Юлия Буслаева
Консультация для педагогов «Обеспечение условий для формирования основ информационной безопасности у дошкольников«
▼ Скачать + Заказать документы
«Обеспечение условий для формирования основ информационной безопасности у дошкольников"
Публикация «Консультация для педагогов „Обеспечение условий для формирования основ информационной безопасности у дошкольников„» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Дошкольный возраст является периодом начальной социализации ребенка. Именно дети дошкольного возраста нуждаются в понятной и доступной информации, с помощью которой они получают начальное представление об окружающем мире. Источником информации являются книги, телевизионные передачи, компьютерные игры.
Информационная безопасность детей дошкольного возраста - это состояние их защищенности от информации, способной причинить вред здоровью, а также их духовному, психическому или физическому развитию.
Совсем недавно компьютеры были роскошью, а уже сегодня они есть почти в каждом доме. И пользуются компьютером не только взрослые, но и дети. Современные дошкольники с завидной легкостью овладевают навыками работы с компьютерными новинками. Компьютер является для ребенка игрушкой, необычной и привлекательной. Конечно, польза компьютера неоспорима. С помощью этой современной машины дошкольник :
1. Растет технически грамотным.
2. Чувствует себя увереннее с любой техникой.
3. Развивает логическое мышление.
4. Увеличивает скорость реакции, принятие решения.
5. Улучшает память.
6. Учится концентрировать внимание.
7. Учится визуально воспринимать объекты.
8. Получает возможность общаться с друзьями, живущими далеко.
9. Имеет возможность получить любую нужную ему информацию.
Но вместе с тем, всеобщая компьютеризация породила ряд проблем. Это, прежде всего, снижение интереса к чтению, которое является показателем общей культуры общества, и, как следствие, снижение уровня грамотности. Из-за большого потока низкопробной видеопродукции, стали утрачиваться ценности, которые накапливались веками.
Причиной этой негативной тенденции является некритичное восприятие информации, неразвитость механизмов личностной рефлексии и саморегуляции. Все эти проблемы ребенок самостоятельно решить не может. Взрослому человеку необходимо критически оценить ситуацию, научиться вычленять положительное и отсеивать отрицательное в сложившейся ситуации.
Общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Даже кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, ребенок испытывает своеобразный эмоциональный стресс. Компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка, но бездумное его использование может нанести непоправимый вред здоровью ребенка. Компьютерные игры приводят к постоянному возбуждению участков мозга, отвечающих за удовольствие. В итоге ребенку хочется получать удовлетворение как можно дольше, а это уже настоящая зависимость. Многие компьютерные игры наносят большой вред детскому восприятию. Дело в том, что дети переносят в жизнь то, что видят по телевизору или в компьютере. Если во время игры любимый герой трагически погибает, пытаясь спасти людей или, как верхолаз, прыгает по деревьям и этажам домов, то все эти действия ребенок вполне сможет воспроизвести в реальности.
Сюжет большей части компьютерных игр основан на том, чтобы суметь выжить, уничтожить своих соперников и т. д. Достижение этих целей происходит чаще всего через стрельбу. К чему может привести такое влияние компьютера на ребенка? К тому, что достичь всего в этой жизни можно только через жестокость, агрессию и применение оружия. Очень часто родители, чтобы хоть чем-то занять ребенка, просто усаживают его за телевизор или компьютер, и даже не догадываются, что это приводит к развитию детского одиночества. Кроме того, компьютерные игры могут
развивать у детей эгоизм и изолированность, ведь большая часть их сюжетов
основано на принципах «выживает сильнейший» либо «каждый выживает сам за себя».
Для решения проблем, связанных с информационной безопасностью детей дошкольного возраста, необходимо научить ребенка адекватно оценивать и воспринимать информацию, увиденную на экране.
Взрослым же, прежде чем полностью оградить ребенка от использования медиа-продукции необходимо выяснить, какая именно информация, получаемая ребёнком с экрана телевизора или монитора компьютера, может причинить ему вред.
Какую информацию можно отнести к негативной?
• побуждающую детей к совершению действий, угрожающих их жизни и здоровью, в том числе причинение вреда себе, самоубийство;
• способную пробудить у детей интерес и желание попробовать алкогольную продукцию, табачные изделия, заниматься бродяжничеством;
• содержащую информацию порнографического характера;
• отрицающую семейные ценности;
• оправдывающую жесткость и насилие в отношении людей или животных;
• содержащую нецензурную лексику.
