в уменьшении всех его размеров, наследственная патология сосудистой оболочки, заболевания роговицы, врожденные катаракты, отдельные формы патологии сетчатки;

3. Приобретенные (причины возникновения нарушений в функционировании органов зрения представляют собой совокупность внешних факторов, влияющих на человека во время жизни). Среди них выделяют: регулярную активную умственную деятельность (провоцирует излишнее напряжение глазных нервов, излишнюю сухость внешней оболочки глаза (может возникнуть по причине частой и неправильной работы за компьютером, нервное перенапряжение и частые стрессовые ситуации, плохое качество освещения в помещении, чтение в неправильном положении, перенесенные острые инфекционные заболевания, например, корь, проблемы в работе ЦНС,

онкологические заболевания, механические повреждения органов зрения (ожоги, ушибы, проникающие ранения, плохое качество питания, отсутствие в рационе необходимых витаминов и минеральных веществ, употребление спиртных напитков или курение, возрастные изменения, значительное ослабевание мышц хрусталика, которое очень часто провоцирует просмотр телевизора.

Классификация нарушений зрения

-слепые (незрячие)- по остроте зрения это дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с применением очков. В подкатегорию «Слепые или незрячие» входят также дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т. е. 100%, у которых границы поля зрения сужены до 10–15 градусов или до точки фиксации. В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей:

а)слепорожденные — это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выключения зрительных функций;

б) ослепшие — дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

- абсолютно (тотально) слепые- дети с полным отсутствием зрительных ощущений;

-частично (парциально) слепые – дети, имеющие светоощущения, форменное зрение (способность выделять фигуру из фона) с остротой зрения от 0,01 до 0,04;

-слабовидящие- дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2; зрительная система остается основным источником восприятия информации и может использоваться в учебном процессе, включая чтение и письмо.

Проявление особенностей в поведении и деятельности детей с нарушением зрения

Нарушения зрения, как правило, вызывают отклонения практически во всех видах познавательной деятельности. Значительные изменения происходят в физическом развитии : нарушается точность движений, снижается их интенсивность. Нарушение зрения приводит к нарушению социальных отношений, ограничению поступающей извне информации и возникновению негативных социальных установок (избегание зрячих, иждивенческие настроения, неадекватное ситуативное поведение др.). Ограниченные возможности зрительного восприятия и пространственной ориентировки ограничивают свободу незрячего человека в передвижении, ориентировке в пространстве, в изучении, освоении и использовании окружающей его предметно-материальной среды, в овладении тонкостями межличностных отношений. Человек с нарушением зрения не в состоянии обрести многие навыки общения, в том числе в полной мере овладеть невербальными средствами общения (жест, мимика, пантомимика, и особенно спонтанным путем через естественное наблюдение и подражание как это имеет место у зрячих. Слепому и слабовидящему необходимо для компенсации зрительной недостаточности активно использовать информацию, поступающую от всех сохранных и нарушенных анализаторов; концентрация же внимания на анализе информации, получаемой от одного из видов рецепции, не создает адекватного и полного образа, что приводит к снижению точности ориентировочной и трудовой деятельности. Все это негативно влияет на социализацию незрячего человека, у которого вследствие нарушения зрительного восприятия затруднено познание социально значимых ценностей, их присвоение и превращение в личные ориентиры. Трудовая подготовка в 11–12 классах осуществляется с вовлечением учащихся с нарушением зрения в полезный производительный труд, организованный в условиях школы или на предприятии, благодаря чему формируется психологическая готовность к трудовой деятельности, выбору профессии и получению профессионального образования.

Следовательно у ребенка формируется своя, очень своеобразная психологическая система, качественно и структурно не схожая с системой нормально развивающегося ребенка.

Индивидуально-типические особенности лиц с нарушениями зрения:

- замедленность процесса восприятия, которое осуществляется во

многом с помощью осязания или нарушенного зрительного анализатора,

сказывается на темпе переключения внимания и проявляется в снижении

объема и устойчивости внимания. Концентрация внимания на анализе

информации, полученной только по одному каналу восприятия (например,

только слухового или только осязательного) не может создавать у лиц с

нарушениями зрения полного образа предмета или образа производственной

операции, что приводит к снижению точности выполнения учебной или

трудовой деятельности;

-такие качества внимания, как активность, направленность,

интенсивность, сосредоточенность, устойчивость, хоть они и формируются

под влиянием нарушений зрения, могут быть хорошо развиты, достигая, а

иногда и превышая уровень развития этих качеств у нормально видящих

людей;

- нарушение бинокулярного зрения (полноценного видения двумя

глазами) у лиц с нарушениями зрения может приводить к так называемой

пространственной слепоте - нарушению восприятия перспективы и глубины

пространства;

-в качестве механизма, компенсирующего недостатки зрительного

восприятия, у лиц с нарушениями зрения выступают слуховое и осязательное

восприятия. Использование контроля на основе двигательной и осязательной

чувствительности при отсутствии зрительного контроля, приводит к тому, что

лица с нарушениями зрения уступают лицам с нормальным зрением в

точности движений, оценке движений. Однако, при условиях более

длительной тренировки с включением познавательных процессов точность

дифференцированности движений у лиц с нарушениями зрения в трудовой

деятельности может достигать высокого уровня за счет автоматизации

движений, превосходя даже по этим показателям показатели лиц с

нормальным зрением;

-необходимость пространственной ориентации и осуществления

различной деятельности, которая требует дифференцировать или

локализовать источники звуков (например, определять направление звука,

способствует развитию слуховой чувствительности. Вместе с тем, это же

качество может препятствовать успешному осуществлению

профессиональной деятельности у лиц с нарушениями зрения в условиях

производства с повышенным уровнем шума, вибрации, длительных звуковых

воздействий, так как подобного рода раздражители будут способствовать

развитию у слабовидящих лиц усталости слухового анализатора и

дезориентации в пространстве;

-большую роль в успешности усвоения информации в процессе

профессионального обучения играет возможность практического применения

тех или иных знаний и навыков;

- для успешного усвоения материала слабовидящими важно уточнение

образов, показ значимости информации для последующей трудовой

деятельности, требующие большего количества повторений и тренировок по

сравнению с лицами с нормальным зрением.

Публикации по теме:

Инновационный подход взаимодействия педагогов с родителями детей с нарушением зрения Варочкина Г. Д., МДОУ № 7, г. Дивногорск Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется.

Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3–4 лет с нарушением зрения» Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3 – 4 лет с нарушением зрения» Составила: Дьяконова Елена.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть четвертая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов «Особенности искусства энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Особенности искусства Энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка».

Консультация для родителей младшей специализированной группы детей с нарушением зрения «Косоглазие у детей» Косоглазие – это не безобидный косметический недостаток, а серьёзное заболевание, следствием которого может быть постепенное снижение остроты.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зренияОсобенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Автор - Серова Ольга Дмитриевна, соавтор - Дьяконова Елена Сергеевна. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Особенности психического развития детей с нарушением зрения»
Опубликовано: 17 ноября 2021 в 19:22
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД