ольга володина
Консультация для педагогов «Организация и планирование прогулок в зимнее время»
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулка занимает в режиме дня детей дошкольного возраста значительное время и имеет огромное педагогическое значение. Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26, рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3–4 ч. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. Время, отведенное на прогулку, должно строго соблюдаться. Организуется прогулка два раза в день : в первую половину дня и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой. Структурными компонентами прогулки являются :
Публикация «Консультация для педагогов „Организация и планирование прогулок в зимнее время“» размещена в разделах
- Зима. Консультации для родителей в зимний период времени
- Зима. Планирование на зимний период
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Зимние прогулки и наблюдения
- Зимние прогулки, игры и забавы. Консультации
- Зимние прогулки, наблюдения. Картотеки, планирование
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Прогулки. Консультации
- Темочки
наблюдения;
• трудовые поручения;
• двигательная активность: подвижные, спортивные игры и игровые упражнения; • самостоятельная деятельность детей;
• индивидуальная работа по разным направлениям развития воспитанников.
Данные компоненты выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части основного, что запланировано воспитателем в конкретной возрастной группе на прогулке, и позволяют сделать ее более эффективной и интересной. Последовательность структурных компонентов может варьироваться в зависимости от вида предыдущей образовательной деятельности. Например, если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале прогулки проводятся подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.
Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 мин и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.
В течение всег снимаются дв Обязательно с наблюдение (з Наблюдения (наблюдения) : наблюдения за кустарниками наблюдения за снежного пок наблюдения за
за транспорто о года обязательно проводится и вечерняя прогулка, на вечер а структурных компонента: наблюдение и трудовые действия. тавятся и вносятся в план цели таких структурных компонент
а живой и неживой природой, трудовая деятельность, подви рекомендуется указывать в планах объект или тему наблюден ней прогулке
ов прогул жная игра. ия, цель п ки как:
роведения
живы и т. д.);
нежив рова, дл
явлен
м и т. д. ми объектами (за птицами, деревьями лиственными и хвойными,
ыми объектами (за солнцем, облаками, погодой, ветром, ительностью дня, метелью, позёмкой, снегопадом и т. д.);
иями окружающей действительности (за трудом взрослых
). снегом, глубино й
, за прохожими,
Так, во время прогулки можно предложить детям понаблюдать, как идет снег, рассмотреть снежинки на одежде. Предметом для наблюдений станут деревья, птицы. Для того чтобы была возможность наблюдать за птицами каждый день, педагог с детьми развешивает заранее сделанные кормушки на участке и выносит для них хлебные крошки.
Если на улице мороз, педагог обращает внимание воспитанников на то, как хрустит снег под ногами, и объясняет, почему это происходит. Интересным будет наблюдение за узорами на стекле. Вместе с педагогом дети могут пофантазировать и найти знакомые очертания: елочку, снежные горы, белого зайчика и т. д. В ходе прогулки дети анализируют погоду, а затем в группе заносят результаты наблюдений в календарь природы.
Познавательным станет проведение опытов с водой. Например, залив подцвеченной красками водой формочки, дети получат разноцветные ледышки, которыми можно украсить участок.
Если снег липкий, то его можно использовать в качестве строительного материала и соорудить горку, крепость или просто поиграть в снежки. Взяв немного снега с собой в группу, воспитанники смогут понаблюдать за его превращением в воду
Трудовая деятельность. Планируется труд на участке, необходимо указывать форму труда дошкольников – индивидуальные или групповые поручения, или коллективный труд (совместный, общий).
Приобщая детей к труду, педагог может предложить им окучить снегом деревья и кустарники, провести ремонт снежных построек (при необходимости, принять участие в постройке снежной крепости. Организуя на прогулке игры, важно следить, чтобы все дети были вовлечены в эту деятельность.
Подвижные игры.
В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать : - подвижные игры и физические упражнения на утренней прогулке :
в младшей группе – 6-10 мин, в средней группе – 10-15 мин,
в старшей и подготовительной группах – 20-25 мин. На вечерней прогулке :
в младшей и в средней группах – 10-15 мин,
в старшей и подготовительной группах – 12-15 мин.
Подвижные игры можно дополнять или заменять, спортивными упражнениями или в старшем дошкольном возрасте спортивными играми, играми с элементами соревнований.