Телевидение, однозначно, является первостепенным источником получения новой информации на протяжении десятилетий. Для детей дошкольного возраста многие телепередачи носят развивающий или образовательный характер. Просмотр таких программ оказывает положительное влияние на подготовку ребенка к поступлению в школу, расширяет кругозор. Исторические передачи, программы о животном и растительном мире, видео о путешествиях дают дошкольникам определенные знания о культурных, моральных и духовных ценностях. В этом положительная роль телевидения в становлении и развитии личности ребенка.
Но, несмотря на высокую популярность телевидения среди детей, именно оно отделяет малышей от реальностей внешнего мира. Проводя много времени за экраном, дошкольники не развиваются физически, становятся пассивными «зрителями», зачастую агрессивными по отношению друг к другу, к животным. Сцены жестокости, которые часто демонстрируют по телевизору, негативно сказываются на психике детей, провоцируя вспышки гнева.
Быстрая смена кадров негативно влияет не только на зрение, но и на детский мозг. Большое количество информации утомляет, раздражает ребенка, а общение со сверстниками сводится к минимуму. Поэтому просмотр телевизора должен быть ограничен по времени. Полный запрет лишит возможности ребенка получить новые знания и положительный опыт при помощи телевидения.
За последнее десятилетие в системе образования нашей страны произошли изменения, связанные с осознанием рисков негативного воздействия информации на развитие детей. Вместе с этим фиксируется запаздывание адаптации общества к требованиям информационной среды. Среди источников опасности рассматриваются средства масс-медиа, прежде всего интернет. Распространено мнение, что проблемы защиты детей дошкольного возраста могут быть решены средствами контроля и ограничения доступа к массовой информации. Узость данного подхода становится очевидной при рассмотрении компонентов, образующих информационную среду как часть образовательной среды дошкольных образовательных организаций (ДОО). На основе Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» выделяются следующие компоненты:
- продукция средств массовой информации;
- печатная продукция;
- аудиовизуальная продукция на любых видах носителей;
- зрелищные мероприятия.
Также необходимо рассматривать информацию, получаемую детьми в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Во избежание использования информации, которая может угрожать здоровью, развитию воспитанников и их социализации, необходимо учитывать следующие критерии:
• Этический аспект: наличие позитивного этического содержания (нравственного содержания). Определённость моральных характеристик героев. Отсутствие жестокости, физического и психического насилия ;
• Содержание (тема, сложность сюжета, целостность истории, место и время событий и пр.);
• Временная и логическая последовательность событий (Линейный тип повествования. Короткие сюжеты с читаемой временной и логической последовательностью. Важна узнаваемость и реалистичность действий в знакомых и условных обстоятельствах. Возможность воспроизведения в игре.)
• Возможность включения личного опыта (Сюжеты, связанные с жизнью дошкольника в семье и коллективе сверстников, отношения с домашними животными, опыт возможных путешествий и знакомство с миром природы и техники.)
• Наличие, качество юмора (юмор в действии, невербальный, основанный на нарушении бытовых правил, очевидных фактов (путаница)
• Преобладающие эмоции (3-5 Радость, удивление, интерес, смущение, грусть, печаль, страх, недовольство. 5-7 лет к вышеперечисленным добавляются отвращение, презрение, стыд, вина, гнев, ярость)
• Привлекательность и узнаваемость персонажа (психологический возраст героя)
• Целостность персонажа (важна целостность главного персонажа, отсутствие быстрых и перегруженных деталями трансформаций, ведущих к «потере» героя.)
• Динамика раскрытия образа (встреча с неизвестным, совершение открытий, узнавание нового. Постепенная, линейная, сопровождающаяся речью)
• Наличие и содержание поступков
• Адекватность и темпа и лексики речи героев (понятная простая лексика и темп речи, согласованность слов и действий персонажей).
Система мер, направленных на обеспечение информационной безопасности детей в ДОО, предполагает выявление угроз, связанных с компонентами информационной среды, специфики ее воздействия на дошкольников; определение направлений и путей повышения компетентности педагогов в данных вопросах.
Характерной особенностью современности становится значительное увеличение доли информации, получаемой с раннего детства не из личного общения, а из средств массовой информации. Информационная среда, становясь для ребенка «второй реальностью», выступает важным средством формирования установок, приобщения к ценностям. Ее базовые особенности: способность к созданию виртуальных миров, которые подменяют реальность, манипулирование сознанием и поведением людей, подмена целей, ценностей, своего образа жизни внешне навязанными стандартами, искажение информации – не обеспечивают формирования адекватной информационно-ориентировочной основы социального поведения детей.
