Наталья Вавилова
Консультация для педагогов «Особенности обучения основам безопасного поведения детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности обучения
основам безопасного поведения
детей дошкольного возраста»
воспитатель: Вавилова Н. С.
2022г.
Публикация «Консультация для педагогов „Особенности обучения основам безопасного поведения детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Вопросы безопасности на дорогах остаются актуальными всегда, и ежегодные результаты статистики, согласно которым совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков, заставляют общественность соответственно реагировать. Именно поэтому приоритетной задачей педагогического коллектива является предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Ее решение требует совместного участия педагогов, воспитанников и их родителей (законных представителей). Деятельность ОО по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице и дороге является комплексной и предусматривает:
• организацию разных видов детской деятельности в режиме дня ОО;
• повышение компетентности родителей;
• использование в педагогической практике современных образовательных технологий, в т. ч. метода проектов;
• совершенствование развивающей предметно-пространственной среды ОО.
Деятельность организуется в соответствии с нормативными документами, в частности Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". В рамках организации деятельности по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице и дороге в план работы с педагогами могут быть включены следующие формы:
• информационно-практические и обучающие занятия;
• анкетирование;
• тестирование;
• консультации;
• педагогические советы;
• мастер-классы;
• семинары-практикумы;
• изготовление методических игр и пособий;
• обзор литературы;
• организация выставок;
• конкурсы педагогического мастерства и др.
Среди форм работы с детьми по данному разделу можно выделить:
• беседы;
• чтение художественной литературы;
• целевые прогулки;
• дидактическая, сюжетно-ролевая, подвижная, интеллектуальная игры;
• свободная продуктивная деятельность;
• изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций;
• театрализация (кукольные, драматические представления, спектакли);
• организация тематических выставок поделок;
• организация тематической недели, акций по правилам дорожного движения;
• музыкально-игровые досуги, праздники;
• конкурсы, викторины, турниры и др.
Для организации систематичной работы с детьми по данному разделу целесообразно составлять план работы на год по ознакомлению детей правилам дорожного движения.
С целью повышения компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах профилактики детского дорожно-транспортного травматизма могут использоваться следующие формы:
• анкетирование;
• консультации;
• беседы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
• родительский всеобуч;
• родительские собрания с приглашением инспектора ГИБДД;
• сотворчество родителей и воспитателей;
• семейные проекты;
• совместные досуги;
• совместное составление фото- и видеоматериалов;
• информационные «корзины» и др.
Особое значение в работе по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице и дороге является создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды, которая предполагает выделение зон сюжетно-ролевых, подвижных и дидактических игр, оформление уголков ПДД в групповых комнатах, а также соответствующая разметка территории ОО. Организация деятельности подобных учебно-игровых комплексов предполагает согласование с вышестоящими органами, соответствующее материально-техническое и кадровое обеспечение, учет запросов родителей (законных представителей) воспитанников, индивидуальных и возрастных особенностей детей, составление планов образовательной и досуговой деятельности.
Обучение детей
безопасному поведению на улице
Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения заключается в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице, а именно:
• умение вовремя замечать опасность, приближающийся транспорт;
• различать величину транспорта;
• определять расстояние до приближающегося транспорта;
• знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение;
• понимание особенностей движения транспорта, того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка);
• понимание потенциальной опасности транспорта, того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей.
Организация непосредственно образовательной деятельности с детьми по дорожной тематике состоит в решении следующих задач:
• развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;
• обучение воспитанников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах.
Внимание
Программа обучения безопасному поведению на улице является составной частью общей программы воспитания детей в начальной школе и детском саду, однако вопросы по тематике дорожной безопасности рекомендуется изучать как отдельные направления в общей программе воспитания. Например, при ознакомлении дошкольников с окружающим миром можно изучать дорожную среду. Воспитание навыков правильного поведения в общественных местах предусматривает и изучение правил безопасных действий воспитанников на улицах, дорогах и в транспорте. Развитие речи включает в себя вопросы изучения слов, выражений, в т. ч. по тематике дорожной безопасности и т. д.
Воспитательный процесс рекомендуется осуществлять через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д., в процессе специально организованной образовательной деятельности по дорожной тематике.
В общую программу воспитания дошкольников обязательно должны быть включены вопросы, раскрывающие содержание терминов "опасность" и "безопасность".
Тематика образовательной деятельности с детьми может быть следующей:
• "Дорога в детский сад";
• "Опасные места на территории, прилегающей к ДОУ";
• "Виды транспортных средств";
• "Правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке";
• "Правила перехода проезжей части дороги";
• "Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров";
• "Виды и сигналы светофоров";
• "Пешеходный переход" (подземный, надземный и наземный – "зебра");
• "Дорожные знаки для пешеходов" и др.
Изучение каждой темы должно иметь свои конкретные цели и задачи.
В ходе образовательной деятельности с детьми рекомендуется использовать новые педагогические технологии :
• моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
• самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей;
• интерактивный опрос;
• коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде и др.
Внимание
При организации образовательной деятельности следует учитывать возрастные особенности детей младшей, средней, старшей и подготовительной групп.
Важно отметить, что обучение детей основам безопасности дорожного движения является комплексной задачей, предусматривающей создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды в ОО, организацию методической работы с педагогами, систематическую работу по данной теме с воспитанниками всех возрастных групп, а также контроль организации работы по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице и дороге.
