Наталья Васильевна Степанова
Консультация для педагогов «Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста». Методические рекомендации
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей - это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями педагогов, родителей и самих детей.
Публикация «Консультация для педагогов „Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста“, Методические рекомендации» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.
В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем». Мы понимаем, что компьютер и Интернет – это не только кладезь возможностей, но и источник угроз. Сегодня количество пользователей российской сети Интернет составляет десятки миллионов людей, и немалая часть из них – дети, которые могут не знать об опасностях мировой паутины.
Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером и с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу.
«Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиа - грамотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны - теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать»
На основе Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" выделяются следующие компоненты:
• продукция средств массовой информации;
• печатная продукция;
• аудиовизуальная продукция на любых видах носителей;
• зрелищные мероприятия;
• а также необходимо рассматривать информацию, полученную детьми в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Система мер, направленных на обеспечение информационной безопасности детей в ДОУ, предполагает выявление угроз, связанных с компонентами информационной среды, специфики ее воздействия на дошкольников; определение направлений и путей повышения компетентности педагогов в данных вопросах.
Современный ребенок все больше времени проводит за компьютером или телевизором. В определенной степени это связано с высокой познавательной мотивацией, с любознательностью и стремлением узнать что-то новое. Мировые ученые обеспокоены негативным информационным воздействием на детскую аудиторию. Информационная безопасность является проблемой как социальной, так и педагогической. Совместная деятельность детского сада и семьи поможет оградить подрастающее поколение от отрицательного влияния информационно среды.
Насилие в информационном пространстве провоцирует у детей агрессивность, притупление чувств в момент причинения боли окружающим. Эротические фрагменты могут навсегда травмировать моральное суждение. Рекламные ролики обладают самым высоким уровнем воздействия на психическое состояние дошкольника. Ребенок склонен верить всему, о чем говорится в рекламе.
Для решения проблем, связанных с информационной безопасностью детей дошкольного возраста, необходимо научить ребенка адекватно оценивать и воспринимать информацию, увиденную на экране. Для этого с детьми дошкольного возраста можно организовать дидактические игры или ситуативные задачи.
Игры и задания для детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с правилами безопасного поведения в сети Интернет"
1. Ситуативные задачи. Предложите ребенку ответить, как бы поступил он, если бы оказался в определенной ситуации. Вместе с ребенком проанализируйте полученные ответы. Если ребенок испытывает затруднение, окажите ему помощь, рассказав, как поступили бы вы.
Ситуация 1. Ты просматриваешь фотографии животных на компьютере в сети Интернет. В это время появляется баннер с рекламой, на которой просят перейти по ссылке и ответить на несколько вопросов. Какими будут твои действия? Почему ты поступил именно так?
Ситуация 2. На твой телефон поступил звонок от неизвестного тебе номера. Незнакомый голос представился папой одного из твоих друзей и попросил назвать тебя свое имя, фамилию, отчество, дату рождения и адрес. Как поступишь ты? Почему?
Ситуация 3. Раздался звонок на домашний телефон, ты взял трубку и услышал женский голос. «Здравствуй, родители дома? Ты сейчас один? В котором часу родители должны вернуться домой?» - услышал ты. Что ты ответишь? Почему?
Ситуация 4. Во время игры в режиме онлайн, тебя постоянно оскорбляет твой соперник. Как ты отреагируешь? Как можно избежать негативного общения в онлайн-играх.
Ситуация 5. Старший брат (сестра) разрешил тебе поиграть в его планшет. Игра, о которой ты давно мечтал – платная. Для скачивания тебе необходим пароль. Брат назвал пароль, но покупать игру не разрешил. Как ты поступишь?
2. Игры.
Игра «Светофор».
Цель: развивать представления детей о правилах безопасного поведения в сети Интернет.
Расскажите участникам о правилах игры. Например, объясните, что в Интернете существуют определенные правила «движения» по сайтам, страницам. Соблюдение этих правил позволит избежать некоторых проблем. У каждого игрока будут карточки трех цветов. Красный цвет – отрицательный ответ, зеленый – положительный, желтый – совет взрослого. Участникам предлагаются утверждения или вопросы, ответы на которые они показывают с помощью карточки определенного цвета. Победитель становится инспектором. Такую игру можно использовать в семейном кругу, на детском празднике.
Использование занимательных игр и упражнений позволит определить уровень знаний детей о возможных угрозах и опасностях, которые поджидают их в сети Интернет.