На каждом возрастном этапе могут быть выделены основные риски социализации. Так, дети до пяти лет не воспринимают информацию критически, не различают виртуальную и объективную реальность, воображаемое и настоящее. К семи годам особенно важно, чтобы ориентация в ценностных пристрастиях формировалась в соответствии с тем, что культивируется обществом как позитивный способ жизни, ведущий к психологической гармонии и жизненному комфорту. Результатами нарушения закономерностей позитивной социализации могут стать социальная и личностная дезадаптация, нарушение самооценки, несформированность адекватных представлений об окружающем мире и своем месте в нем, расхождение между картинами мира, существующими у старших поколений и дошкольников, выбор неадекватных целей и способов поведения, потеря субъектности и личностной определенности.
Выделяют четыре основных подхода к обеспечению безопасности человека : ограждающий (устранение опасностей или перемещение человека в безопасную среду); обучающий (формирование навыков безопасного поведения, обучение предвидению, распознаванию опасностей, способам поведения в опасных ситуациях); образовательный (личностное образование, приобретение качеств, необходимых для успешного самообеспечения безопасности); личностно-развивающий (формирование личностной зрелости на основе поддержки становления ценностно-смысловой сферы человека и качеств субъекта жизни, устойчивости к негативным воздействиям, способности превращать опасности в фактор собственного развития, минимизировать количество опасностей).
Такие возрастные особенности детей, как неспособность критически оценивать информацию, отсутствие необходимых для этого знаний и умений, несформированность защитных психологических механизмов, определяют превалирование в дошкольном образовании ограждающего подхода. Он предполагает не только минимизацию рисков причинения информацией вреда физическому и психическому здоровью, нравственному, духовному, физическому и социальному развитию детей, но и создание условий для доступа их к информации, способствующей надлежащему развитию и воспитанию.
На современном этапе достаточно развиты технические и программные средства ограждения детей от приносящей вред информации, позволяющие обеспечивать их защищенность при использовании электронных образовательных ресурсов. Но для решения задач создания чистой информационной образовательной среды в ДОО этого недостаточно. Актуальным является повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и родительской компетентности в области обеспечения информационной безопасности дошкольников.
Проведенные в последнее время исследования показывают, что педагоги и родители дошкольников часто недооценивают угрозы, связанные с информацией. Анализ содержания конспектов мероприятий на многочисленных сайтах, позиционируемых как методические копилки, показывает наличие противоречивой информации, не соответствующей научным фактам. Нарушения требований к обеспечению информационной безопасности детей наблюдаются и при проведении зрелищных мероприятий в ДОО. Как бы это ни казалось парадоксальным, лидирующие позиции среди средств наглядности, нарушающих требования обеспечения информационной безопасности детей, традиционно занимают материалы (плакаты, дидактические пособия) по безопасности. Если абстрагироваться от текста, сопровождающего рисунки, посмотреть на предлагаемые изображения глазами ребенка, который не умеет читать, можно увидеть разнообразные модели опасного поведения. Только в одном подобном пособии представлен десяток таких моделей: дети, тянущие вилку электроприбора из розетки за шнур, самостоятельно тушащие пожар, переходящие проезжую часть дороги без взрослых, берущие лекарства из домашней аптечки и т. д. При подготовке к мероприятиям воспитатель должен уметь выбирать информацию, печатную и аудиовизуальную продукцию, соответствующую возрастным особенностям, интересам и потребностям детей. Ученые подчеркивают важность информации, актуальной для когнитивного и морально-нравственного развития дошкольников. Педагогу важно понимать, что информация, как любой эмоционально значимый объект, не может быть нейтральной для психики ребенка. Она либо разрушает ее, либо влияет благотворно, созидательно. В силу специфики современных знаковых систем педагогам порой сложно оценить воздействие информации на детей, поэтому необходимо быть внимательными относительно продукции, вызывающей сомнения в соответствии с критериями, представленными в Федеральном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В дошкольном учреждении педагоги фильтруют информацию, прежде чем донести ее до детей. Дома без регулярного родительского контроля риск негативного влияния негативной информации на развитие детей увеличивается в разы.
В качестве факторов информационного воздействия выступает и игровая продукция – игры, игрушки, игровые информационные ресурсы, взаимодействие ребенка с которыми грозит ему ущербом, травмой для физического, психического и духовно-нравственного развития.
