Диана Разуваева
Консультация для педагогов «Обмани меня. Что делать с врунами»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитывать детей – это нелегкий труд. Ребенок проводит в детском саду львиную долю времени, а значит воспитатель несет это бремя наравне с родителями, но с оговоркой огромной ответственности за чужого ребенка. Нравственность занимает одну из ведущих ролей в воспитании. Мы учим детей добру, эмпатии и, конечно, честности. Мы говорим: «Врать не хорошо!» или «Я вижу, что ты говоришь неправду!», и, наконец, недопустимое «Ты врун!». Обличать – это в корне неверный подход. Конечно мы распознаем ложь трехлетнего малыша, у него нет шансов, на то мы и взрослые. Но взрослые люди не должны играть по одним правилам с детьми. Мы должны быть мудрее и понимать не как подловить, а как исправить ребенка.
Публикация «Консультация для педагогов „Обмани меня, Что делать с врунами“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В первую очередь нужно понимать почему ребенок лжет. У детей есть на это несколько причин. Я сейчас рассматриваю благополучные семьи, поэтому детский страх или иные подобные причины описывать не буду. На самом деле, ложь – это хорошо, это естественный процесс развития, который показывает, что ребенок правильно растет. Во-первых, дети лгут, чтобы нас порадовать или угодить нам. Представьте. Вы каждое утро заставляете детей в группе есть кашу, предположим Лена кашу терпеть не может, но она знает, что вам это важно, поэтому она говорит, что завтракала дома. Вуаля. Вы довольны, Лена тоже. Набрасываться на Лену и учить ее честности неправильно, потому что она говорит то, что, по ее мнению, мы хотим услышать. Еще одна причина – это избежание неприятностей. Дети беззащитны, они не имеют веса и уважения как взрослые, поэтому управляют нашей реакцией при помощи лжи. Самый распространё нный пример: «- Кто сломал игрушку? – Это не я!». По этой причине нельзя наказывать за ложь, ведь для избежания наказания ребенок и делал это. Наказание будет учить его врать в будущем более изворотливо. И, наконец, третья причина – это забава. Ложь просто так. Помните «Фантазеров» Носова, вот это тот случай. Когда работает фантазия ругать нельзя ни при каких обстоятельствах. Мы же не ругаем детей, когда они рисуют или поют. Фантазирование такой же творческий процесс.
Существует только один способ воспитать честность. До ребенка нужно донести, что вы любите правду. То есть вас можно порадовать, говоря правду. Это очень просто и вместе с тем невероятно сложно. Во-первых, никогда не играйте в игру «Кто это сделал?» когда вы знаете ответ. На самом деле взрослые часто так делают. «Максим нес тарелку с супом и разлил. – Максим, кто разлил суп? – Это не я. – Но я же видела!». Это приводит к ненужным спорам и провоцирует ребенка еще больше запутаться во лжи. Нужно спокойно проговорить проступок: «Максим, я вижу ты пролил суп. Ты споткнулся?». Когда ребенок говорит «это не я» - это может обозначать «я не хотел, мне стыдно» или «я хотел бы чтоб суп пролил кто-то другой, а не я». В любом случае ложь – это эмоция. Чаще всего горькая. Страх, обида, зависть, вина. На ложь нельзя реагировать злостью. Малыша нужно направить и рассказать, как выйти из этой ситуации. «Я вижу ты сломала Лерину куклу. Давай попросим у Леры прощения и попробуем починить?».
Формирование честности обусловлено зрелостью мозга, а значит, чтобы собрать плоды нашего воспитания придется подождать как минимум до 7 лет, но в течении этого времени ложь нельзя и игнорировать. Не ругать еще не значит поощрять или не замечать. Направляйте и учите ребенка и он обязательно научится честности.