Мария Ершова
Консультация для педагогов «Организация целевых прогулок и экскурсий в летний период»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация целевых прогулок и экскурсий в летний период».
"День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья"
(Г. Н. Сперанский)
В летний период в режиме дня детского сада предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе – это самое подходящее время, познакомить дошкольников с окружающей живой и неживой природой, развить наблюдательность, память и внимание, а помогут нам в этом такие формы организации обучения как целевая прогулка и экскурсия.
Публикация «Консультация для педагогов „Организация целевых прогулок и экскурсий в летний период“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Лето
- Лето. Летние консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прогулки. Консультации
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Экскурсии – форма и метод обучения, позволяющие организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в обычных, естественных условиях (на природе, в исторических местах, на производстве и т. п.) или в музеях, на выставках и пр. Она имеет следующую структуру:
• вводная беседа
• коллективное наблюдение
• индивидуальное самостоятельное наблюдение детей
• сбор материала
• игры детей с собранным материалом
• заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает о необходимости бережного отношения к природе.
Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
По содержанию экскурсии:
• природоведческие (познавательные) экскурсии – в парк, лес, к озеру (накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.)
• экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых (школа, библиотека, магазин).
Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.
Производственная экскурсия имеет поэтапность:
1. Подготовка дошкольников к экскурсии (подготовительная беседа).
2. Вводная беседа на предприятии.
3. Порядок знакомства с производством, рассказ педагога, наблюдения детей, объяснения специалистов предприятия.
4. Сбор иллюстрированных материалов.
5. Встречи и беседы с производственниками.
6. Краткая заключительная беседа на месте экскурсии.
Подготовка к экскурсии ведется по двум направлениям: по содержанию и по организационным вопросам.
В помощь воспитателю, для удобства и для достижения успеха в проведении экскурсии, далее приведены простые правила организации.
Памятка организации экскурсий:
Экскурсии включают в себя 3-и этапа и в соответствии с ними выстраивать свою деятельность.
I этап – Подготовительный
1.1 Определение цели и задач экскурсии.
1.2 Определение места, времени и маршрута (учитывать особенности дороги, погодные условия и физические возможности детей, продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут).
1.3 Определение мест коллективного и индивидуального наблюдения, мест сбора материала и места игр с собранным материалом (отметить опорные точки маршрута).
1.4 Подготовка программного содержания (разработать план экскурсии в соответствии с выбранными опорными точками, подготовить вводную беседу, дидактические игры, загадки, стихи, продумать сбор материала (какой и зачем)
Помнить! Если экскурсия производственная, то сбор подразумевается иллюстрированного материала; если природоведческая, то природного материала!
1.5 Проведение беседы с детьми о предстоящей экскурсии (обозначение им куда, зачем, как и для чего идем, напоминание правил поведения, напоминание о дресс-коде).
II этап – Реализация в соответствии с планом, проведение экскурсии.
III этап – Заключительный
3.1 Подведение итогов экскурсии (резюме воспитателя об увиденном и о том, что узнали)
3.2 Рефлексия детей (что понравилось? Что запомнили? Что еще хотели узнать? Что еще хотели бы посетить)
3.3 Закрепление материла (рисунок об увиденном, создание леп-бука, конструирование макета экосистемы, творческая работа коллективная или индивидуальная из собранного материала).
Целевые прогулки – форма организации работы по ознакомлению детей с природой. По мнению, Т. Г. Туевой, это занятия под открытым небом.
Целевые прогулки в отличие от экскурсий кратковременны, и на них решается небольшой объём задач, посредством игр с использованием естественного материала (песка, снега, воды, листьев, игрушек, приводимых в движение ветром, водой, в процессе которых дети расширяют свой чувственный опыт, познают различные качества и свойства предметов природы.
Памятка организации целевой прогулки:
1. Определение цели и задач прогулки.
2. Определение места отдыха и наблюдений.
3. Подготовка программного содержания (беседа, дидактические игры, загадки, стихи).
4. Отдых, подведение итогов экскурсии (рефлексия).
Заключение
Данные формы работы позволяют сформировать у детей дошкольного возраста представления об окружающем мире, познавательную активность, экологическое воспитание, а так же это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями и впечатлениями.