Объективные показатели негативного влияния:
1. Сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук, тактильные ощущения и др.)
2. Провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и формированию негативных установок личности.
3. Чрезмерное развитие определенных сторон личности и чувств за счет общего развития (чувство превосходства над другими, зависть, жадность и пр.)
4. Формирование преждевременных потребностей ребенка, в том числе сексуальных.
5. Снижение активности ребенка, культивирование его несамостоятельности (гиперзаданность игрушки, программа на потребление и пр.)
6. Тщеславие от «имения» игрушки вместо «умения» : придумать различные способы игры с ней, сделать игрушку своими руками и пр.
7. Культивирование индивидуализма вместо развития социальности, соборности, включенности в социум.
Психологическая безопасность игровой продукции предполагает наличие следующих критериев:
1. Педагогический (дидактический)- чему научит игрушка. Какие разовьет умения, творческие, способности?
2. Психо-эмоциональный - что несет в себе, игрушка, каково ее назначение? Какие чувства пробудит,
3. Эстетический - соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувства прекрасного, гармоничного,
4. Социальный - даст ли она возможность совместной деятельности, сотрудничества, договориться в спорной ситуации, сопереживать и пр.
Психологические риски игровой продукции требуют внимания к игрушкам, имеющим следующие конструктивные особенности :
1. Игрушки, провоцирующие причинение ущерба здоровью и жизни ребенка:
a) оправдывающие или провоцирующие причинение себе каких-либо телесных повреждений или совершение самоубийства;
б) содержащие в себе скрытые побуждения, пропаганду или рекламу употребления наркотических и веществ, а также алкогольных напитков, пива, и табачных изделий; (Детская сумочка для девочки с игрушечными сигаретами и косметикой).
2. Игрушки устрашающего характера – способные сильно испугать ребенка, вызвать появление у детей устойчивых страхов, тревоги;
a) детально и/или натуралистически изображающие или моделирующие физиологический процесс или последствия смерти, тяжелых соматических, психических или иных заболеваний в унижающей человеческое достоинство форме,
б) травм, увечий, следов обильного кровотечения вследствие несчастных случаев, аварий, катастроф,
в) детально и натуралистически изображающие или моделирующие акты вскрытия, самоубийства, членовредительства[14];
г) детально и натуралистически изображающие или моделирующие трупы убитых людей или животных, искалеченные тела, ампутированные части тел, а также следы кровопролития;
д) изображающие или моделирующие боль, отчаяние или предсмертную агонию человека или живых существ, включая звуковую имитацию криков боли, ужаса, и агонии.
3. Игрушки, оправдывающие или провоцирующие на жестокость и агрессию, либо формирующие виктимные наклонности детей как поведение жертвы:
a) связанные с изображением или моделированием чрезмерной жестокости, предполагающие моделирование ребенком или участие ребенка в моделировании актов или проявлений чрезмерной жестокости в игре;
б) побуждающие к жестокому обращению в отношении людей или животных;
в) провоцирующие у ребенка агрессию по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка;
г) изображающие или моделирующие бесчеловечное обращение, включая пытки, а также иные деяния, причиняющие особые физические или психические страдания человеку (а равно существу, имеющему явное сходство с человеком) или животному.
4. Игрушки, доминантой игрового замысла которых является активное манипулирование ребенком; вызывая игровую ситуацию, навязывающую ребенку зависимость его игрового поведения от электронной программы, заложенной в игрушку.
5. Игрушки, использующие синестезию, основанные на сочетании психологически несочетаемого – например, сладкого и смертельного. (Это карамель-леденец чупа-чупс в рыбьем скелете или в голове наполовину человеческой – наполовину механической с вылезающими при нажатии глазами и т. п.).
6. Игрушки, натуралистически изображающие или моделирующие выделительные процессы человеческого организма или организма животного, или результаты таких процессов.
7. Игрушки, изображающие или моделирующие гениталии человека или животных.
1. К детским игрушкам, затрагивающим духовно-нравственную сферу, относятся:
a) изображающие или моделирующие оккультно-мистические практики или магические ритуалы, вовлекающие ребенка в осуществление оккультно-религиозных магических ритуалов;
б) посягающие на общественную нравственность и оскорбляющие нравственные чувства и человеческое достоинство ребенка и его родителей;
в) связанные с изображением или моделированием актов вандализма, кощунства или надругательства над традиционными национальными и/или религиозными ценностями, предполагающие такое моделирование ребенком или участие ребенка в таком моделировании;
г) способствующие формированию у ребенка пренебрежительного или негативного отношения к физическим недостаткам других людей, к людям по признаку их расовой, национальной, религиозной или социальной принадлежности.