Варианты утверждений и вопросов для игры «Светофор» :
1. Можно ли скачивать игры без разрешения взрослых с неизвестных сайтов? (Нет).
2. Все ли сайты безопасны? (Нет).
3. Можно ли пользоваться Интернетом без опасения? (Нет).
4. Можно ли переходит по ссылкам, которые высвечиваются в рекламе? (Нет).
Игра «Интернет-безопасность».
Цель: систематизировать знания детей о безопасном поведении в сети.
Предложите ребенку закончить фразу, выбирая из предложенных: «Я всегда буду…», «Я никогда не буду…». Варианты: открывать подозрительные сообщения; общаться с незнакомыми людьми; играть в платные игры; покупать программы; вести себя вежливо в социальных сетях; выполнять просьбы незнакомых людей.
Игра «Собери картинку».
Цель: развивать память, воображение.
Предложите ребенку разрезанные картинки с изображением монитора, системного блока, ноутбука, наушников.
Игра «Фотозагадки».
Цель: систематизировать знания детей о медиа-профессиях.
Предложите детям фотографии (изображения) людей, выполняющих свою работу за компьютером, на телевидении, радио. Варианты: программист, телеведущий, репортер, рекламист, фотограф, оператор, режиссер, сценарист, художник-гример.
Игра «Найди пару».
Цель: развивать у детей общие представления о современных технологиях.
Предложите детям карточки с изображениями предметови попросите подобрать пару. Варианты: наушники-микрофон; монитор – клавиатура; ноутбук – флеш-карта.
Игра «Что нам нужно для работы?».
Цель: развивать представления детей о технике, инструментах, профессиях.
Поделите детей на 2 команды или по парам. Предложите одной команде карточки с изображением профессий, связанных со средствами массовой информации, телевидением, компьютерно-вычислительной техникой. Второй команде достанутся карточки с изображением различного инвентаря, необходимого для работы. Дети первой команды называют профессию, участники второй - подбирают инструмент и его предназначение. Например, микрофон необходим телеведущему для того, чтобы его речь была громче.
___
Как и почему информация может влиять на процессы развития и социализации детей дошкольного возраста? Прежде всего необходимо отметить, что принципиальная возможность развития ребенка в "здоровом направлении" тесно связана с удовлетворением одной из базовых потребностей - потребности ребенка в безопасности. А. Маслоу доказал, что в случае неудовлетворения потребности ребенка в безопасности, она (потребность) становится доминирующей, узурпирует "право на организацию поведения, подчинив своей воле все возможности организма и нацелив их на достижение безопасности". К потере ощущения безопасности может привести столкновение ребенка с информацией, которая вызывает у него страх, тревогу, негативные эмоции и переживания.
Потеря дошкольниками чувства безопасности нередко становится следствием использования непродуктивных методов обучения в общественном и семейном воспитании. Широко распространенные методы ознакомления детей с различными категориями опасностей формируют у них недоверие к людям, вызывают состояние тревожности, неуверенности в себе, стремление избегать знакомства с чем-то новым.
Угрозой для развития может стать не только характер, но и способ восприятия информации. При просмотре мультфильмов, некоторых телепрограмм, ребенку отводится роль пассивного получателя информации. При таком подходе не развивается познавательный интерес, воображение, подавляется воля. Информация воспринимается не как средство удовлетворения любознательности, решения практических или познавательных задач, а как источник впечатлений, эмоций, как развлечение. Это приводит к определенной зависимости, без телевизора или компьютера жизнь кажется детям безынтересной.
Н. А. Лызь выделила четыре основных подхода к обеспечению безопасности человека :
• ограждающий (устранение опасностей или перемещение человека в безопасную среду);
• обучающий (формирование навыков безопасного поведения, обучение предвидению, распознаванию опасностей, способам поведения в опасных ситуациях);
• образовательный (личностное образование, приобретение качеств, необходимых для успешного самообеспечения безопасности);
• личностно-развивающий (формирование личностной зрелости на основе поддержки становления ценностно-смысловой сферы человека и качеств субъекта жизни, устойчивости к негативным воздействиям, способности превращать опасности в фактор собственного развития, минимизировать количество опасностей).
Такие возрастные особенности детей, как неспособность критически оценивать информацию, отсутствие необходимых для этого знаний и умений, несформированность защитных психологических механизмов, определяют превалирование в дошкольном образовании ограждающего подхода. Он предполагает не только минимизацию рисков причинения информацией вреда физическому и психическому здоровью, нравственному, духовному, физическому и социальному развитию детей, но и для доступа их к информации, способствующей надлежащему развитию и воспитанию.