Особенности обучения основам безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста
Образовательную деятельность по дорожной тематике с детьми младшей группы лучше всего проводить на прогулках, в ходе которых воспитатель сможет наглядно показать воспитанникам тротуар, проезжую часть дороги, объяснить их значение.
Дети узнают, кого называют водителем, пешеходом, пассажиром. При изучении светофора им следует объяснить значение красного и желтого сигналов, как запрещающих движение, и значение зеленого сигнала, как разрешающего движение.
В ходе прогулки дети также будут наблюдать за движением транспорта, пешеходов, научатся различать транспортные средства по названию и величине (большой/маленький) : легковой автомобиль, автобус, т и др. Педагогу важно объяснить воспитанникам, насколько настоящие автомобили опаснее по сравнению со знакомыми им игрушечными, и зачем, переходя дорогу, нужно держать взрослого за руку.
В ходе непосредственно образовательной деятельности с детьми в группе педагогу следует использовать моделирование дорожных ситуаций. Наилучший способ – подталкивать детей к играм с машинками, в ходе которых они будут вслух проговаривать каждое действие (автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и т. д.). Для развития правильной ориентации воспитанников в пространстве нужно обучать их определять местонахождение предметов (справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу, их размеры, а также учить сравнивать предметы по этим параметрам. При этом важно помнить, что дети младшей группы способны запомнить только два-три ярких признака предметов.
Образовательная деятельность по дорожной тематике с детьми младшего дошкольного возраста может проводиться в виде рисования в альбомах или в специальных тетрадях с заданиями по штриховке, обводке, дорисовке предметов, развивающих мелкую моторику рук.
Особенности обучения основам безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста
На целевых прогулках по дорожной тематике с детьми среднего дошкольного возраста проводится обучение их ориентированию на местности именно на территории дошкольного образовательного учреждения. Воспитатель должен объяснить, что самостоятельно выходить за ее пределы нельзя. Также рекомендуется проводить упражнения на развитие глазомера и бокового зрения. Таким образом, у детей формируется умение чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде.
На прогулках за территорией ДОУ необходимо расширять знания дошкольников о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях. При этом важно помнить, что дети средней группы способны запомнить три-четыре признака предмета.
Воспитателю следует показать дошкольникам те части улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности : тротуар, пешеходные переходы, по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть.
В ходе образовательной деятельности по дорожной тематике в группе педагог может предложить детям задание составить рассказ о дорожной ситуации. К примеру, воспитанники могут рассказать, как ехали в машине (автобусе и т. д.) или шли пешком в ДОУ. При этом воспитатель ненавязчиво закрепляет у дошкольников понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняет, насколько хорошо они владеют дорожной лексикой. В процессе объяснений рекомендуется использовать иллюстративный материал: книги и плакаты, где изображены опасные ситуации, а также различные схематичные указания по поведению рядом с проезжей частью.
Особенности обучения основам безопасного движения детей старшей и подготовительной групп
В старшей группе продолжается знакомство детей с особенностями дорожного движения транспорта и пешеходов, основными понятиями "дорожного словаря". Закрепляется умение дошкольников свободно ориентироваться на территории вокруг дошкольного образовательного учреждения в присутствии воспитателей. Дети должны уметь объяснить, каким маршрутным транспортом пользуются родители по дороге в ДОУ.
Интересной и эффективной формой работы является организация ролевых игр, в которых дошкольники доведут до автоматизма навыки безопасного поведения на улице. Если в ДОУ имеется макет микрорайона, города с улицами, прилегающими к территории учреждения, то воспитатель, используя фигурки пешеходов и транспорта, сможет наглядно показать детям, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объяснить, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показать опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.
И на прогулках, и в ходе образовательной деятельности по дорожной тематике в группе (с помощью иллюстративного материала) нужно обращать внимание дошкольников на особенности движения крупного и малогабаритного транспорта. Воспитатель объясняет, что такое "закрытый обзор". На прогулке педагог наглядно показывает дошкольникам движение транспортных средств: больших, грузовых автомобилей, автобуса и легковых автомобилей, мотоциклов, которые не видны за большим транспортом. Объясняет, что если пешеход, переходит дорогу в неположенном месте, он не видит, что за большим транспортом может ехать мотоцикл, легковая машина с большей скоростью. В свою очередь водитель автомобиля (мотоцикла) тоже не видит пешехода, если он переходит дорогу в месте закрытого обзора. В результате происходят наезды.
На прогулках за территорией ДОУ рекомендуется обращать внимание дошкольников на правильные и неправильные действия других пешеходов. При этом педагогу необходимо проследить за тем, смогут ли дети сами рассказать, что именно некоторые пешеходы делают неправильно, почему их действия опасны, и что нужно делать, чтобы быть в безопасности.
К детям подготовительной группы следует относиться особенно внимательно, ведь они – будущие школьники, и вскоре им придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира. С ними следует продолжать проводить образовательную деятельность, направленную на развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, речи.
У дошкольников этой возрастной группы нужно развивать способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации. Они должны уметь самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира, предвидеть опасность на улице. Также к этому возрасту дошкольники должны уметь наблюдать, оценивать дорожную обстановку с помощью зрения, слуха (увидел сигнал светофора, услышал предупредительный звуковой сигнал, подаваемый водителем автомобиля, и т. д., с пониманием объяснять опасные места в окружающей дорожной среде.