д) явно оправдывающие, романтизирующие или героизирующие экстремизм, терроризм, преступность и преступный образ жизни, либо иным образом криминализирующие сознание ребенка.
2. Игрушки, направленные на провокацию противоправного поведения, нравственного развращения, интеллектуальное растление:
a) сексуализирующие сознание ребенка, эксплуатирующие тему сексуальных отношений;
б) провоцирующие игровые сюжеты, связанные с сексом, изображающие, моделирующие или имитирующие сексуальные отношения, в том числе с использованием реальных или виртуальных образов человека, животных, либо существ, имеющих явное сходство с человеком;
в) побуждающие детей дошкольного возраста к сексуальным контактам (их имитации, формирующие представления о допустимости форм половой распущенности, о гомосексуальных союзах как о нормальной, социально приемлемой или допустимой форме семьи;
г) формирующие представления о педофилии, детской проституции как о социальных или нравственных нормах сексуального поведения, либо как о продвинутом, модном образе жизни;
д) изображающие или моделирующие изнасилования или иные насильственные действия сексуального характера, любые действия сексуального характера в отношении взрослого или ребенка;
е) связанные с изображением или моделированием искусственного прерывания беременности, предполагающие такое моделирование ребенком или участие ребенка в таком моделировании (беременная кукла Барби, у которой можно вскрыть живот и достать плод).
3. Игрушки, посягающие на детско-родительские отношения, представляющие их в негативном виде, дискредитирующие семью и родителей, побуждающие ребенка к активному негативизму и конфликтам с близкими.
Перечисленные риски могут не отражать все возможные риски игровой продукции, способные оказать серьезное травмирующее воздействие на физическое, психологическое и духовно-нравственное развитие ребенка.
Как отмечалось выше, у детей этого возраста невозможно сформировать представления и навыки, необходимые для обеспечения собственной информационной безопасности, соответствующие компетентности или готовность к распознаванию, предвидению и уклонению от опасностей, связанных с информационным пространством. Вместе с тем на этапе дошкольного детства закладываются основы ценностно-смысловой сферы, общей и информационной культуры. Чтобы ребенок вырос взыскательным читателем, зрителем, необходимо сформировать у него некий «внутренний фильтр» : нравственный стержень, чувство прекрасного, эстетический вкус, зрительскую культуру. Важно поддерживать познавательный интерес, стремление общаться со сверстниками и взрослыми, знакомить со способами коммуникации. Важнейшим условием становления социально активной, психически устойчивой и психологически защищенной личности, способной противостоять негативным воздействиям информации и не поддающейся манипулированию, является развитие субъектности. Она определяется как самостоятельная активность, самодвижение, осознанная саморегуляция, качественное своеобразие человека как целеполагающего, свободного, ответственного и развивающегося существа. Чтобы поддерживать процесс становления субъектности, педагогу необходимо научиться создавать ситуации «востребованности личности, ее сил саморазвития», предполагающие субъект-субъектные отношения между участниками образовательной деятельности. Доказано, что, если на этапе дошкольного детства ребенок не становится субъектом управления своим поведением, он и в дальнейшем демонстрирует личностную незрелость, низкую адаптивность, неспособность к саморазвитию, подверженность негативным воздействиям.
Итак, мы выяснили, что:
- Информация может влиять на физическое и психическое здоровье детей, их развитие и социализацию.
-Для нормального развития детям нужна информация, которая соответствует их интересам и возрастным особенностям.
– Информационная продукция для детей может не соответствовать требованиям информационной безопасности.
– Обеспечить безопасность детей – это профессиональная обязанность педагогов и руководителей детского сада, которую предусматривает закон.
Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми. И чтобы современные гаджеты были друзьями, а не врагами нашим детям, нам, взрослым, тоже необходимо повышать свой уровень знаний по информационной безопасности и педагогике. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем увлечены наши дети, разделять с ними их успехи.
Невозможно закрыть все ресурсы, содержащие негативный конвент, и
полностью оградить ребенка от столкновения с вредоносным содержимым, но возможно предупредить его, научить справляться с угрозой и в спорных ситуациях в первую очередь обращаться за помощью к взрослым.