Ребенок как никто другой нуждается в доступной, понятной и необходимой ему информации, благодаря которой он получает представление о мире, учится мыслить и анализировать, развивает свои способности, память, воображение. Основой для этого являются детские книги, телевизионные программы для детей, развивающие компьютерные игры.
Но вместе с тем, всеобщая компьютеризация породила ряд проблем. Это прежде всего снижение интереса к чтению, которое является показателем общей культуры общества, и, как следствие, снижение уровня грамотности. Из-за большого потока низкопробной видеопродукции, стали утрачиваться ценности, которые накапливались веками.
Причиной этой негативной тенденции является некритичное восприятие информации, неразвитость механизмов личностной рефлексии и саморегуляции. Все эти проблемы ребенок самостоятельно решить не может. Взрослому человеку необходимо критически оценить ситуацию, научиться вычленять положительное и отсеивать отрицательное в сложившейся ситуации.
Совсем недавно компьютеры были роскошью, а уже сегодня они есть почти в каждом доме. И пользуются компьютером не только взрослые, но и дети. Современные дошкольники с завидной легкостью овладевают навыками работы с компьютерными новинками. Компьютер является для ребенка игрушкой, необычной и привлекательной.
Общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Даже кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, ребенок испытывает своеобразный эмоциональный стресс. Компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка, но бездумное его использование может нанести непоправимый вред здоровью ребенка. Компьютерные игры приводят к постоянному возбуждению участков мозга, отвечающих за удовольствие. В итоге ребенку хочется получать удовлетворение как можно дольше, а это уже настоящая зависимость. Компьютерные игры наносят большой вред детскому восприятию. Дело в том, что дети переносят в жизнь то, что видят по телевизору или в компьютере. Если во время игры любимый герой трагически погибает, пытаясь спасти людей или, как верхолаз, прыгает по деревьям и этажам домов, то все эти действия ребенок вполне сможет воспроизвести в реальности. Сюжет большей части компьютерных игр основан на том, чтобы суметь выжить, уничтожить своих соперников и т. д. Достижение этих целей происходит чаще всего через стрельбу. К чему может привести такое влияние компьютера на ребенка? К тому, что достичь всего в этой жизни можно только через жестокость, агрессию и применение оружия. Очень часто родители, чтобы хоть чем-то занять ребенка, просто усаживают его за телевизор или компьютер, и даже не догадывается, что это приводит к развитию детского одиночества. Кроме того, компьютерные игры могут развивать у детей эгоизм и изолированность, ведь большая часть их сюжетов основано на принципах «выживает сильнейший» либо «каждый выживает сам за себя».
Компьютерные игры приносят не только вред, но и пользу.
Плюсы:
развивают:
• логику, мышление;
• память (все игры);
• внимательность, реакцию, сообразительность;
• знание иностранных языков;
• знание компьютера (все игры).
Минусы:
нередко приводят:
• к психическим расстройствам;
• ухудшению зрения;
• развитию жестокости;
• ухудшению физической подготовки, отставанию в умственном развитии;
• игровой зависимости.
Всё дело в чувстве меры. Дело в том, что недолгое пребывание за телевизором и компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное - ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребёнок проводит за компьютером. Родителям при решении этого вопроса надо проявить, с одной стороны, настойчивость и последовательность, а с другой - преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребёнка, который, сидя за компьютером, не мешает заниматься домашними делами или смотреть телевизор. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей, время занятий должно быть определено вами сразу
Не опасайтесь отрицательного влияния компьютера на ребёнка. При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет прямо-таки неоценимой. Имея собственный компьютер, ребёнок потихоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет завести свои творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может, станут профессией.
Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми. И чтобы умная машина была другом, а не врагом нашим детям, нам, взрослым, тоже необходимо повышать свой уровень знаний по информационной безопасности и педагогике. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем увлечены наши дети, разделять с ними их успехи, да и просто больше общаться со своими детьми.
Компьютер – умная и нужная машина и никогда не навредит, если правильно ее использовать и соблюдать все меры предосторожности.
Невозможно закрыть все ресурсы, содержащие негативный контент, и полностью оградить ребенка от столкновения с вредоносным содержимым, но возможно предупредить его, научить справляться с угрозой и в спорных ситуациях в первую очередь обращаться за помощью к взрослым.