Рекомендует прогулки, не (рисования, всей группо игры средне должен вклю малоподвиж игры средне игры с высо Следует отр навыков и ра игр (в течен уже знакома Кроме этого игры-эстафе сюжетные п игры с элеме народные иг хороводные спортивные Выбор игры проводимого (вечерняя, ут
подвижных ся об леп
й в й п
ча ны й а кой
ажа зв
ие я д
мо ты одв
нт ры пр хо
ка на од ть е;
кт д
ть ит ме ет
гу оводить димо учи) рекоме чале про вижност
игры две - три игры в т тывать предыдущ ндуются игры бол гулки. После физк и. Проводить их н ечение прогулки. Подбирая игры для дневной ую деятельность детей. После спокойных зан ее подвижного характера. Проводить их нуж ультурных и музыкальных занятий рекоменд ужно в середине или конце прогулки. Т. о. пл
яти но
ую ан й со
тс
я
ивн вига
в п ие ф сяца ям).
т бы ости; тель ланах изич
мож
ной активностью. разучивание нов
еских качеств. В т ет разучиваться о
о е д й игры и игры на закрепление двигател чение года проводится примерно 10 – 1 на игра, а на неделю планируется одна ьных 5 но игра,
вых но
ть орг анизованы игры:
ижные игры ами спорта
упражнения («Катание на санках», «Скольжение», «Ходьба на лыжах»). зависит от времени года, погоды, температуры воздуха от предшествую
занятия, от состояния детей, их желаний, от времени проведения прогу ренняя). Инструктор по ФК разрабатывает перспективное планировани
игр для всех возрастных групп; с начинающими воспитателями проводи
щего лок
е
т
консу Необ Инди на раз форм Само атриб Мате детей султа бросо и раз При целес по се на пр новог ярче. Всё э В то необх Перва Втора Треть Четвё И гор Боль
Постр льтации по планированию и ме ходимо иметь картотеку считало видуальная работа. Направлена витие психических процессов, ирование нравственных качеств стоятельная деятельность детей уты, выносной материал, оруди
риалы и оборудование, использ : ледянки, санки, формочки, лоп нчики, флажки, кегли, лыжи, кл вого материала. Необходимо со
мещению выносного материала. оформлении территории детск
ообразности, красочности, а так бе вызывает у детей устойчивый огулку. Снежные постройки вос одних гирлянд, тканью, исполь т
з.. я
у одике проведения подвижных игр на к и подвижных игр для детей 3-7 лет. не только на совершенствование физи акрепление материала по всем раздел прогулке.
ческих каче ам программ ств, ы, н о и
Для ее организации необходимо со труда для трудовой деятельности.
емые для организации самостоятел атки, ведёрки, палочки для рисован юшки, оборудование для экспериме
блюдать санитарно-гигиенические здать условия:
ьной деятельност ия на снегу, вож нтов, игрушки из
требования к хра и ж
и,
нению
ого сада большое значение придаётся б же эстетичности построек. Ярко украш
положительный эмоциональный настр питатели украшают орнаментом из разн
зуют бросовый материал, т. к. он практи езопасности, енный участо ой, желание и
оцветных ль чен и смотри
к са дти
дин тся м
ок,
то способствует раз же время, чтобы раз одимы следующие я группа – фигуры я группа – фигуры я группа – фигуры ртая группа – фигу ки для скатывания.
шое значение прида
ойки должны быть витию художественно-э нообразить движения де группы снежных фигур: для закрепления навыко
для прыжков, перешагив для упражнений в метан ры для подлезания. стетического в тей на прогул куса у детей. ке на каждом
групповом участке
в равновесия. ания.
ии.
ётся профилактике травматизма во время проведения прогулок.
прочными, гладкими.
При постройке горок для скаты В 1 младшей группе – высота 7 площадка размером 1,5 м * 1,5 25см. Ширина горки 50-60 см с Во 2 младшей группе – высота В средней группе – высота 90-1 В старших и подготовительных см, остальные параметры те же.
Ещё одно важное направлени вания пр 0-80 см с м. Справ бортика 80-90см. 00см, со группах идерживаемся следующих требований: о скатом 3 м, сверху обязательно делае а от ската – лесенка (высота ступенек 1
ми по краю ската до 10 см) + горка для
тся 2-14
кук посадочная см, ширин
ол.
а
скатом 4-5 м, осталь – высота 1-1,2 м, со ные параметры те же. скатом 5-6 м, высота с
тупенек 14
е – это работа с родителями.
В родительских уголках ДОУ на информационных стендах размещаем консультаци следующего содержания: «Прогулки зимой», «Схема, как одеть ребенка при разных температурных режимах», «Как одеть ребенка, чтобы он не замерз, или откуда беру простуды», «Прогулки во время и после болезней», «Подвижные игры всей семьёй»
занять ребёнка на прогулке?». и
тся, «
Чем
К воспитателям часто обращаются с просьбой не брать ребёнка на прогулку, т. к. он приболел.
