Ольга Меньщикова
Консультация для педагогов «Обогащение центра речевого развития современными игровыми технологиями в развитии речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов : обогащение центра речевого развития современными игровыми технологиями в развитии речи старших дошкольников
Публикация «Консультация для педагогов „Обогащение центра речевого развития современными игровыми технологиями в развитии речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. Речевые занятия в игровой форме дают большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.
Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. 21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития : компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
Основные проблемы речевого развития детей
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
• Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
• Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений.
• Бедная диалогическая речь.
• Неспособность построить монолог.
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
• Отсутствие навыков культуры речи.
• Плохая дикция.
Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.
Создание развивающей предметно-пространственной среды
Для ребенка хорошо сформированная речь – это успех в обучении.
Уже доказано, что на развитие речи дошкольника большое влияние оказывает развивающая среда.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»… - заметила в своё время Елизаве та Ива новна Тихе ева — российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей.
Поэтому обогащение центра речевого развития разнообразным практическим материалом для организации образовательной деятельности является главной задачей.
Это разнообразные пособия и игры, как промышленного производства, так и сделанные своими руками.
Центр речевого развития можно обогатить пособиями для проведения артикуляционных упражнений в игровой форме, комплексы пальчиковых игр, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха, знакомства со звуками и буквами.
Игры для развития мелкой моторики
Для развития мелкой моторики рук, можно использовать игры с предметами домашнего обихода (прищепки, пуговицы, бусины, крупы и т. д.) Очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Мозаика», «Найди пары одинаковых пуговиц», «Найди лишнюю пуговицу», «Пуговицы рассыпались. Разложи их по форме», «Пуговицы рассыпались. Разложи их по цвету», «Нарисуем пуговицу» «Печатаем узор» (пуговица-штамп.) Составление из пуговиц узоров на пластилине. «Бабочка». «Гусеница». «Волшебный цветок». Выкладывание из пуговиц мозаичных изображений. Речевые упражнения «Какая пуговица?» «Подбери и расскажи». Придумывание сказок и историй.
Ниткография
Внести в среду центра речевого развития набор для ниткотерапии. Вид арт-терапии, который является особенно эффективным для развития мелкой моторики рук. «Ниткография», «ниткопись». Заматывание и разматывания клубочков (выкладывание из ниток разных фигурок паучок, бабочка).
Игры с манной крупой
Манная крупа обладает свойством погашения негативной энергии. Она очищает энергетику ребенка и стабилизирует его эмоциональное состояние. Играя с манкой, ребенок пропускает её между пальцев, вместе с потоком крупинок уходит напряжение, ребенок расслабляется и его эмоциональное самочувствие улучшается. Это служит прекрасным средством для развития и саморазвития детей. В процессе игры с манной крупой у детей развивается тактильно-двигательная чувствительность, координация движений кистей и пальцев рук, что способствует успешной работе по подготовке руки к письму. Благотворное влияние игры с манкой оказывают и на развитие речи и социально-коммуникативное развитие дошкольников, в частности на формирование навыков общения, на взаимодействие их между собой.
Пальчиковый театр
Большим интересом у детей пользуется пальчиковый театр. В центр по развитию речи можно поселить персонажей любимых сказок, которые изготовили дети своими руками из соленого теста. Уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя. А также самодельный настольный театр на конусах.
Схемы для развития связной речи детей
Для обогащения словарного запаса, для обучения детей составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, отгадывании и загадывании загадок, заучивании стихов можно использовать метод мнемотехники.
Дидактические игры по развитию речи
Изготовить игры и пособия по автоматизации звуков, в интересной и доступной форме и познакомить детей со звуками и буквами родного языка. Игры «Найди звук», «Доскажи словечко», «Угадай слово», «Составь слово из букв». «Добавить к слову пропущенный звук», «Найди звуку место». Составление звуковой схемы слова.
В центре развития речи карточки-пиктограммы на эмоциональную сферу, на развитие умения передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию. Таблица эмоций.
Игра «Скажи так же, как нарисовано на схеме», нацелена на формирование у детей умения выражать в речи разные эмоциональные, интонационные конструкции. Рассматривая с детьми картину, можно предложить выбрать себе карточку с изображением определенной эмоции и произнести фразу так, чтобы она соответствовала выбранной схеме - эмоции. Что позволяет окрасить рассказ жестами мимикой, научиться пользоваться повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.
«Волшебные диски»
Пособие «Волшебные диски» можно изготовить своими руками. Подобие кругов Луллия - это серия дидактических игр для развития связной речи и обучения грамоте. Удобное в использовании. Пособие окажет помощь в формировании у детей слоговой структуры, в совершенствовании грамматического строя речи и навыка чтения, расширении лексического запаса, развитии фонематического восприятия.
• Дидактическая игра «Подбери рифму».
• Дидактическая игра «Составь предложение».
• Дидактическая игра «Составь слово».
• Дидактическая игра «Подбери букву».
Игра-тренажер
Изготовить своими руками игру-тренажер по звуковому анализу слов «Подбери схему». Набор пластиковых яиц с картинками и звуковыми схемами. Известно, что при обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ речи.
Лепбук «Говорушки»
Во время занятий с детьми важно обеспечить комфортные условия в группе детей для взаимодействия, при которых каждый ребенок чувствует свои успехи и, выполняя определенные игровые задания, достигает успеха. Важно дать возможность детям на занятии в парах, микро группах или малых группах освоить материал, беседуя, споря и обсуждая различные точки зрения. Считаю эффективным использование - интерактивной папки для детей, Лэпбук «Говорушки». Многофункционален, направлен на поддержку детской инициативы. Игры с буквами, слоги, чистоговорки и скороговорки. Наборы иллюстраций, прописи. Игровые упражнения для развития связной речи. Игры для обучения чтению. Загадки, пословицы и поговорки. Набор пиктограмм на развитие эмоциональной сферы.
Игры с цветными квадратами
Геометрические фигуры «оживляем», приделав к ним части тела: ушки, лапки, глазки, хвостик. Сказочный герой готов. Из веревочки - липучки скручиваем круг по спирали, и получается Колобок. Из длинной веревочки делаем дорожку. Можно прямую или волнистую. Герои готовы, можно рассказывать сказку. Развитие фантазии и творческих способностей.
Моделирование сюжета
Волшебные стрелочки или липкие веревочки показывают направление сюжета, совместно с детьми можно составить план, быстро и удобно, без листов ватмана, делят предметы на классы, объединяют в группы. Составить рассказ по серии сюжетных картинок. Ковролин позволяет прибегать к приему, наиболее активизирующему речевую деятельность детей - самостоятельно моделировать сюжет. Это существенно повышает возможности для развития познавательной и речевой активности ребенка.
Ребенок раскладывает на полянках в определенном порядке карточки, классифицируя или объединяя единым сюжетом, и составляет по ним рассказ или сказку.
Сочиняем сказку
Все детки любят слушать сказки. А если ее рассказывают с показом, то сказка для них становится еще интереснее. Сочинение детьми сказки «Колобок - продолжение». Упражнения типа «Салат из сказок» (смешивание разных сказок).
«Что будет, если?» сюжет задаёт воспитатель. «Изменение характера персонажей» (старая сказка на новый лад) Игра «Сочини сказку или рассказ» Цель игры развивать внимание, память, ассоциативно-творческое мышление, пространственное и творческое воображение, речь, умение рассказывать сказку, развивать мелкую моторику пальцев руки.
Результаты
Можно сделать вывод о том, что развитие речи с помощью игровых форм деятельности дает большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.