Критерии к информации :
• Информация должна соответствовать возрасту;
• Информация должна быть современной, актуальной из достоверных источников;
• Излагать информацию не более 5и минут;
• Источники информации должны быть указаны.
Рекомендации для родителей, которые помогут предупредить угрозы и сделать работу детей в Интернете полезной.
Правило 1. Внимательно относитесь к действиям ваших детей в «мировой паутине» :
• Не отправляйте детей в «свободное плавание» по Интернету;
• Беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернета, рассказывайте, как вовремя предупредить угрозы.
Правило 2. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе сеть:
• Объясните ребенку, что в Интернете как в жизни встречаются и «хорошие», и «плохие» люди. Объясните, что, если ребенок столкнулся с негативом или насилием со стороны другого пользователя Интернета, ему нужно сообщить об этом близким людям;
• Объясните ребенку, что размещать свои личные данные (адрес, телефон, место учебы) в социальных сетях и других открытых источниках нежелательно и даже опасно.
• Научите ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с вашей помощью;
• Научите ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернета, особенно путём отправки sms, – во избежание потери денег;
• Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ваш ребенок, и посоветуйте их использовать;
• Объясните, что нежелательно переходить по ссылкам в Интернете. Доказано, что за шесть кликов можно перейти от «белого» сайта к «чёрному».
Правило 3. Выберите удобную форму контроля пребывания вашего ребенка в Сети:
• Установите на ваш компьютер необходимое программное обеспечение – решение родительского контроля;
• Простые настройки компьютера позволят вам быть в курсе того, какую информацию просматривал ваш ребенок. Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает ребенок;
• Пользуйтесь программами семейной безопасности, которые позволяют полностью перекрыть доступ в Интернет или установить веб - фильтры, а также проверить, на какие сайты заходит ребенок, какие программы использует, сколько времени проводит в сети;
• Если ваш ребенок – учащийся младших классов и часто остается дома один, ограничьте ему время пребывания в Интернете;
• Если компьютер используется всеми членами семьи, установите его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребенка;
• отслеживайте, какие окна всплывают при работе с энциклопедическими, игровыми детскими сайтами.
Правило 4. Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей :
• Знакомьте всех членов вашей семьи с базовыми принципами безопасной работы на компьютере и в Интернете;
• Учитесь у ребенка! Дети XXI века нередко продвинутее родителей в вопросах компьютера и Интернета. В форме игры попросите ребенка показать свои возможности и научить вас незнакомым действиям.
Правило 5. Будьте внимательны к поведению ребенка, отслеживайте признаки Интернет - зависимости:
• Уясните, вредные привычки влияют на здоровье, а Интернет-зависимость наносит вред психике человека. По мнению врачей и психологов, зависимость от Интернета является «удобным» типом зависимости для родителей, так как носит неявный характер по сравнению с другими серьезными проблемами, к примеру, алкоголем и наркотиками;
• Будьте внимательны к переменам в поведении ребенка Раздражительность, рассеянность, замкнутость, потеря интереса к любимым занятиям, ложь о количестве времени, которое ребенок проводит в сети, частое употребление пищи перед компьютером – все это может быть признаками зависимости от Интернета;
• Придумайте полезную альтернативу Интернету. Это может быть увлекательное занятие, активный отдых, посещение спортивных секций и кружков, обычная прогулка с друзьями или родителями;
• Старайтесь распознать зависимость как можно раньше и при необходимости обратиться к специалисту.
Правило 6. Руководствуйтесь рекомендациями педиатров :
Сколько времени можно позволять ребенку сидеть за компьютером? В этом вопросе вы должны проявить настойчивость и непреклонность, как при дозировке лекарств. Ребенок до 6 лет не должен проводить за компьютером более 10 - 15 минут. Для детей в возрасте 7 - 8 лет ограничение составляет 30 - 40 минут в день. Помните, что злоупотребление компьютером рискованно для физического здоровья и может вызвать у ребенка ухудшение зрения, гиподинамию, подверженность аллергиям и даже сердечнососудистые заболевания!
Литература:
1. Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года
2. Тимофеева Л. Проблемы времени. Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста. "Дошкольное воспитание" 7/2019
Издательский дом "Воспитание дошкольника"
3. Житенева Ю. Ю., Колесникова Р. Р. «Дошкольник и компьютер» Московский государственный гуманитарный университет им. М. А.