Задача педагога грамотно и доступно объяснить родителям важность прогулок и проветривани
я
помещения в отсутствие Индивидуальное консул проблем групп в родите дошкольному возрасту. художественной литера пословицы о зиме и т. д. На основе оперативног организации прогулок, в корректирует образоват Вопросы, стоящие на ко – создание условий на у – порядок одевания и ра – содержание и состоян – организация наблюден – труд детей на участке;
– самостоятельные игры детей. ьтиров льских В рубр
туры на
ание – одна из наиболее эффективных форм рабо уголках размещается соответствующая информа ике «Советуем прочитать» необходима подборка
зимнюю тематику : сказки, рассказа о природе, с ты. Исходя из ция по каждом
у
тихи, загадки,
о конт ыявляе
ельный нтроле частке здеван
ие выно ий р т
: и и
с оля старший воспита необходимость метод
процесс. тель получает информацию об ической помощи воспитателям
,
проведение прогулки; я детей, аккуратность;
ного материала;
детей;
Требования к одежде детей:
- в любое время года одежда и обувь должна соответствовать погоде на данный момент и не должна перегревать или переохлаждать детей;
- при колебаниях температуры от +3 до -3°С и слабом ветре одежда детей должна состоять из трех слоев, включая белье. Верхняя одежда состоит из утепленной куртки, брюк или гамаш; на ногах утепленные ботинки;
- при температуре от -4 до -10°С детям надевают зимнюю куртку или пуховик при трех слоях одежды. - при более низких температурах рекомендуется увеличивать количество слоев одежды до четырех или пяти в зависимости от теплозащитных свойств верхней одежды.
Во избежание перегревания детей необходимо придерживаться порядка одевания: в начале дети одевают колготки, гамаши, затем кофты, комбинезон, обувь и лишь в последнюю очередь шапки, верхнюю одежду и шарф.
Возвращаются дети с прогулки также по подгруппам. Младший воспитатель забирает с участка первую подгруппу детей. Дети второй подгруппы продолжают гулять еще в течение 10—15 минут с воспитателем.
Длительность прогулки в зимний период на улице сокращается при температуре воздуха ниже и скорости ветра более установленных в графике показателей соответствующих возрасту детей.
1 младшие группы до -15 С тихо – не менее 1 часа от -12 С ветер до 5 м/с – не менее 30 мин
2 младшие группы до -20 С тихо – не менее 1 часа от -18 С ветер до 5 м/с – не менее 30 мин
Средние группы до -25 С тихо – не менее 1 часа
от -20 С ветер до 7 м/с до- 24С ветер до 2 м/с (включительно) – не менее 30 мин Старшие, подготовительные группы до -30 С тихо – не менее 1 часа
от -25 С ветер до 10 м/с до -29 С ветер до 3м/с (включительно) – не менее 30 мин Планирование прогулок за пределы участка начинают со 2 младшей группы.
При подготовке к прогулке воспитатель должен предварительно осмотреть место прогулки.
В случае дальней прогулки важно предусмотреть необходимое количество взрослых из расчета один взрослый на 10 детей. Воспитатель должен предварительно осматривать маршрут следования и согласовывать его с заведующим Детского сада.
Если по каким-то причинам дети из группы остались в Детском саду, они по указанию заведующего Детским садом должны находиться под присмотром определенного работника, на которого возможно возложение ответственности за жизнь и здоровье детей.
Детей во время пеших прогулок, экскурсий за пределы участка Детского сада должны сопровождать не менее двух взрослых. Один из сопровождающих назначается старшим.
Дети строятся в колонну по два и берут друг друга за руки. Во время движения колонной в руках у детей не должно быть никаких предметов или игрушек.
Один из сопровождающих колонну находится впереди группы, второй - позади.
Каждый из сопровождающих должен иметь красный флажок. Группа должна быть обозначена красными флажками, которые несут первая и последняя пары детей.
Формы работы с детьми на прогулке в зимний период.
На прогулке с детьми в зимний период можно использовать следующие формы работы: • наблюдения за живой и неживой природой, кормление птиц;
• беседы с детьми на любые темы;
• рассказы педагога и воспитанников из личного опыта;
• создание ледышек и составление из них узоров, украшение участка; • лепка из снега;
• рисование на снегу; • труд на участке;
• проведение подвижных игр в каждой возрастной группе;
• чтение художественной литературы и разыгрывание сказок; • сюжетно-ролевые игры с использованием снежных построек;
• развивающие игры на развитие памяти, внимания, мышления;
• разнообразная двигательная деятельность: занятия физической культурой (согласно расписанию, физкультурные досуги, катание на лыжах, санках, ледянках, снегоходах, различные эстафеты и игры с использованием санок и лыж, игры со снежками, скольжение по ледяным дорожкам.
.